Смекни!
smekni.com

Главные герои романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (стр. 3 из 4)

Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал? А истинная аристократка, непременно принимая облик преданной своему мужу "верной жены", могла позволить себе тайную связь, которую, разумеется, ни в коем случае нельзя было афишировать.

"Свет" не карает заблуждений, но тайны тре6ует от них" - точно

Сформулировал этот неписанный закон светской жизни сам Пушкин в стихотворении "Когда твои младые лета" в 1829 году.

Но расчеты Евгения не оправдались. В финале, застав Татьяну врасплох, Онегин сделал невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, метаморфозы Татьяны были только внешними, внутренний мир претерпел лишь малейшие, незначительные изменения. Во многом же героиня осталась " прежней Таней", простой девушкой, а такие женщины на супружескую измену не способны.

Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность.

Убедившись, что его страстные признания не достигают цели, что Татьяна окружена "крещенским холодом" и на лице ее можно увидеть лишь "гнева след", Онегин вновь уединяется в своем "молчаливом кабинете" и, отрешившись от света, принимается за чтение.

И что же? Глаза его читали,

Но мысли были далеко;

Он меж печальными строками

Читал духовными глазами

Другие строки. В них то он

Был совершенно углублен.

Такое чтение "духовными глазами позволило Евгению, человеку европейской культуры, погрузиться в ранее чуждый ему патриархально - усадебный, народно - поэтический мир, мир старины и преданий, столь близкий и родной Татьяне, ощутить ее укорененность в этом мире:

То были тайные преданья Сердечной, темной старины,

Ни с чем не связанные сны, Угрозы, толки, предсказанья,

Иль длинной сказки взор живой,

Иль письма девы молодой.

Можно сказать, что Онегин сумел приблизиться к разгадке тайны Татьяны, ее натуры, ее души. Он начинает постигать все то, что.

Не в состоянии был постигнуть и понять в дни своего деревенского затворничества. Все меркнет перед непрестанной думой о Татьяне, встреча с которой, как все ясней понимает герой, стала главнейшим событием в его судьбе, событием, всю значимость которого он не смог оценить раньше. Любовь к Тане - последнее, что осталось у Онегина, поэтому его последний визит к ней - акт отчаяния. Нарушая все границы приличия, Онегин является в чужой дом в неурочное время, застав Татьяну врасплох - в слезах, за чтением письма, одетой по - домашнему, и, потрясенный ее нежданно знакомым обликом, молча падает к ее ногам "в тоске бездумных сожалений".

Конечно же, глядя на Евгения, Татьяна все прекрасно понимает, чувствует его страдания ("ей внятно все"): ведь она сама пережила нечто подобное, но точно так же, как и Онегин до сей минуты не подозревал о том, что в княгине живет "простая дева", "прежняя Таня"; Татьяна не могла знать, что произошло с Евгением после дуэли с Ленским, что понял Онегин во время странствий по России, что переживал в часы добровольного заточения в своем кабинете. Она считала, что разглядела Онегина раз и навсегда. Для нее он по - прежнему человек холодный, опустошенный и эгоистичный.

Только этим можно объяснить суровую отповедь Евгения.

Именно "зеркально отраженная" композиция этих сцен позволяет провести между ними и внутреннюю аналогию, а значит - лучше понять и оценить поведение пушкинской героини. Именно в бескорыстие и благородство страсти Евгения Онегина не может поверить Татьяна Ларина. Убежденная в том, что он стал " чувства мелкого рабом", она, кажется, не может допустить и мысли о способности Онегина измениться. А ведь с момента их разлуки прошло целых четыре года! Теперь избежать ошибки не удалось Тане. Предосудительное желание вытащить украшение (Таню) из - под стеклянного колпака не приводит к желаемому результату, а лишь заканчивается такой проповедью, которая доставляет мало удовольствия предприимчивому денди. Оскорбленная женщина упрекает его во всем, незаметно для себя переходит к исповеди, которая не может не поразить своей откровенностью и бесстрашной искренностью.

Татьяна признается, что успехи "в вихре света" тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурной жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Евгению: поступила "неосторожно", решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья." Чего же боле?" Ведь такое признание предполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости!

"Эта встреча, - пишет современный исследователь В.Е. Холуев, - предваряющая разлуку навсегда, отмечена своего рода равенством Онегина и Лариной в их общей скорби о несбывшемся и неповторимом; здесь угадываются покаяния, прощения, благодарности".

Прежний Евгений - такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний, но не новый Онегин, которого Татьяна не знает. Ей кажется, что " счастье было так возможно, так близко", - это неверно. Раньше счастье не было возможно, т.к Евгений не умел любить. Возможность счастья только теперь настоящая, готовая к воплощению в жизнь с новым Онегиным, но, увы, поздно.

Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений Онегин, равнодушный и эгоистичный, не понял бы и мучений. Теперь же он понимает все: ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот " минуту, злую для него", А.С. Пушкин оставляет своего героя. Да, именно своего героя. Евгений Онегин - это не поэтический портрет Пушкина, что и подчеркивает сам автор.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной,

Чтобы насмешливый читатель

Или какой-нибудь издатель

Замысловатой клеветы,

Сличая здесь мои черты,

Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет,

Как Байрон, гордости поэт,

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

О цели и смысле жизни думают главные герои романа: Онегин, Ларина, Ленский, а вместе с ними и сам автор. Бездумно по течению жизни плывут лишь старые Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто видится повествование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути. Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действительности, она вытолкнула его из себя.

По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать исключеньем из мира нравственно увечных явлений. Действительность оказалась враждебной ей, и вместо счастья ей придется до конца дней своих выполнять долг, живя с уважаемым, но нелюбимым супругом.

Пушкин показывает на примере Татьяны, что человек, даже непохожий на других, может найти свое место в мире и в то же время сохранить свою душу и те черты, которые отличают его от других. Татьяна приняла законы общества, а оно приняло ее. Это и потрясло Онегина. Во всех поступках Татьяна оказалась верна своей натуре. В заключительной речи героиня показывает, что она сильнее и выше Онегина. В отличие от Тани Онегин не нашел того, в чем нуждался. При первой встрече оба героя были в поисках. Татьяна пишет письмо лишь потому, что она хочет быть похожей на героинь французских романов, а при второй встрече уже Евгений пишет ей, но совершенно по другой причине: он понимает, что Татьяна оказалась сильнее его. Отношения между героями меняются, как и они сами.

Оба героя: и Онегин, и Татьяна глубоко страдают. Пушкин подводит читателя к тому, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут.

С судьбой героев сопоставлена судьба самого автора: он испытывает полноту жизни, живет ее радостями, страдает ее горестями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в деятельности, в самозабвенном поэтичном труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта. В судьбах, в исканиях героев романа Александр Сергеевич сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX века.

Трагедия Онегина в отсутствии высокой цели, но он ищет эту цель, стремиться наполнить жизнь объемным содержанием. Пушкин видел незаурядные качества героя, но он видел и омут враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.

На всем протяжении своего существования наша русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Самые лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как предмет обожания, поклонения, любви, но, прежде всего, как личность, не менее значительную, нежели мужчина.

И первым, кому это удалось сделать, стал Пушкин.В.Г. Белинский считал создание образа Тани Лариной, истинно русской женщины, настоящим подвигом. Поэт ничуть не скрывал своих симпатий к героине. Меня, как и самого писателя, поражает и, конечно же, привлекает высота ее нравов, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие болезненных противоречий между решением и поступком. Сразу видно, что пред нами личность, значительный человек, а не "деревенская простушка".