Смекни!
smekni.com

Жанр рассказа в творчестве В.И. Мишаниной (стр. 5 из 6)

В. И. Мишанина своими рассказами возвращает нас к нашим истокам, далекому историческому прошлому. Автор показывает читателям ценности простой деревенской жизни.

Выбор героев рассказов В. И. Мишаниной также обусловлен нравственно-эстетическим аспектом: герой произведения – носитель своего менталитета с присущими ему чертами и характеристиками. В большинстве случаев герои произведений писательницы – дети или подростки. Именно с ними происходят те или иные события, которые несут в себе назидательную, воспитывающую функцию. «Одни ищут счастье, другие – смысл жизни, а третьи – лучшую жизнь. Но и в тех, и других есть своя искра, своя интересность и необычность. Каждый герой учит читателя на основе чего-то своего лучшей жизни, учит ловить счастливый момент – ведь он может не повториться, учит любить – сильнее и больше, учит вспоминать прошлое – чтобы его не забывали в настоящем» [Соколова, 2003: 115]. В этом они не уступают героям А. С. Пушкина или Л. Н. Толстого.

По праву Е. К. Атякшева заметила: «Если уж мордовский человек любит – то так, что головы на плечах и ног под ногами не чувствует. Он за свою любовь все кулаки расшибет!» [Атякшева, 2008: 202].

В. И. Мишанина вкладывает в мысли и речи героев харизматичность, они порой произносят столь чувственные, порой даже печальные слова, экспрессия которых настолько высока и психологична. В их речи широко употребительны уменьшительно-ласкательные обращения, что говорит об особом отношении друг к другу. От персонажей веет добротой и теплом души, которую автор посредством их пытается воспитывать в своих читателях. Писательница хочет привить любовь к Родине – Мордовии, мордовской национальной культуре, к народу, деревне.

Ценности добра пересиливают темное, злое, которого почти и нет в рассказах В. И. Мишаниной. Отрицательные поступки героев переосмысливаются в их сознании, подталкивая их на путь исправления.

В. И. Мишанина «проповедует» в своих произведениях уважение к труду, трудовой деятельности, на фоне которой проходит становление и личностный рост каждого гражданина своей малой Родины. Помимо уважения к родной стороне автор воспитывает в читателях уважение и почитание старшего поколения, стариков, ветеранов. В своих рассказах она говорит о том, что нужно беречь и помогать им – они наше прошлое, без которого не было бы нашего настоящего.

Бережное отношение к природе – еще одна ценность, проповедуемая в рассказах мордовской писательницы. Природа – мать земли мордовской, она кормит и поит человека, а он, в свою очередь, с должным уважением обязан относиться к ней.

Творческая эстетика проявляется в каждом авторском слоге. Благодаря ей жизнь героев мысленно продлевается, уходя далеко за границы произведения, концовка додумывается сама в собственном воображении читателей.

3.2 Художественная интерпретация детства и его воплощение в прозаических произведениях В. И. Мишаниной

Мир детства, являясь «неотъемлемой частью жизни и культурного развития любого отдельно взятого народа и человечества в целом, издавна привлекал внимание художников слова, философов, психологов, социологов, литературоведов, педагогов и просто читателей – как детей, так и взрослых» [Коротков, 2008: 411]. Осмысление этого удивительного мира и его художественное воплощение в рамках истории детской литературы представляет собой особую ценность, так как не ограничивается лишь информацией как таковой, а художественно воссоздает формирование характера юной человеческой личности через движение к основам эстетических, этических и мировоззренческих принципов бытия, соединяя, таким образом, прошлое и настоящее с будущим.

Детский мир в произведениях В. И. Мишаниной своеобразный: тонко пропитан чувством национальности, но, в то же время, герои и проблемы настолько реальны, что являются присущими каждому, независимо от принадлежности к какой-либо нации. Несмотря на то, что мир ребенка – это мир ребенка, философия произведения ясна и актуальна взрослому человеку. В связи с тем, что эти миры не совпадают в едином временном пространстве, связь между ними особая, проявляющаяся у взрослых через память и существенно влияющая на отношения между взрослыми и детьми. При этом «детство выступает особой субкультурой жизни человека. Оно концентрирует в себе и человеческую мудрость, и детскую непосредственность» [Коротков, 2008: 413], затрагивая, таким образом, целый ряд проблем, связанных с общечеловеческими и общемировыми категориями и являясь, в известном смысле, лакмусовой бумажкой современного состояния литературы вообще.

Произведения В. И. Мишаниной выделяются из современных мордовских авторов, пишущих о детях. Достаточно вспомнить девочку Надю из рассказа «Сетьме шобдават» («Спокойное утро»), от общения с которой Анастасия Львовна не только вспомнила свое детство, свою жизнь, но и сумела почувствовать себя не такой одинокой. Здесь сюжетообразующим звеном выступает мотив памяти. Простая девочка смогла настолько тронуть сердце женщины, отчего в нем родились светлые, нежные чувства. И как часто бывает в современной жизни, в детях мы видим самих себя, свою жизнь, свою молодость… Также интересен сам выбор имени девочки – Надя, Надежда: ассоциации сводятся к значению имени как в библейском, так и в семантическом отношении – надежда на что-то светлое и чистое, на лучшее в жизни.

Такие обыкновенные вещи, в то же время истины, отражаются в рассказах В. И. Мишаниной о детях и для детей. В детских произведениях автора сюжет, как правило, динамичен, затянутые описания отсутствуют, эмоциональный фон усилен, действие стремительно, картины преимущественно зрительны, а образы прописаны с точностью, чувственностью, что свидетельствует о наличии у В. И. Мишаниной рефлексии текста.

Простота образов и характеров сочетается с их силой, яркостью, неповторимостью. И везде Мишанина подчеркивает принадлежность к мордовской национальности, ее ментальность.

В рассказе «Когда приходит счастье» автор посредством воспоминания отца Вани выстраивает картину далекого прошлого, когда с продовольствием, а особенно с тем, что больше всего любят дети, - с конфетами, было очень трудно. И этот рассказ отца как бы поучает сына жизни, тому, что нужно делиться с окружающими людьми, уважать их. Этот рассказ немного отводит нас в сторону сказки: излечение худенького и болезненного мальчика Коли происходит после того, как он поделился с девочкой Верой, которую до этого недолюбливал. Слова девочки: «Съешь, Коля, ты. Ты вон какой худой. Авось и болеть не будешь!» [Мишанина, 1984: 13] - словно желание, загаданное вслух. Желание девочки, по словам папы, сбылось: «После этого я и вправду болеть перестал…» [Мишанина, 1984: 13]. Истина, описанная в рассказе, - счастье. К отцу оно пришло после съеденных с девочкой Надей конфет-подушечек, а Ване еще предстоит найти свое, драгоценное – счастье.

Рассказ В. И. Мишаниной «Друзья» описывает расставание двух маленьких друзей – Оли и Андрюши. Их счастье заключалось в совместных походах на Цветной луг за одуванчиками, плетении венков, играх в прятки, катании на велосипеде… Их счастье – их дружба. И когда Андрюша пришел к Оле попрощаться, счастье стало потихоньку от них уходить. Мораль в двух рассказах схожа, но финал остается открытым: можно самому додумывать, встретятся ли друзья, будут ли, как и прежде, ходить за цветами, плести венки. Здесь автор дает волю воображению и фантазии читателей. Черта недосказанности является закономерной для большинства рассказов В. И. Мишаниной, - у ее рассказов нет конца, сюжет продолжает двигаться, жить…

В общем и целом, детский мир в произведениях автора – это мир особых отношений, переживаний и чувств. Ему присущи только сильные чувства, благородные. Они делают мир детей ярче и эмоциональнее, лучше и чище. Посредством этого мир взрослого человека также наполняется красотой и добротой. Мир детства хранит в себе много загадок, отгадки на которые В. И. Мишанина находит в нашей мордовской жизни, в жизни родного края. Эпические произведения автора красочны и ярки.

Мордовские рассказы В. И. Мишаниной сродни сказкам, в них также присутствует волшебство, но оно не столько нереально, чудесно и несбыточно, скорее наоборот, - наполнено чертами социального, обычного, присущего повседневной жизни. Но при всем этом, оно еще и волшебно…

Авторские произведения западают в душу каждому, кто их прочитал. В них – жизнь бьет своим ключом, и даже солнце светит по- другому, ярче, ветер дует сильнее, а речка бежит быстрее и стремительнее. Одним словом, вся любовь к миру, родному краю, мордовским людям, детям, животным – все это явно и очевидно в рассказах мордовской писательницы.

В. И.Мишанина в своих произведениях художественно осмысливая мир детства, показывают, как ребенок постепенно проникает в сферу взрослых отношений, воспитывает в себе человека и гражданина, носителя нравственных начал.

Мордовский литературовед Е. К. Атякшева, создавшая немного художественных произведений, высказывается о рассказах В. И. Мишаниной следующим образом: «Мордовская писательница проникновенно и глубоко показывает, как деревенские мальчики и девочки становятся настоящими «людьми» родного края, в ряде случаев – гордостью нашей многонациональной культуры, оставшись при этом простыми и непосредственными, с душой, всегда распахнутой каждому» [Атякшева, 2007: 227].


Заключение

Работая с жанром рассказа, закрепившимся в современной литературе, В. И. Мишанина внесла существенные изменения в его структуру, раскрыла национальный аспект и сюжетное составляющее малой формы мордовского эпоса. Ее рассказы отличаются своей колоритностью, специфичностью образов, обилием чувств и переживаний на фоне мордовского края.

Мордовский литературовед Е. К. Атякшева, создавшая немного художественных произведений, высказывается о рассказах В. И. Мишаниной следующим образом: «Мордовская писательница проникновенно и глубоко показывает, как деревенские мальчики и девочки становятся настоящими «людьми» родного края, в ряде случаев – гордостью нашей многонациональной культуры, оставшись при этом простыми и непосредственными, с душой, всегда распахнутой каждому» [Атякшева, 2007: 227].