Смекни!
smekni.com

Песни русских рабочих (XVIII–начало XX века) (стр. 2 из 7)

Детально правдиво рисуя картину работ на горном заводе, песня останавливает внимание на каторжном характере труда рабочих. Начало работ воспринимается как неизбежное страдание: "По фонталам воду пустят, наше сердце приопустят", "Наши горные работы всем чертям дают заботы".

Рабочих подвергают жестким телесными наказаниями ("Бита Мушиха кнутом", "Не успеешь, значит, лечь, как валится кожа с плеч"). Конец одного из вариантов песни звучит вызывающе:

Мы по улице идем,

Громко песни запоем,

Как начальство любит нас,

Как начальство дует нас.

Песен о горных заводах сохранилось немало. До нас дошел целый ряд произведений, сложенных в крепостную эпоху на Урале и Алтае. В целом устная поэзия горных заводов дает развернутые картины тяжкого подневольного труда. Как и антикрепостническая лирика барщинных крестьян и творчество рабочих мануфактур, поэзия горняков доносит до нас стихийный протест угнетенных масс, их стремление к свободе, столь отчетливо проявлявшееся в темах побега с завода, расправы с ненавистными подрядчиками и мастерами, в излюбленных образах "вольных людей", восставших против гнета помещиков, заводчиков и царских властей.

Творчество первых рабочих поэтов еще не выделялось по своему идейному звучанию из всей поэзии закрепощенного народа. Но рабочая поэзия постепенно накапливала качества, которые в будущем сделали ее самостоятельным видом народной поэзии. В ней все громче звучит тема попранного человеческого достоинства.

Песенное творчество "работных людей" начинало новую линию развития русской песни, являясь предысторией поэзии пролетариата.

30 – 50-е годы XIX века ознаменовались особенно быстрым развитием в русском фольклоре фабрично-заводского творчества. Капитализм наступал. Рост промышленности неизбежно продолжал конкуренцию. Эксплуатация рабочих становилась все более жестокой. Это сказалось и в песнях. Известная идеализация фабричной жизни, имевшая место в творчестве "работных людей", сменяется теперь трезвой реалистичностью, горькой иронией. О "бархатных" нарядах мастеровых песни уже не упоминают, теперь фабричные "носят ситцевы рубашки об семьдесят заплат", на них "синие халаты, подпоясаны ремнем".

К середине XIX столетия все чаще возникают произведения о нелегкой доле работниц, труд которых, наряду с детским, находит широкое применение на капиталистических предприятиях. Образцом может служить песня, сложенная на фабрике купца Каулина, - "Как у нас-то на Томаке на реке…". В ней женщины жалуются на усталость и просят окончить работу:


Ты, Ляксей да Иванович,

Не пора ли шабашу давать.

Шабашу давать, по улице гулять?

Наши ручки передергалися

И головки примоталися,

Наши ножки приходилися,

Наши глазки пригляделися.

"Чудесная" фабрика несла несчастья и беды. Все чаще в песнях встречаются упоминания о том, что "во мотыль рука попала, белу ручку оторвало" или – "у машинки я стоял, усе пальцы оборвал".

По песням можно проследить и пролетаризацию крестьянства. Так, широкой известностью пользовалась в Петербургской и других губерниях песня "Не последний был красильщик…", дошедшая в большом количестве вариантов. Тема разрыва с деревней воплощена в ней наиболее полно. Герой песни – фабричный. Он живет в городе и стал довольно искусным мастеровым:

Не последний был красильщик,

Я на фабрике живал…

Разны ситцы набивал.

Заработок мастерового мал. Его не хватает и на уплату оброка. Фабрика выматывает силы "отходника", его тянет к земле. Не выдержав, герой песни берет расчет. В деревню он приходит "весь оборванный, худой, словно жулик площадной". Без радости встречают его родные. Ведь его приход лишил их надежды получать из Питера хоть какую-нибудь денежную помощь.

Поживи-ка ты в деревне,

Похлебай-ка кислых щей,

Поноси худых лаптей…

Жизнь в городе кажется им завидной, труд на заводе – более легким, чем тяжелая крестьянская работа. Мастерового будят на заре:

Вставай, питерска натура,

Петербургский чистячок!

Песня лаконична. В ней нет детального повествования о лишениях вернувшегося домой фабричного. Герой просто подводит итог:

…Меня голод прохватил,

Все – домой я покатил…

Оглянулся на деревню

И махнул только рукой.

Слезы вытер, еду в Питер,

А надежды никакой.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕСНИ

Крепостничество пало. Крестьянские бунты перекатывались по России. В условиях борьбы крестьянства за землю и общественного подъема неизмеримо возросло значение демократической пропаганды. Важную роль в этом деле играли и революционные песни. В 1861 году Н. Огарев издает в Лондоне сборник "Русская потаенная литература", в который наряду с запрещенными стихотворениями вошли и песни. В 1863 году в Берне был напечатан сборник "Свободные русские песни", по образу которого выпускали последующие нелегальные песенники.1

Пение становится неотъемлемой частью подпольных сходок. Острое политическое содержание, простые слова, выразительная мелодия волновали слушателей. Н. А. Морозов вспоминал позднее: "Хорошее пение всегда действовало на меня чрезвычайно сильно, особенно когда песня была "идейная", с призывом на борьбу за свет и свободу.1

Весь свой пропагандистский пафос разночинцы обращали к крестьянству. Поэтому их агитационные песни "Камаринская", "Долго нас помещики душили…", "Дубинушка" и другие были рассчитаны на деревню. Однако сельские массы еще находились в плену царистских иллюзий. Песни, разоблачавшие самодержавие, не получили в то время сколько-нибудь широкого распространения. Зато их все чаще можно было услышать в передовой рабочей среде.

В рабочий репертуар в этот период вошли и такие песни, как "Ночь темна, лови минуты…" (Н. Огарева); "По пыльной дороге…"; "Слушай!" (И. Гольц-Миллера); "Спускается солнце за степи…" (А. Толстого); "Не слышно шуму городского…" (Ф. Глинки); "Нелюдимо наше море…" (Н. Языкова) и другие.

Эпоха героической борьбы народников с самодержавием обусловила появления в свет замечательных траурных маршей "Замучен тяжелой неволей…" (Г. Мачтета) и "Вы жертвою пали…" (А. Архангельского), ставших со временем любимыми песнями рабочих. Однако тогда их знал лишь небольшой круг революционеров и радикально настроенных студентов.

Подлинно массовыми эти песни стали позднее.

Народники не поняли исторической роли пролетариата. Прошли они и мимо его песен. А между тем период 60 – 90-х годов XIX столетия был временем возникновения рабочей песни в истинном значении этого понятия. Ее эволюция тесно связана с общим развитием рабочего сознания, с ростом пролетариата, с усилением его организованности и сплоченности.

Жизнь пролетариев капиталистической России в те годы ярко изображают шахтерские песни. Типичным образцом горняцкой поэзии того времени является известная песня о Грушевском руднике ("На Донской земле привольной…"), дошедшая до нас в нескольких вариантах и весьма интересная в художественном отношении. Определения в ней даны краткие, зримые:

Подхожу я к ламповой,

Там народ стоит толпой,

есь оборванный, худой…

Зубы ясны, глаза красны,

А рубашки как смола.

Невольно вспоминается превосходная картина Е. Касаткина "Углекопы. Смена", на которой изображены горняки в жалком рубище, покрытые густым черным слоем угольной пыли, только блестит полоска зубов и горят воспаленные глаза. "Это почти сплошь люди с бледными лицами землистого тона, с глубоко въевшейся в поры кожи угольной пылью, с синими кругами вокруг глаз, - писал исследователь Донецкого бассейна Л. Либерман, - вечно хрипящие, кашляющие и сплевывающие густую, вязкую, как уголь черную мокроту"1.

"Ямы" и "Норы" – так называет песня жилища горняков. "У хорошего помещика скот помещался лучше, чем несчастные шахтеры, жившие в землянках", - подтверждает историк П. И. Фомин. Многочисленные пореформенные горняцкие песни – это сплошной стон и гневные сетования на тяжелую долю.

Не лучшим было положение рабочих и в других отраслях промышленности. Однажды, обходя одну из ивановских фабрик, писатель-семидесятник Ф. Н. Нефедов обратил внимание на мальчиков, напряженно работающих при сушильных барабанах и на вешалах. Нефедов спросил сопровождавшего его фабриканта, как складывается их дальнейшая судьба.

Тот, подумав, ответил:

"-Бог знает куда они у нас деваются, мы уж как-то их не видим после.

- Как не видите!..

- Да так, высыхают они.

Я принял это выражение за чистую метафору, - пишет автор, - и переспросил:

- Вы хотите сказать, что впоследствии они переменяют род своих занятий, или они перейдут на другую фабрику?

- Нет, просто высыхают, совсем высыхают! – отвечал серьезно фабрикант"1.

Народник С. С. Синегуб, посетивший в 70-х годах одну из ткацких фабрик, писал о ней: "Боже мой! Какой это ад!.. Воздух невозможный: жар и духота, вонь от людского пота и масла…Я пробыл на фабрике не более двух часов и вышел оттуда очумелый и с головной болью"2. Придя домой, поэт написал стихотворение "Дума ткача":

Грохот машин, духота нестерпимая,

В воздухе клочья хлопка,

Маслом прогорклым воняет удушливо –

Да, жизнь ткача нелегка…

Стихотворение вскоре проникло в рабочую среду. На основе его сложили песню, которая разошлась по всей России ("Мучит, терзает головушку бедную…", "Грохот машин, духота нестерпимая…"). Аналогичной была судьба стихотворения Д. А. Клеменца "Дума кузнеца".

Передовые пролетарии сознательно пропагандировали лучшие песни народников. П. А. Моисеенко, работавший в 1877 году на Новой бумагопрядильной фабрике, вспоминает: "Завели хор… Ставили революционные песни "Долго нас помещики душили…" и "Свободушка", напев "Лучинушки". Эффект был поразительный".3