Смекни!
smekni.com

Основные мотивы антиутопии Замятина "Мы" (стр. 2 из 2)

Знакомая картина!

Что такое «газовая комната» для читателей 1920-х годов, не подозревавших еще о возможности дьявольского изобретения гестапо? Что такое «нефтяная пища» для людей, которые в те годы, и предположить не могли, что пищевые продукты станут делать синтетическим путем? Как можно победить голодом умерщвлением части населения?

Но для современного читателя из этих и других подробностей вырастает легко узнаваемый портрет тоталитарного государства — не китайского, не русского, не немецкого, хотя некоторые детали, несомненно, национального происхождения, а портрет тоталитаризма в его основных международных чертах.

Итак, Замятин не собирался писать пародию на коммунизм, он нарисовал финал развития любого общественного строя, в основании которого заложена идея искусственности, насилия над человеком. Таким образом, главной в романе "Мы" является тема свободы личности. Раскрывается эта тема с помощью пародийного переосмысления идеи "всеобщего равенства". Замятин был противником этого тезиса, ценя в каждом человеке его неповторимую индивидуальность. В антиутопии просчитан до мельчайших деталей механизм нивелировки индивидуального сознания. Это придает роману большую глубину по сравнению с негативными утопиями, появившимися в России в XX столетии в русле довольно устойчивой традиции утопической литературы.

3. Актуальность романа

Е. Замятин в своей антиутопии «Мы» предостерегал от посягательств на права отдельного человека, от попыток противопоставления коллектива индивидууму. Писатель хотел предупредить молодое общество о том, что считал для него опасным, — о намечавшейся бездуховности, о попрании принципов гуманизма, о невозможности строить человеческое счастье средствами одного только технического прогресса, о недопустимости подавления личности, о лживости политиков и т.п. После того, как отгремела революция, Замятин пытался предупредить о том, что может случиться, если власть будет в одних руках. Некоторые современные исследователи, отождествляя авторский замысел с художественным результатом, соответственно прочитывают содержание романа как попытку экстраполировать в будущее такие черты буржуазного общества, как мещанство, косность, механическую размеренность жизни, тотальный шпионаж. Увы, история подтвердила его худшие опасения: время показало, что Замятин был прав и многие его пророчества, к великому сожалению, сбылись. Многих современных читателей, в том числе и автора этой работы, поражает прежде всего то, как Замятин сумел угадать, предсказать будущее, даже в мелочах. Но в художественной литературе это далеко не первый и не единственный случай. Собственно, слово «угадать» здесь и не совсем уместно. Писатель сумел увидеть, что может случиться, если некоторые из обозначившихся в начале двадцатого века тенденций общественного развития возобладают в дальнейшем.

Актуальным на сегодняшний день остается даже название романа — он действительно о нас.

Заключение

Роман «Мы» — одно из самых значительных произведений русской литературы 1920-х годов. Уже только то, что роман был напечатан в России лишь спустя более восьмидесяти лет, свидетельствует о том, что автор "попал в точку". Будучи свидетелем весьма значимых событий на политической арене, Замятин в своем произведении подвергнул критике бурно развивающуюся в XX веке тенденцию к конформизму, осудил «убивание» свободы личности, подчеркнул принципиальную антигуманность механической жизни, беспощадные законы которой направлены на уничтожение живого, человеческого начала. Однако критика, озабоченная тем, чтобы через литературу не прошли запрещенные мысли и нежелательные люди, не поняла гуманистического пафоса романа. Ко всему можно добавить, что именно в антиутопии «Мы» лучше, чем в других произведениях писателя, реализовались достоинства замятинского стиля: свободный полет фантазии художника и точное, строгое, даже суховатое словоупотребление интеллектуала-технаря.


Список литературы

1. Жуковский И.Л., Калашинский С.Е. Русская лит. — Мн, 2003.

2. Замятин Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.2/Сост., примеч. О. Михайлова. — М.: Худож. Лит., 1990. — 412 с.

3. Лаузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем: (Роман «Мы» Е. Замятина). — СПБ., 1994. — 235 с.

4. Русская литература XX века: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. — Т.1: 1920 — 1930-е годы / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Т.М. Колядич и др.; Под ред. Л.П. Кременцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с.

5. http://www.goldref.ru/ref/30/1/