Смекни!
smekni.com

Зарубежная литература XIX века (стр. 2 из 13)

Ферранте Палла – врач-либерал, радикал и республиканец, заговорщик, преданный своей родине и бродящий по Италии и воспевающий свободу республике. Он обладает убежденностью, величием, страстью верующего. Великий в своей нищете он прославляет Италию из мрака своих убежищ. Не имея хлеба для своей любовницы, пятерых детей, он грабит на большой дороге, чтобы прокормить их. И ведет список всех ограбленных, чтобы возместить им этот вынужденный заем, при республике, когда его единомышленники будут у власти. Он принадлежит к людям искренним, но обманутым, исполненным таланта, но не ведающих пагубных последствий своего учения. Он любит Джину, но не смеет брать денег, потому что для него это не главное. он готов пожертвовать собой ради спасения Фабрицио. И он убивает князя, исполняя волю Джины.

5. Тема Наполеона в произведениях Стендаля.

И Фабрицио, и Жюльен преклоняются перед Наполеоном, идеализируя его. Они оба романтики, жаждущие романтических подвигов.

«Пармская обитель»: Фабрицио узнает, что его любимый Наполеон высадился снова во Франции (эпоха 100 дней) и должен дать решающее сражение при Ватерлоо. Фабрицио едет на поле, чтобы участвовать – он рвется на поле, но даже не узнает своего героя Наполеона, когда тот проезжает мимо (когда Наполеон и маршал Ней ехали мимо него, они не имели на себе никакого божественного знака, отличающего их от простых смертных). Фабрицио видел в Наполеоне освободителя порабощенных народов. Думая о спасении своей Родины, он возлагает надежды на Наполеона, потому что для него шла речь не только о личной славе, а прежде всего о подвиге, направленном на пользу своей родине.

«Красное и черное»: Для Жюльена Сореля Наполеон был идеалом. Жюльен не ходил в школу, а обучался истории и латыни у полкового лекаря, участника наполеоновских походов, который перед смертью и завещал мальчику свою любовь к Наполеону – плюс медаль и несколько десятков книг. С самого раннего детства он мечтал встретить его. Он сравнивал свою будущую жизнь с его жизнью (на него посмотрела блестящая госпожа де Богарне), Жюльен мечтал, что и ему когда-нибудь улыбнется удача и полюбит роскошная дама. Он гордился им, что некогда безвестный поручик Бонапарт сделался владыкой мира, и хотел повторить его подвиги.

Очень интересен эпизод, в котором Жюльен стоит на вершине утеса, наблюдает за полетом ястреба. Завидуя парению птицы, он хочет уподобиться ей, возвысившись над окружающим миром. «Вот такая судьба была у Наполеона, может, и меня ждет такая же». Но тогда было время, когда Наполеон завоевывал все страны. Но постепенно Жюльен стал понимать, что времена славы прошли, и если раньше для простолюдина это был легкий путь к славе и деньгам – стать военным (при Наполеоне), то теперь все не так.

Однажды в Веррьере им завладела мысль: прошла мода быть военным (военные зарабатывали деньги только во время славы Наполеона), теперь же лучше стать служителем церкви, чтобы заработать больше денег.

Если для Жюльена Наполеон – высший образец счастливого карьериста, то для Фабрицио – он освободитель Италии, герой революции.

6. «Пармская обитель» Стендаля и бальзаковский «Этюд о Бейле».

«Пармская обитель»:Итальянское королевство. Маркиз дель Донго – австрийский шпион, ждет падения Наполеона. Младший сын Фабрицио – любимец тетушки Джины, жены нищего графа Пьетранера (врага семьи), подданого принца Евгения и ярого защитника французов. Джину в семье ненавидят. Фабрицио обожает Наполеона, узнает, что тот высадился в бухте Жуан, убегает на войну за него. Графиня и его мать отдают ему брильянты. Ф. Участвует в битве при Ватерлоо. Битва проиграна. Отец проклинает его. Граф Пьетранера погибает на дуэли за свою позицию. Джина скрывает Ф. в Новаре у священника, добивается у влиятельных лиц отмены преследования. Она знакомится с графом Моска де ла Ровере, министром принца пармского Рануцио делло Эрнесто 4. Москва женат, но любит Джину, предлагает ей фиктивно выйти за герцога Сансеверина, чтобы иметь деньги и влияние. Она соглашается. Влияние и власть. Она начинает заботиться о Фабрицио с помощью Моски. Граф добивается у Австрии помилования. Хочет сделать Ф. Архиепископом Пармским. Через 4 года Ф. Приезжает в Парму в сане монсиньора (фиолетовые чулки можно носить). Страсть Джины к Ф. Принц подозревает и копает под них, пишет анонимное письмо своему министру Моске. Фабрицио же увлекается актрисой Мариеттой, которая зависима от Джилетти, кот. избивает ее, ворует. Ф. Уезжает с Мариеттой, но в поединке с Джилетти убивает его. Начинаются скитания. Посещает родные места. В это время принц Пармский выносит приговор: 20 лет тюрьмы. Герцогиня ставит ему ультиматум. Маркиза Раверси подделывает письма герцогини к Фабрицио, где договаривается с ним о встрече.. Ф. Едет и его хватают, сажают в крепость. Там он видит Клелию Конти, дочь генерала Фабио Конти. Влюбляется в нее без памяти. Принц и фискал Расси готовят отравление Фабрицио, но Клелия помогает ему бежать. Моска с Расси договариваются против принца. Палла Ферранте – преданный, любит Джину, готов на все. Она дает ему деньги, но он не берет. Он предлагает свою жизнь за Фабрицио, ради нее. Они готовят пожар в замке Сакка в Парме. Фабрицио и герцогиня скрываются. Но он думает только о Клелии.

Революция. Палла Ферранте чуть не победил. Восстание подавлено графом Моска. На престоле – рануцио Эрнесто 5, молодой принц. Герцогиня может вернуться. Фабрицио спасен, сможет стать архиепископом. Но Фабрицио неосторожен, он бежит в крепость к Клелии. Но там ему опасно быть. Джина идет на последнее отчаяние, вырывает приказ об освобождении Ф. У принца и клянется быть верной ему за это. Овдовев, Моска женится на Джине. Фабрицио уже архиепископ. Потом описывается их любовь с Клелией – драма (ребенок умирает, Клелия умирает, Фабрицио не переносит и тоже умирает в Пармской обители).

Этюд о Бейле”: Бальзак говорит в нем о трех лицах литературы, трех школах – литературе образов (впитывает возвышенные образы природы), литературе идей (стремительность, движение, краткость, драматизм) и литературном эклектизме (полный обзор явлений, смешение двух предыдущих стилей). Однако, в каком жанре не было бы написано произведение, оно остается в памяти людей только в том случае, если подчиняется законам идеала и формы.

Бейль – Стендаль. Выдающийся мастер литературы идей (к ним принадлежат Мюссе, Мериме, Беранже). В этой школе – обилие фактов, умеренность образов, сжатость, ясность. Она человечна.

Виктор Гюго – выдающийся представитель литературы образов (Шатобриан, Ламартин, Готье). В этой школе – поэтическая насыщенность фразы, богатство образов, внутренняя связь с природой. Эта школа божественна. Природу предпочитает человеку.

Третья школа – меньше шансов воодушевить массы (Скотт, де Сталь, Купер, Санд).

В основном, трактат посвящен «Пармской обители» Стендаля, которую Бальзак считает шедевром литературы идей для нашего времени. Единственным и величайшим препятствием для популярности книги Бальзак видит в том, что понять ее могут только люди ума – дипломаты, ученые, мыслители.

Бальзак подробно рассказывает сюжет «Обители» и дает комментарии.

1. О Графе Моска – невозможно не узнать в нем князя Меттерниха, правда, перенесенного из великого канцлерства Австрийской империи в скромное княжество Пармское.

2. Княжество Пармское и Эрнесто Раусто IV – герцог Моденский и его герцогство.

3. Джина считает графа Моска величайшим дипломатом Италии.

4. Моска охвачен любовью к Джине, огромной вечной, безграничной любовью, такой же, как любовь Меттерниха к г-же Лейкам.

5. Бальзак говорит о широких картинах страстей, о пейзажах и красках описываемых действий в романе.

6. Он говорит, что не читал ничего более захватывающего, чем главу о ревности графа Моска.

7. Сцена, где герцогиня Джина приходит прощаться с принцем и ставит ему ультиматум, это прекраснейшая сцена современного романа. Она не хочет помилования Фабрицио, просто принц должен сознаться в несправедливости этого дела и написать, что в дальнейшем оно не будет иметь последствий.

8. Бальзак восхищается остротой сюжета, поворотом событий и чувств. Говорит: «Не говорил ли я вам, что эта книга – шедевр?»

9. Он восхищен образом Палла Ферранте – республиканца и певца свободы. Говорит, что хотел сделать такой же образ (Мишеля Кретьена), но у него не так вышло.

Бальзак также выводит недостатки книги:

- Стендаль совершил ошибку в расстановке событий (частая ошибка, когда берется сюжет, правдивый по природе. Но неправдоподобный в искусстве).

- «Я пожелал бы, что автор начал книгу описанием битвы при Ватерлоо, а все предыдущее – в рассказе самого Фабрицио.

- Растянутость начала и конец, предполагающий новый виток…. Это минус.

- Слабый стиль (слог небрежный).

- В конце трактата – книгу надо отшлифовать и придать ей блеск совершенства.

7. Принципы композиции в романах Стендаля и Бальзака.

Бальзак: он уделяет огромное внимание вопросам композиции романа. Бальзак вовсе не отказывается от необычных ситуаций, от сложной интриги, от острых положений, характерных для романтического романа. Но сложным, запутанным, порой совершенно необычайным происшествиям романа он дает реалистическую мотивировку, показывая, что сама буржуазная жизнь, которую он изображает, содержит в себе много необычайного. Он сложна, в ней много драматизма, динамики, запутанных ситуаций. Поэтому и в сюжете своих романов он не считает нужным отказываться от сложной интриги, но он хочет в этом многообразии запутанных фактов прощупать тот единый стержень, который управляет всеми событиями. Бальзак отказывается от многих старых традиций в построении романа: от единого главного героя (много героев, перетекающих из одного романа в другой).