Смекни!
smekni.com

Изображение сопротивления в концентрационном лагере "Бухенвальд" по роману Бруно Апица "Голые среди волков" (стр. 3 из 5)

Это краткое резюме произведения, но данный роман, безусловно, заслуживает более детального анализа. Однако, прежде чем анализировать сюжет, следует определить жанр произведения.

Роман Бруно Апица "Голые среди волков" по жанру является драмой. Драма - это литературный и кинематографический жанр, получивший особое распространение в искусстве XVIII-XXI веков. Постепенно вытеснил другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику[16].

Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Это описание четко подходит к исследуемому произведению.

В разное время были популярны разные типы драм. XVIII век - время мещанской драмы (Дж. Лилло, Д. Дидро, П. - О. Бомарше, Г. Лессинг, ранний Ф. Шиллер). XIX век - реалистическая драма (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, А.П. Чехов). Затем развивается символистская драма, сюрреалистическая драма, экспрессионистическая драма, абсурдистская драма и др.

Роман "Голые среди волков", по данной классификации, является реалистической драмой.

Перед переходом непосредственно к анализу структуры сюжета, следует в целом охарактеризовать, что же понимается под этим словом и каковы основные компоненты сюжета произведения.

Сюжет - (от франц. sujet - предмет, тема) - это последовательность событий в литературном произведении. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временными или причинно-следственными связями. В исследуемом романе: время действия - весна 1945 года, место действия - концентрационный лагерь Бухенвальд[17].

Событие является основой любого сюжета. В каждом событии участвуют люди - персонажи литературного произведения. Событие складывается из действий, поступков, движений, взаимоотношений персонажей. Действия сопровождаются жестами, мимикой, монологами или репликами. Комментатором событий - в эпических произведениях - является повествователь. В драматических произведения, коим является роман "Голые среди волков", непосредственного комментатора событий, как правило, не существует, и авторская точка зрения на происходящие события передается опосредованно, через мысли и реплики героев, иногда через состояние погоды и т.п[18].

Не всякое событие, упомянутое в произведении, имеет отношение к сюжету. Сюжетными являются те события, которые непосредственно показаны, а не те, о которых только сообщается. Как правило, сообщения о событиях важны для характеристики героев, они дополняют или уточняют общую картину происходящего, побуждают героев к совершению поступков. Если же писатель предпочитает не показывать события, а рассказывать о них, это замедляет сюжет, делает его рыхлым, нединамичным.

Примером такого события, не имеющего отношения к сюжету, можно считать описание порядка вечерней перекличке на апельплаце Бухенвальда. На этом же апельплаце проходил разговор, в ходе которого заключенные передавали друг другу новость о том, что "американцы перешли у Реймагена Рейн..." Этот разговор можно считать значимым для развития сюжета, так как он дает почву для понимания дальнейшего поведения заключенных. Но автор приводит кроме разговора еще и ряд мелких деталей и событий. "Рейнебот снова подошел к микрофону.

Шапки надеть!

Руки вскинулись! Засаленные шапки, как пришлось, взлетели на головы, с перекосом вперед, назад на сторону, и заключенные стали похожи на компанию весельчаков. Зная, что военная точность доводит в этом случае до комизма, комендант, по усвоенной им привычке, скомандовал в микрофон:

Поправить!

Десятки тысяч рук завозились с шапками.

Кончай!

Единый удар руками по швам брюк. Теперь шапки должны сидеть правильно. Квадрат стоял навытяжку."

Эти детали незначимы для сюжета, но помогают лучше понять атмосферу и порядки Бухенвальда.

В основе сюжета могут быть не только такие действия персонажей, в которых проявляется их характер, воля, отношение к другим людям. Персонажи становятся участниками событий, совершающихся помимо их воли и намерений. К таким событиям относятся стихийные бедствия, бунты, войны, революции.

События в таких сюжетах зависят не только от поступков персонажей, но и от тех сил, которые не подчиняются отдельному человеку или группе людей. Это дает возможность проследить взаимоотношения личности и общества, поставить проблему связи судеб людей с ходом истории, показать, как в локальных конфликтах между людьми отражаются конфликты более масштабные - социальные, исторические и т.д.[19].

В сюжете очень важна мотивировка событий, то есть обусловленность каждого последующего события предыдущим. Случайность, бессвязность событий, умолчания создают впечатление немотивированности происходящего, разрушают цельность сюжета, так как нарушается логика событий или их временная последовательность[20]. Бруно Апицу удалось показать в своем романе мотивы поступков героев, раскрыть их внутренний мир и психологические особенности.

В большинстве сюжетов классических произведений ход событий в большей или меньшей степени соответствует жизненной логике развития событий. В основе таких сюжетов лежит, как правило, конфликт, поэтому расположение и взаимосвязь событий в сюжете определяются развитием конфликта. Роман "Голые среди волков" можно отнести к такого роду произведениям.

Сюжет, основанный на конфликте, содержит следующие компоненты: экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку действия.

Следует подчеркнуть, что наличие всех компонентов сюжета вовсе не обязательно. Отдельные его компоненты (например, экспозиция или развязка действия) могут отсутствовать. Это зависит от художественной задачи, поставленной писателем. В исследуемом романе присутствуют все компоненты сюжета[21].

Экспозиция - наиболее статичная часть сюжета. Ее цель - представить некоторых персонажей произведения и обстановку действия. Основное сюжетное действие в экспозиции еще не начато. Экспозиция лишь мотивирует действия, которые произойдут впоследствии, как бы проливает на них свет[22].

В исследуемом произведении экспозиция включает в себя описание местности, погоды, порядков и устройства Бухенвальда, а также в экспозиции происходит знакомство с некоторыми героями книги, как то: Гербертом Боховым, Шюппом, старостой Рунки, комендантом Рейнеботом, и другими.

Следует отметить, что от экспозиции не следует ожидать знакомства со всеми героями. В ней могут быть представлены второстепенные лица. Иногда именно появление главного действующего лица завершает экспозицию и является завязкой действия. В романе "Голые среди волков" окончанием экспозиции можно считать появление поляка Янковского, вместе со своим чемоданом с загадочным содержимым.

Обстановка действия, представленная в экспозиции, совсем не обязательно сохраняется в ходе сюжета. В данном романе "единство места" сохраняется практически на протяжении всей сюжетной линии в силу специфики произведения, исключения составляют лишь те моменты, когда на сцене появляется Гортензия (жена Цвейлинга, одного из работников лагеря).

Иногда в экспозиции используется повествовательный прием, который называется предысторией. В исследуемом романе автор не прибегает к такому приему.

Завязка действия - событие или ряд событий, которые дают толчок основному действию. Именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могут возникнуть противоречия. Нередко завязкой действия становятся вполне обычные ситуации: приезд или отъезд действующего лица, знакомство, встреча, сообщение о чем-либо или разговор.

Важно правильно определить момент начала основного сюжетного действия. Для этого необходимо найти точный ответ на вопросы: что выводит из равновесия сложившуюся систему отношений между персонажами, что меняет жизнь персонажа, в чем причина всех последующих событий? Ведь именно характер завязки действия нередко предопределяет особенности дальнейшего движения сюжета. Такие стандартные для завязки действия ситуации, как, например, встреча или приезд героя, слабо проясняют последующие события. Напротив, спор, резкое столкновение героев сразу определяют конфликтные отношения между ними, которые, очевидно, и будут воплощены в сюжете[23].

В романе "Голые среди волков" не возникает проблем с определением момента завязки действия: это момент, когда в лагере появился ребенок.

Развитие действия - наиболее протяженная и сложная для анализа часть сюжета. В развитии действия реализуется конфликт, если он есть в произведении. Если конфликт отсутствует, то развитие действия складывается из хроники событий, действий, поступков персонажей.

Если сюжет основан на конфликтных отношениях, то в развитии действия напряженность между конфликтующими сторонами нарастает. В процессе анализа целесообразно проследить именно этот аспект сюжета, не стремясь выявить абсолютно все события[24].

В исследуемом романе развитие конфликта прослеживается довольно хорошо. Первоначально, когда ребенок попадает в лагерь, о его существовании знают только Гефель и Пиппиг. Через несколько минут о прибытии в Бухенвальд маленького человека узнает Кропинский. В начале развития действия конфликт разворачивается между этими тремя людьми: Куда деть ребенка? Что с ним будет? Как стоит вести им себя в этой ситуации? Имеют ли они право рисковать жизнями других заключенных и успехом движения Сопротивления ради этого дитя? У каждого из заключенных свой ответ на этот вопрос.