Смекни!
smekni.com

Наследие М.Ю. Лермонтова (стр. 3 из 3)

«Герой нашего времени» – значительное явление в развитии классической литературы. Это первый русский психологический роман в прозе, в котором показаны изнутри жизнь сердца и напряженная работа ума человека 30-х годов.

В.Г. Белинский писал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова… Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как все в нем просто, легко, обыкновенно и, в то же время, так проникнуто жизненно, мысленно, так широко, глубоко, возвышенно…».

Глава 6

У Лермонтова был еще очерк «Кавказец».

Написан в 1841 году. В очерке изображен кавказский армейский офицер, каких часто можно встретить в Дагестане и Чечне. Его возможный прототип – Павел Петрович Шан – Гирей, родственник Лермонтова, штабс-капитан в отставке; служил на Кавказе при А.П. Ермолове.

Герой очерка «Кавказец» в литературном отношении – это дальнейшее развитие образа Максима Максимыча из «Героя нашего времени».

Повесть «Штосс» датируется серединой марта – началом апреля 1841 года. В альбоме Лермонтова 1840–1841 годов сохранился набросок плана повести, оканчивавшейся трагически. «Штосс» – последнее произведение Лермонтова; представляет собой опыт фантастической повести из современной жизни. Именно фантастический мир своего героя Лермонтов ставит в центр повествования, подчеркивая тем самым его первостепенное значение.

Заключение

Наследие Лермонтова не только исторический документ, только летопись отошедшей в прошлое эпохи. Для нас творчество великого поэта – живой родник, неисчерпаемое богатство. Поэт вышел за пределы своего времени. Его слово «звучит как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных…».

Лермонтов как бы вобрал в свое творчество типичные романтические настроения эпохи, проникся ими, но подчинил эти настроения личной, глубоко индивидуальной жизненной позиции.

Все романтики того времени противопоставляли личность враждебной действительности, но только Лермонтов занял позицию решительного и активного протеста.

Лермонтов, так же как и Пушкин, «принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение». В.Г. Белинский.

Лермонтов близок и понятен новым поколениям. К его вечно живой поэзии, к его удивительному роману «Герой нашего времени» будут обращаться все новые и новые поколения читателей.