Смекни!
smekni.com

Интересные личности: Шарль де Голль, Жюль Верн, Данте, Конан Дойл, Александр Дюма (стр. 3 из 3)

В своих исторических повестях Д. занимателен, но не больше. Он - хороший рассказчик и иногда ему удается почувствовать колорит эпохи - напр. в повести из эпохи наполеоновских войн - "Бригадир Жерар" [1896]. Другие его книги - "Михей Кларк" (Micah Clarke, 1889), "Белый отряд" - повесть из времен Дюгесклена [1891], "Родней Стон" [1896] - повесть о принце-регенте - слабее: исторические лица, выведенные в них - манекены, а обстановка напоминает театральные декорации.

Выбор тем для исторических романов, их разработка, а также тематика следующих его книг и гл. обр. серии о Шерлоке Холмсе обнаруживают в Д. писателя, ориентировавшегося на среднюю городскую буржуазию. Шерлок Холмс - верный страж современного английского строя, отсюда и идеализация Д. своего героя.

В начале XX в. Д. становится на защиту английского империализма как поэт и как автор книги о бурской войне, а во время войны 1914-1918 гг. много пишет об операциях британской армии во Франции и Фландрии. В последнее время он усиленно занимается пропагандой спиритизма ("Духовное благовествование", 1918; "Странствования спиритуалиста", 1921).

В России Дойлем особенно увлекались в период общественной реакции, после поражения революции 1905 [примерно 1907-1909]. Критика и юмористика этого периода пытались бороться с этим типичным для общественной депрессии явлением ("пинкертоновщина") путем развенчания и пародирования Шерлока Холмса и более низкопробных детективов (Чуковский, Нат Пинкертон и современная литература).

5. Александр Дюма

24.07.1802 Виллер-Котре, Франция - 05.12.1870

Александр Дюма, прозванный "Дюма-отец", - французский романист и драматург. Сын республиканского генерала и дочери трактирщика (в роду Д. - примесь негритянской крови). Провел детство в городке Вилье-Котре, затем в 1823 переселился в Париж, где был сначала мелким канцелярским чиновником, но вскоре бросил службу, чтобы целиком отдаться лит-ре. После первых незначительных опытов (рассказы, водевили и т. п.) Д. добился крупного успеха пьесой "Henri III et sa cour" (Генрих III и его двор, 1829), которая была первым триумфом романтической драмы ("Эрнани" В. Гюго был поставлен лишь в следующем году). За нею последовал ряд других пьес Д., большей частью исторических драм (наиболее значительные: "Christine", 1830; "Antony", 1831; "Charles VII chez ses grands vassaux", 1831 - "Карл VII среди своих вассалов", "Richard Darlington", 1831, "Kean", 1831), мелодрам (знаменитая "M-lle de Belle Isle", 1839 и "Tour de Nesle", 1743). Одновременно, с 1833 года, Дюма, вдохновляясь примером Вальтер Скотта, начинает писать многотомные исторические романы, с решительным преобладанием в них авантюрного элемента, и в середине 40-х гг. становится самым популярным автором зародившегося в ту пору романа-фельетона. Из огромного числа романов Д. наиболее известны: "Les trois mousquetaires" (Три мушкетера, 1844) с двумя продолжениями: "Vingt ans apres" (Двадцать лет спустя, 1845) и "Dix ans plus tard ou le vicomte de Bragelonne" (Еще 10 лет спустя или виконт де Бражелон, 1848-1850); "Le comte de Monte-Christo" (Граф Монте-Кристо, 1844-1845); "La Reine Margot" (Королева Марго, 1846); "Le chevalier de la Maison Rouge" [1846]; "La dame de Monsoreau" (Госпожа де Монсоро, 1846 г.); "La comtesse de Charny" (Графиня Шарни, 1853-1855) и др. Необычайная плодовитость Д., выпускавшего иногда в год до 50 томов, объясняется, помимо легкости его пера, наличием у него ряда сотрудников (самый значительный из них - О. Маке), писавших за него по указанному им плану. К концу 40-х гг. деятельность Д. как романиста ослабевает. Он ищет нового поля деятельности. В 1847 Д. основывает собственный театр "Theatre Historique" (Исторический театр), к-рый вскоре терпит крах. В 1848 бросается в политику и издает газету "Mois". В 50-х гг. издает ряд журналов, наполняя их почти сплошь своими писаниями, но все они, после кратковременного успеха, один за другим закрываются. Зарабатывая своими пьесами и романами огромные суммы, Дюма без счета тратил их на разные прихоти и затеи, помощь нуждающимся литераторам, путешествия [между прочим в 1858 он посетил Россию, фантастическое описание к-рой дал затем в своих "Impressions du voyage en Russie. De Paris a Astracan" (Впечатления о поездке в Россию. От Парижа до Астрахани, 1859)] и мн. др.; в результате он разорился и конец жизни провел в нужде. Как драматург и романист Д. принадлежит к той группе писателей, которая усвоила не внутреннюю сущность романтизма (его лирический и идейный пафос), а только внешние его черты: пристрастие к историзму, живописности, эффектам, свободу воображения и отрицание старых канонов.

Произведения Д. не знают пространных, "создающих настроение" описаний, в них нет возвышенного лиризма, моральной патетики; зато они чрезвычайно динамичны. Д. овладевает вниманием читателя путем планомерного развертывания действия, постепенного усложнения его, искусного оттенения основных и поворотных моментов. Многое в технике Д. объясняется требованиями фельетонного жанра, к к-рому он весьма близок. Отсюда склонность к эффектам, к технике детективного романа, сложная, но удобообозримая интрига, острый диалог, лаконизм описаний и характеристик, разбивка на небольшие главы, финалы к-рых, разрешая эпизод, служат завязкой для следующего. Все это способствовало чрезвычайной занимательности романов Д., увлекавших читателей и высокого интеллектуального уровня (К. Маркс, Менделеев и др.).

Творчество Д. при поверхностном рассмотрении может показаться выражением аристократическо-дворянской психоидеологии. Однако в этой психоидеологии не трудно уловить противоречия.

Д. отворачивается от современной ему буржуазной действительности. Его мир - мир сильной личности. Он любит изображать аристократию прошлого, французское дворянство эпохи расцвета его культуры, но также и выходцев из других классов, пробивающихся своими силами к богатству и почестям (набоб Монте-Кристо). Он влюблен в жизнь дореволюционной Франции, в "старый порядок", Великую французскую революцию изображает великим преступлением ("Le chevalier de la Maison Rouge"), но вместе с тем восхваляет карбонариев, греческих и славянских повстанцев и т. п. Иногда Д. даже фрондирует, драпируясь в наряды демократа. Одним из излюбленных его образов является бедный и благородный дворянин, окрыленный идеями дворянской чести, постоянно обнаруживающий высокую доблесть, безупречно владеющий шпагой. Но дворянин этот нередко обнаруживает и совсем не аристократические черты ловкого пройдохи, одерживая верх над аристократическими же противниками не прямой борьбой, а хитрой уловкой (д’Артаньян в "Трех мушкетерах", ср. также "Королева Марго"), что отнюдь не уменьшает симпатий к нему автора. С другой стороны, во второстепенном (а иногда и первостепенном) типаже Д. огромное место занимают характерные фигуры мещанской комедии и драмы, преданные и проницательные шуты, честные простаки-буржуа и крестьяне, угрюмые, но неподкупные ворчуны-моряки, верные старые слуги и т. д. Своеобразное противоречие в творчестве Д. легко разрешается при социологическом его анализе. Поставщик занимательного чтения для мелкой и средней буржуазии, Д. выступает в эпоху Июльской монархии - эпоху внутреннего расслоения французской буржуазии, политического главенства денежной аристократии, крупных афер, часто вызывавших обнищание мелких держателей вкладов. Отталкивание от крупной буржуазии и ее преуспевающих дельцов отразилось особенно четко в популярнейшем романе Д. "Монте-Кристо", острие которого направлено против оплота Июльской монархии - новой аристократии (полковник Морсер), бюрократии (прокурор Вильфор) и плутократии (банкир Данглар). Естественно, что при отсутствии у выражаемой им общественной группы своей культуры Д. обращается к культуре наиболее импонировавшего в недавнем прошлом класса, которая может быть противопоставлена ненавистной силе плутократии, - к культуре упадочной и потому ставшей приемлемой аристократии, в качестве вернопреданного слуги к-рой мелкий буржуа имел в "доброе старое время" свое, если не очень почетное, то все же узаконенное место под солнцем.