Смекни!
smekni.com

Гуманистическая система воспитания в произведении Н.С. Лескова "Кадетский монастырь" (стр. 3 из 7)

· возвращение воспитания к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности, нравственности, организация воспитания как гуманитарной практики, направленной на оказание помощи детям в становлении их личности;

· поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, часто предполагает решительный отказ от «валового» подхода в воспитании и признание отдельного ребенка высшей ценностью воспитания. Развитие субъектных свойств, творческого потенциала, поддержка самобытных черт характера становятся при этом главной заботой воспитателя.

· осуществление воспитания в контексте национальной культуры как среды, питающей духовное и нравственное развитие ребенка;

· возвращение воспитания в семью;

· повышение педагогической культуры воспитателей, обретение ими гуманистической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания.

З.А. Малькова и Л.А. Новикова понимают гуманистическую систему воспитания как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

· личностный подход в воспитании, признание личности развивающего человека высшей социальной ценностью;

· природосообразность воспитания которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;

· культуросообразность воспитания опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру национально-этническую обрядность, привычки;

· гуманизация межличностных отношений;

· опора на сознание, поведение и чувства ребенка в равной мере;

· деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса;

· дихотомический подход к организации воспитательного процесса, позволяющий избежать примитивной однозначности в толковании и реализации целей воспитания;

· дифференциация воспитания предполагает отбор его содержания, форм и методов с учетом специфических позиций детей и взрослых вы воспитательном процессе.

· средовый подход к воспитанию включает в себя различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой.

Б.П. Батина и В.Г. Бочарова разработали концепцию социального воспитания, которая рассматривается как важнейшая функция общества, как процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды, активности личности как субъекта этого процесса. Приоритет в социальном воспитании принадлежит семье, где человек проходит первичную и главную социализацию. Нормальные нравственные взаимоотношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность взаимодействия в системе личность – семья – общество.

Деятельностный подход в содержании и методологии социального воспитания учащихся реализуется на основе преемственности, целенаправленной воспитательной работы и народной педагогики. Среди основополагающих идей наиболее продуктивно «работающих» на совершенствование социального воспитания, авторы называют следующие:

· преимущественная трудовая ориентация воспитательной работы, последовательное включение ребенка в комплекс необходимых взрослому человеку видов трудовой деятельности, более раннее, чем сейчас, приобщение к общественно-значимому труду;

· забота родителей и всего социума о физическом развитии детей, о формировании здорового образа жизни;

· выявление и раскрытие воспитательно-трудовой основы традиций каждой семьи, ее специфики, пробуждение исторической памяти детей, формирование у них уважительного отношения к своей «малой родине», развитие, корректировка, обогащение общественного мнения в социуме, формирование у детей «чувства дома»;

· ориентация на пример взрослых как ведущий метод влияния на детей, развитие их творчества, включение в активные общественные дела с целью воспитания доброты, милосердия, заботы о людях и окружающей среде;

· общение ребенка с младшими детьми как средство активного самоутверждения, воспитания ответственности, приобретения элементарных навыков педагогического общения, освоения народно-педагогических традиций;

· уважительное отношение к ритуальным праздникам, связанным с различными стадиями личностного развития.

Таким образом, гуманистическая система воспитания ориентируется на следующие принципы:

1. Человек – главный предмет воспитания.

2. Ориентир на универсальные общечеловеческие ценности, на воспитание человека, способного к их сохранению и воспроизводству.

3. Особенности современной социально-педагогической ситуации, актуальность перехода от воспитания «частичного» человека к воспитанию целостной личности, «внутреннего человека, способного к саморазвитию и саморегуляции.

4. Следует помнить об опережающем характере цели воспитания, о необходимости проектирования тех качеств, которые понадобятся воспитаннику для жизнедеятельности и жизнетворчества в будущем.

Демократизация и гуманизация нашей системы воспитания – объективное требование времени. Важно обеспечить открытую связь с учительской массой, направлений, внутренних диалогов. Даже если мы примем во внимание только внешнюю сторону предлагаемой системы воспитания, невооруженным взглядом заметна сложность ее практической реализации, поскольку важно «иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм» / /. Эти факторы неразрывно связаны и являются главным звеном успешности гуманистической системы воспитания, тем более, что «материал» для реализации этой системы есть в учебном материале многих школьных предметов, в частности, литературе.

Глава II

Гуманистическая система воспитания в очерке Н.С. Лескова «Кадетский монастырь»

§ 1. Литература ХIХ века как отражение гуманистической системы воспитания

В русской литературе ХIХ века немало страниц посвящено проблемам педагогики. С одной стороны, это наследие эпохи Просвещения, с другой – историческая и культурная необходимость. Следовательно, гуманистическая направленность русской литературы этого периода – это культурная реалия.

Разные писатели освещали эту проблему по-разному, поскольку имели индивидуальный взгляд на закономерности и принципы построения воспитательного процесса.

Например, у В.А. Жуковского гуманизм проявляется в рассуждениях о судьбах человеческих, субъективном интересе к внутрекннему миру человеческой души; у К.Ф. Рылеева (кстати, воспитанника кадетского корпуса) – в любви к народу, выразившейся в реальных действиях; гуманистическая концепция в пушкинском понимании – это сочетание возрожденческой телесности, романтической субъективности и реалистического описания ситуаций межличностного общения. Несмотря на внешний гуманистический пафос, их живой интерес к конкретным человеческим судьбам в их произведениях непосредственно не представляется в концептуально-стройном виде, репродуцируя лишь собственный опыт «светского» воспитания: «Мы все учились понемногу…».

Концептуальное изложение гуманистическая система воспитания получила во второй половине ХIХ века Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, Н.Г. Чернышевским, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Н.С. Лесковым и др.

Н.Г. Чернышевский, являясь педагогом по образованию, предлагает в романе «Что делать?» методику воспитания «нового человека». В основе ее лежит идея «разумного эгоизма» (поступать так из эгоистических побуждений ради собственной выгоды, которая заключается в том, чтобы бороться за счастье других людей). Гуманистическая идея у Чернышевского имеет субъектную природу: она должна «прорасти» в сердце каждого, поскольку бороться за счастье народа можно только по велению сердца, по влечению «своей натуры». Особенностью революционного гуманизма Н.Г. Чернышевского заключается в том, что он ставит личные интересы, чувства ниже интересов и чувств окружающих: «человек не имеет права отнимать счастье у другого человека ни своими поступками, ни мыслями, ни даже молчанием» / /. Другая особенность – это прерогатива будущего над настоящим: нельзя жалеть себя сегодня, потому что это – цена за завтрашнее счастье всех и каждого.

Л.Н. Толстой писал своей родственнице: «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных…Ломоносовых…» В основу своей педагогической системы положил идею свободного обучения, основанного исключительно на развитии познавательного интереса детей. Педагогические воззрения Толстого давали «знать о себе» в произведениях писателя: толстовские герои постоянно чему-нибудь учатся – наукам, любви, жизни, общественным оценкам... Гуманистический характер воззрений Толстого проявляется, прежде всего, в отношении к детям (Пете и Наташе Ростовым из «Войны и мира», Сереже из «Анны Карениной»). Дети у Толстого – непосредственные, искренние, честные, воспитываются свободно, «по велению души», но обязательным элементом воспитания является труд.

Гуманизм Ф.М. Достоевского проявляется в первую очередь к тем, кто не может постоять за себя: маленьким детям («ведь дите. Жалко» – говорит Иван Карамазов Алеше), животные (лошадь, забитая насмерть, в воспоминаниях Родиона Раскольникова), убогие (Смердяков, Мармеладов, князь Мышкин и др.) Таким образом, по Достоевскому, это сострадание, жалость к ближнему. Следовательно, гуманистическая система воспитания, по Достоевскому, соотносится с христианским воспитанием, в результате которого ребенок должен «как должное» принимать все, что дает судьба. Но, несмотря на это, «слабые герои» в произведениях Достоевского зачастую гибнут под напором обстоятельств или «сильных героев»: Мармеладов гибнет под копытами лошади («Преступление и наказание»), нищий мальчик замерзает на зимней улице («Мальчик у Христа на елке»), Смердяков кончает жизнь самоубийством («Братья Карамазовы»)… Казалось бы, это проявление антигуманистических традиций, но описываемые обстоятельства – это только отношение к «беззащитным существам со стороны общества. Для Достоевского все «несчастья человеческие» – это повод обратить внимание на «униженных и оскорбленных» и посочувствовать им.