Смекни!
smekni.com

Женские образы в произведениях Л.Н.Толстого (стр. 2 из 5)

Анна жестоко страдает из-за человеческих предрассудков и даже порою глупости. Казалось бы, ну какое им всем дело до отношений Анны и Вронского! Но нет! Свет-это огромное скопище людей, находящихся друг у друга на виду и всячески стремящихся «насолить» друг другу. Естественно, «бесстыдный» поступок Анны не мог остаться незамеченным. Еще бы! Уважаемая в обществе А.Каренина, замужем за преуспевающим мужем, воспитывающая прелестного сынишку…и тут такая оказия! Свет не может, а, скорее всего, не хочет понять Анну, т. к. ее поступок идет вразрез с их устоявшимся представлением о жизни, браке, любовных отношениях. Эти представления формировались в сознании людей поколениями, и изменить эти принципы в одночасье, на тот период времени, вряд ли было можно.

Я не могу даже представить себе, как интеллигентной, тонко чувствующей настроение окружающих Анне было трудно и унизительно переживать это негативное отношение! Она пыталась создать свое собственное маленькое общество из людей, понимающих все «как должно», однако прекрасно сознавала, что все эти отношения фальшивы, и тяготилась ими. Еще труднее ей было оттого, что муж разлучил ее с сыном. Даже рождение дочки не спасает ее, она постоянно ищет встреч с Сережей. Единственное, что ее грело, не давало упасть пучину отчаяния, – это любовь Вронского. Ведь именно ради него она все мужественно терпела, понимая, что выбор сделан и что назад дороги нет. Но со временем ее все чаще и чаще стали одолевать сомнения по поводу искренности Вронского и, надо сказать, не беспочвенно. Постепенно Алексей остывает к ней, хотя и боится признаться в этом самому себе. На мой взгляд, бесконечно убеждая Анну в том, как сильно он любит ее, Вронский в первую очередь старался убедить в этом самого себя. Однако это унизительное и двусмысленное положение Анны не могло продолжаться долго. Наступает момент, когда душевный разлад Анны достигает своего предела, когда она полностью убеждает себя в том, что Вронский больше не любит ее, а следовательно, жить больше не для кого и незачем. В порыве отчаяния Каренина бросается под поезд. Таким образом, автор напоминает читателям об инциденте(человек бросился под поезд и его раздавило), произошедшем на железной дороге в день приезда главной героини в Москву.

История любви Карениной была обречена с самого начала. Увы, такая сильная и цельная натура, как Анна, не смогла бы долго выносить презрение окружающих. Конечно, выходы из того положения были. Анна выбрала самый страшный из них.

Жизненный путь Катюши Масловой

«Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц». Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: «из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем — не Катька и не Катенька, а Катюша». В 16 лет она влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам; играя в горелки, они нечаянно поцеловались за кустом сирени. Это был чистый поцелуй, как и христосованье в Светлое Христово Воскресенье. Но как раз в пасхальные дни, оказавшись в деревне по дороге на войну, Нехлюдов соблазнил Катюшу и, сунув в последний день сторублевую бумажку, уехал. Тетушки прогнали ее, родившийся ребенок, отправленный в воспитательный дом, умер, а Маслова пошла по рукам и вскоре очутилась в публичном доме, переменив даже имя. Роман начинается с того, что ее, обвиненную в отравлении купца, ведут в суд. Там и происходит ее новая встреча с Нехлюдовым, находящимся в числе присяжных заседателей. В то время Катюше было 26 лет.

Перед тем, как рассказать читателю печальную историю жизни Катюши, автор намеренно замечает, что «история арестантки Масловой была очень обыкновенная история». Представив, как тысячи и тысячи невинных Катюш оказывались обманутыми, потерянными в этом мире, я содрогнулась. Ведь и в наше время такие истории «обыкновенны» и никого не удивляют. Л.Н.Толстой показывает нам не преступницу, проститутку (хотя он неоднократно называет Катюшу именно так), но женщину, обманутую и разочаровавшуюся не только в жизни, любви, но и в людях. Да это и понятно! Маленькая, «невинная» девушка с глазами цвета «черной смородины» полюбила молодого князя Нехлюдова той чистой любовью, которая бывает только в юности. И что получила в ответ? Жалкие сто рублей и смущенное бормотание накануне отъезда. Она оказалась забыта, вычеркнута из жизни молодого повесы и сама постаралась загнать все случившееся с ней куда-то в глубь своей души. Но появление Нехлюдова в ее жизни заставляет героиню вновь вспомнить всю боль и весь ужас, которые она испытала по вине князя. «Маслова никак не ожидала увидать его, особенно теперь и здесь, и потому в первую минуту появление его поразило ее и заставило вспомнить о том, чего она не вспоминала никогда. <…>И ей сделалось больно».

Впервые мы видим главную героиню, идущую на суд за предполагаемое убийство купца и кражу денег. Нехлюдов, тот самый соблазнитель, находится в числе присяжных. Вообще меня сильно поразила резкая контрастность жизни двух главных героев- Катюши и Нехлюдова. Если первая постоянно находилась в нищете, а затем и в публичном доме, видела всю грязь человеческой сущности, была, можно сказать, вещью, товаром для своих клиентов, то Нехлюдов прожил все эти годы в блаженном ничегонеделании и праздной суете. Единственное, что он делал - это удовлетворял все свои желания, не задумываясь о последствиях своих дел. Однако Толстой стремится оправдать его, он говорит о том, какой чистой и невинной была душа этого юноши раньше, но свет развратил его. Тем не менее, увидев Маслову, узнав, что с ней сделалось за эти годы, Нехлюдов решает помочь ей, пытаясь хоть как-то исправить то, что сделал раньше. Автор показывает нам, что душа Нехлюдова еще не потеряна, и постепенно «воскрешает» ее.

Но Масловой ничего от него не нужно; услышав от Нехлюдова признание в том, что он хочет на ней жениться и помогать ей всем, чем может, она только покачала головой и сказала: «Чудно». А ведь ей и правда было «чудно», ей, которая в этой жизни не видела ничего, кроме приставаний, грязи и беспардонного обращения. Тот маленький кусочек счастья, что был у нее когда-то, любовь Нехлюдова, она затолкала как можно дальше в глубь своего сознания.

Идя по этапу вместе с такими же заключенными, как она сама, Маслова знакомится с политическими, людьми, севшими в тюрьму за свои убеждения. Именно в общении с ними она находит долгожданный покой для своей исстрадавшейся души. Она знакомится с удивительными людьми, и так ей хорошо с ними, что она уже даже радуется тому, что села в тюрьму. Ведь иначе не было бы у нее возможности познакомится с Симонсоном и Марьей Павловной. Маслова искренне полюбила последнюю, а Симонсон полюбил Маслову. Когда Маслову все-таки освобождают, перед главной героиней встает нелегкий выбор. Два человека предложили ей себя, свою жизнь, свою защиту. Это князь Нехлюдов, соблазнитель, и Симонсон, политический заключенный. Но Катюша по-прежнему любит Нехлюдова, именно поэтому она не соглашается остаться с ним, а идет за Симонсоном. Несмотря на свои сильные чувства, Катюша понимает, что жизнь с ней погубит Нехлюдова, и уходит от него. Такой благородный поступок способен совершить только искренне и сильно любящий человек.

Судьба Катюши Масловой, к сожалению, типична для действительности XIX века. Да и для современной действительности тоже. Страшная цепочка предательств, обмана, пренебрежения и полного отсутствия человеколюбия привела Катюшу, в конце концов, в тюрьму. Эта молодая женщина вынесла в своей жизни столько страданий, сколько многим из нас даже и не снилось. Но, тем не менее, она нашла в себе силы изменить свою судьбу, и в этом ей помогли, как ни странно, тюрьма и люди, находящиеся там. Я надеюсь, что в этой новой жизни, свободной от грехов и пороков, Катюша наконец-то обретет если не счастье, то хотя бы покой.

Женские образы в романе «Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа “плодовитой самкой”; красивая, развращенная и глупая Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества; княгиня Друбецкая — мать-наседка; юная “маленькая княгиня” Лиза Болконская — нежный и скорбный ангел повествования и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями .

В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.