Смекни!
smekni.com

Новые жанры библиографических пособий (стр. 2 из 14)

· план чтения – библиографическое пособие, в котором намечается определенная последовательность чтения;

· беседа о книгах – библиографическое пособие, в котором достаточно подробно раскрывается содержание книг с элементами пересказа;

· листовка-закладка к книге – библиографическое пособие, расширяющее круг чтения на тему прочитанной книги;

· памятка читателю – библиографическое пособие, посвященное актуальной проблеме или одному лицу, включающее минимум литературы по теме с целью первоначального с ней ознакомления

Пособия «малых жанров» преимущественно связываются с библиографической составительской практикой публичных библиотек, преследуют просветительские цели, недолговечны по времени существования. Вместе с тем они мобильны, способны оперативно откликаться на актуальные события, широко использовать приемы коммуникативности с целью достижения наибольшей эффективности воздействия на потребителя.

Каждый жанр обладает специфическими свойствами, но «закрепленность» определенных признаков за жанрами отнюдь не свидетельствует о статичности последних. Внутри одного жанра могут быть значительные различия, обусловленные содержанием пособия и индивидуальностью библиографа-составителя. Это объясняется тем, что во всяком жанре наряду с обязательными типологическими чертами присутствуют характерные, но не обязательные. Например, для указателя характерны краткие аннотации, но они бывают и иными - развернутыми, а могут и совсем отсутствовать. Характерен достаточно большой объем, но и это признак несущественен - объем варьируется, и невозможно его точно обозначить как обязательный, в связи, с чем представляется некорректным в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» в определении библиографического указателя требование «значительного объема». Наличие необязательных, факультативных черт способствует достижению разнообразия в деятельности, обеспечивает свободное развитие и совершенствование жанровых разновидностей. .(13, с. 37)

Жанры библиографических пособий исторически обусловлены. В конкретные исторические периоды на первый план выдвигаются те из них, которые наилучшим образом отвечают общественным потребностям. Так, в 20-е гг. XX в. широкое распространение получили малые жанры (списки, планы чтения, беседы), призванные приобщить к чтению малоподготовленных читателей. В послевоенный период, когда остро встал вопрос о комплектовании фондов разрушенных войной библиотек, издавались пособия - «типовые каталоги». В 60-80-е гг., период обязательного всеобщего среднего образования, широкое распространение получили пособия в помощь самообразованию, так называемые «круги чтения». В настоящее время обозначилась тенденция к изданию фундаментальных пособий (иногда их называют «библиографическими монографиями») ретроспективного, репертуарного характера, которые нередко издаются как многотомные.

Историческая обусловленность жанров не означает, что некоторые из них не могут сохранять свою значимость в разные периоды. Напротив, жанр – образование устойчивое. В нем в первую очередь меняется содержательная сторона элементов, а структура как способ их связи долгое время остается неизменной, приспосабливаясь к новому содержанию. Примером такого жанра является указатель (13, С. 37-38).

2. Библиографические пособия для всех групп пользователей

2.1 Библиографические очерки

Рекомендательная библиография – это область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей.

Рекомендательная библиография всегда связана с популяризацией лучших, наиболее ценных документов.

Ее функции традиционно рассматриваются по трем направлениям: содействие общему и профессиональному образованию; помощь в самообразовательной деятельности читателя; участие в популяризации знаний. (13, с. 283).

В отношении рекомендательной библиографии и массовых библиотек еще с советских времен существовали конфликты. Комплектование фондов не соответствовало содержанию рекомендательных пособий. В 1990-е гг. отношения между рекомендательной библиографией и массовыми библиотеками окончательно зашли в тупик: отсутствие рекомендуемых книг в библиотеках свело почти к нулю практический интерес к информации, предоставляемой рекомендательной библиографией, вслед за этим упал спрос на сами библиографические издания, издатели перестали их выпускать. В итоге библиотека и читатель оказались вообще без какого-то ориентира в потоке печатной продукции, а библиографы начали работать «в стол». Тем не менее, рекомендательная библиография, нащупала два направления, которые могли способствовать разрешению этой тупиковой ситуации.(4, с. 14)

Первое направление связано с увеличением информационной емкости самих пособий. С.П. Бавин говорит, что, библиографы поняли: инструкция по применению стиральной машины вызывает интерес только при наличии стиральной машины. Если у посетителя библиотеки нет возможности обратиться за получением знаний к рекомендуемым документам, библиографическое пособие может быть востребовано только в том случае, если оно само несет в себе основы знаний, содержащихся в этих документах, и основные представления о содержании этих документов. С точки зрения жанровой специфики рекомендательной библиографии наиболее адекватно отвечают этим требованиям сборники библиографических очерков.(4, С. 15 – 16)

Библиографический очерк жанр рекомендательного библиографического пособия, представляющий собой авторское повествование реферативного плана с широким цитированием и элементами оценочного отношения к текстам. Библиографический очерк включает информацию не только о рекомендуемых произведениях, но и литературных, критических, научно-популярных, историографических, мемуарных, публицистических материалах, имеющих отношение к крупной проблеме, теме, творчеству писателя в целом. Библиографические очерки могут существовать, как самостоятельные библиографические произведения либо входят в состав библиографической энциклопедии, библиографической антологии. Среди жанров рекомендательной библиографии библиографический очерк является наиболее активным средством педогагическо-просветительского воздействия на формирование информационной культуры личности.(2)

Библиографический очерк – относительно новый жанр в литературной рекомендательной библиографии. Его главное преимущество в том, что библиограф получает возможность вести свободный разговор на обозначенную в заглавии тему, не связывая себя ни формальными библиографическими характеристиками, ни жестким выбором рекомендуемых произведений, что, в свою очередь, обеспечивает читателю свободный выбор интересующей его литературы. Тем не менее, содержание очерка предполагает достаточность информации для знакомства с конкретной темой.(10, С. 35 - 36)

Библиографические очерки – произвольно построенное, разноплановое информационное повествование о литературном явлении с ярко выраженным личностным отношением.

Библиографические очерки порою представляют собой обзор критических и публицистических работ (книг и статей), посвященных тому или иному явлению литературы. Библиограф знакомит читателя с разнообразными, порою разноречивыми оценками и толкованиями произведений, привлекших внимание литературной общественности.(28, с. 85)

Двадцать лет назад ни в массовых библиотеках, ни в домашних собраниях не существовало классических работ по отечественной истории – не было ни Н.М. Карамзина, ни В.О. Ключевского, ни С.М. Соловьева, ни Н.И. Костомарова... Потребовалось несколько лет перестройки в политике и экономике, чтобы библиографы могли взяться за создание серии, назначение которой: воспитание исторического сознания на материале отечественной истории, формирование исторического мышления, патриотических установок у читателей, культуры изучения истории.

В конце 1980-х гг. библиографы Российской Государственной библиотеки (РГБ (тогда еще ГБЛ) СВ. Бушуев и Г.Е. Миронов начали работу над серией историографических очерков «История государства Российского», которая вылилась в трехтомник, охватывающий период с IX по XIX в. Эти очерки оказались во многом новаторской работой, которая вывела рекомендательную библиографию в целом на совершенно иной уровень. Суть замысла авторов, используя весь объем письменных источников, помочь читателям взглянуть на историю Отечества как бы с разных точек – глазами современников событий, современных ученых, писателей разных времен и народов, художников, видеть историю в ее многообразии, научиться читать исторические и литературные памятники, видеть памятники архитектуры и искусства. В ходе характеристики отдельных исторических эпох и периодов авторы-составители стремятся давать характеристику тенденций, закономерностей в развитии истории, общую оценку тех или иных периодов, событий. В то же время в контекст бесед привносятся интересные исторические детали, приметы времени, информация о быте, детали, характеризующие известных исторических деятелей.(4, С. 15 - 16)

Жанр историко-библиографических очерков, находится на стыке традиционных методов рекомендательной библиографии, историографии, источниковедения и исторической публицистики. При его составлении используют элементы историографических методов (рассказ не только о книге, но об истории изучения того или иного периода, явления, истории открытия, дискуссиях), источниковедческих (рассказ о летописях, сказаниях, иконах – как исторических источниках и как источниках для изучения истории) и библиографических, поскольку одна из главных задач очерков – стимулировать чтение исторической литературы. При этом библиография пропагандируется с помощью фактографии, а фактография (факты отечественной истории) – с помощью библиографии. Возникает привлекательный для читателя синтез разговора о факте (событии) и интерпретирующей сей факт книге.