Смекни!
smekni.com

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова (стр. 6 из 8)

В поэмах М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса имеют похожее значение. Образ моря, к которому поэт обращался гораздо чаще, чем к образу паруса, является символом судьбы человека в поэмах "Корсар", "ИзмаилБей", имеет значение "жизнь" в "Ангеле смерти" и "Джюлио", символизирует свободу и страсть в "Последнем сыне вольности", Является символом смерти и страсти в "Демоне".

Образ паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова символизирует мимолетность, свободу, даже самого человека.

Следовательно, к образам-символам моря и паруса М.Ю.Лермонтов обращался в течение всего своего поэтического пути. Роль этих романтических образов велика, их символическое значение разнообразно, но чаще образ моря – символ бытия, а образ паруса – символ индивида. Наиболее ярко мотив борьбы моря и паруса проявился в стихотворении "Парус".


Глава 2. Образы моря и паруса

в прозе М.Ю.Лермонтова

2.1 Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"

Не только лирике М.Ю.Лермонтова были присущи образы моря и паруса. Встречаем мы их и в романах писателя, как неоконченных, юношеских, так и в венце прозаического творчества М.Ю.Лермонтова – романе "Герой нашего времени".

В прозе М.Ю.Лермонтова тесно переплелись романтические мотивы и реализм. Образы моря и паруса более тяготеют к романтизму. "Романтизм М.Ю.Лермонтова звал людей "вперед и выше", раскрывал красоту и величие мира, искал гармонии, не достававшей обществу, в "гармонии вселенной, в симфонии стихийных сил мироздания, в музыке сфер, утверждал причастность человека жизни, природы. Взгляд романтика устремлен поверх всего будничного, обыденного, повседневного в заоблачные дали, к звездному небу. Он погружает взор в глубины моря, ловит отражения неба – в море и моря – в небе ( Жуковский, Тютчев), измеряет неведомые дали и недоступные горизонты, возносится в к выси гор" [Уманская, 1971,118].

Образы моря и паруса мы замечаем на страницах неоконченного юношеского романа "Вадим". "Работа над "Вадимом" датируется довольно широко и неопределенно: 18321834 гг." [Удодов, 1973, 156]. Следовательно, М.Ю.Лермонтов уже видел море своими глазами, и знал не только по произведениям поэтов-романтиков, но в "Вадиме" образ моря еще является романтическим символом. Это подтверждает и тот факт, что действие романа разворачивается в Пензенской губернии, где нет реального, настоящего моря, образ этой стихии появляется вместе с одним из героев.

"Рукопись незаконченного юношеского романа "Вадим" представляет собою, вероятнее всего, черновой вариант, так и не доведенный поэтом до завершения. Роман писался, чувствуется, по довольно тщательно разработанному плану, детализировавшемуся, но не подвергавшемуся сколько-нибудь значительным изменениям в процессе написания. Поэт не стремился тут к окончательной стилистической завершенности текста. Тем характернее его настойчивая работа над точностью и выразительностью языка" [Удодов, 1973,156]. Значит, малейшее упоминания моря или паруса не случайны. Рассмотрим их и выясним, каково их символическое значение.

Образ паруса в романе "Вадим" встречается лишь однажды, в пятой главе: "… сидя за работой, Ольга часто забывала свое шитье и наблюдала синие странствующие воды и барки с белыми парусами и разноцветными флюгерами. Там люди вольны, счастливы!"

"Белые паруса" становятся символом свободы, которой, по сути, была лишена Ольга. Девушка завидует людям, которые "каждый день видят новый берег – и новые надежды!" Для Ольги "белые паруса" олицетворяли свободу жить, как хочется, любить, надеяться, абсолютную свободу личности.

"Парус" сочетается с эпитетом "белый", что было характерно и для поэзии М.Ю.Лермонтова. Помимо символического, парус имеет и прямое значение "снасть корабля". Пейзаж помогает лучше понять личность Ольги, отражает ее стремления к свободе и счастью.

Образ моря встречается в романе "Вадим" значительно чаще. Именно морю главный герой уподобляет свою душу. Он говорит Ольге: "… Перед тобой я могу обнажить странную душу мою: ты не слабый челнок, не способный переплыть это море, волны и бури его тебя не испугают; ты рождена посреди этой стихии; ты не утонешь в ее бесконечности!.."

Бунтующая, демоническая душа Вадима действительно подобна волнующемуся морю; порывы души главного героя родственны морским волнам в бурю, а глубина чувств Вадима может быть равна морским глубинам, "бесконечности" морской стихии. Главный герой романа был полон ненависти, как море воды. Желание отомстить за отца вызывало в его душе бурю. Ольга – кровная сестра Вадима, и он считал душу девушки родственной себе. В этом фрагменте романа море – символ бунтующей души.

Образ моря подчеркивает и "непоколебимую" железную волю Вадима: "Так неугомонная волна день и ночь без устали хлещет и лижет гранитный берег: то старается вспрыгнуть на него, то снизу подмыть и опрокинуть; долго она трудится напрасно, каждый раз отброшена в дальнее море … но ничто ее не может успокоить: и вот проходят годы, и подмытая скала срывается с берега и с гулом погружается в бездну, и радостные волны пляшут и шумят над ее могилой".

Так и Вадим был готов идти к своей цели без остановок, преодолевая преграды, падая и вновь поднимаясь, не боясь, что "слишком дорого купит победу". Образ моря в этом эпизоде имеет не прямое значение, а переносное, он используется писателем, чтобы лучше раскрыть образ Вадима. Море является символом железной воли.

Соприкосновение с душой Вадима отравляет все чистое и светлое: "… цветы не растут посреди бунтующего моря; где есть демон, там нет бога…" Море и цветы противопоставлены друг другу как извечно противоположны демон и бог. И в этой антитезе цветы – символ ангельского, а море – демонического.

С морем в "Вадиме" М.Ю.Лермонтов сравнивает толпу: "Перед Вадимом было волнующееся море голов…" Движение людей смотрящему сверху Вадиму напомнило, видимо, морские волны, значение переносится по сходству.

И еще один пример: "Вдруг толпа раздалась, расхлынулась, как некогда море, тронутое жезлом Моисея…" В библейском мифе Моисей заставил воды расступиться. Толпа раздвинулась, давая дорогу Вадиму, как волны по желанию Моисея. Толпа напрямую сравнивается с морем. В данных фрагментах море – символ толпы.

С морем сравнивает писатель человеческое равнодушие: "… что такое две страсти в целом море равнодушия?" Мера этой эмоции равна по количеству морю. Значение переносится по сходству признаков "очень много".

В романе "Вадим" образ моря не реализует своего прямого значения "пейзаж". Море, сочетаясь с другими компонентами, входит в состав сравнения и метафоры. Образ моря также является символом.

В переносном же значении М.Ю.Лермонтов упоминает море в незаконченном романе "Княгиня Лиговская", в котором писатель хотел изобразить жизнь петербургского общества 1830х годов. В этом романе наблюдаются предпосылки более зрелого романа "Герой нашего времени", в который перекочевали некоторые герои "Княгини Лиговской".

В первом случае образ моря соотносится с женскими эмоциями: "По временам она еще всхлипывала, и грудь ее подымалась высоко, но это были последние волны, забытые на гладком море пролетавшим ураганом". Не мог же такой писатель как М.Ю.Лермонтов сравнить с морем лишь колебания женской груди?! Нет, здесь смысл глубже, буря на море сравнивается с бурей в душе Веры, где "досада, радость, бессильная ненависть, бессильная любовь…" В этой фразе происходит двойное уподобление, с морскими волнами одновременно сравниваются и внешние, и внутренние переживания молодой женщины.

Во втором случае образ моря возникает в составе фразеологического оборота. Станислав Красинский говорит матери:

– Матушка, вы хотите, чтобы я пожертвовал для вас даже характером; пожалуй, после всех жертв, которые я принес вам, – это будет капля воды в море.

Обычно этот фразеологизм означает ничтожно малое количество по сравнению с тем, что необходимо, но у М.Ю.Лермонтова он приобретает оттенок значения "бесполезность". Следовательно, образ моря использовался писателем не только как самостоятельный элемент, но и как компонент фразеологического оборота.

2.2 Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

"Герой нашего времени" – самый знаменитый роман М. Ю. Лермонтова. Писатель работал над ним в 18351839 годах. Много споров велось о том, каков художественный метод романа: реализм или романтизм? Безусловно, черты двух этих методов причудливо, но гармонично переплетены в "Герое нашего времени". Мы видим, что "… пейзажи "Героя нашего времени генетически связаны с эстетической традицией романтизма" [Уманская, 1974, 132].

"Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России", – записал в своем журнале Печорин; "Тамань" – самая романтическая часть "Героя нашего времени" – считают многие исследователи. "Тамань" – еще один особый мир, в который пытается заглянуть Печорин" [Удодов, 1973, 494]. При этом "Тамань" написана М. Ю. Лермонтовым под впечатлением реальных событий: подобное приключилось с самим писателем во время пребывания его в этом приморском городке.

"Повесть эта отличается каким-то особым колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца" [Белинский, 1983, 113].

Эта часть существенно выделяется из всего романа. Мы видим не горный пейзаж, а морской. Море – особый мир, где вся жизнь идет по другим законам. И в этот мир попадает Печорин. Сначала лермонтовского героя заселяют в хату "на самом берегу моря", где совсем близко "почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны".