Смекни!
smekni.com

Печорин-герой своего времени (стр. 2 из 4)

«Бэла»

Глава «Бэла» отличается особой простотой, которую отмечал В.Г. Белинский. В своей статье, посвященной «Герою нашего времени», Белинский отмечал особенность построения «Бэлы» в том, что «простота и безыскусность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нём так на своём месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него».

В главе «Бэла» мы узнаём о Печорине из уст Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстает как человек загадочный, таинственный. Позже мы узнаём, что события, рассказанные в повести, будут последними эпизодами в жизни Печорина, но Лермонтов намеренно так начинает роман.

Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Ведь неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. Содержанием главы «Бэла» становится традиционный романтический сюжет о любви русского офицера к прекрасной горянке, и её кровавой развязке – смерти Бэлы. Сам Печорин говорил: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...». Где бы Печорин не появлялся, всюду он приносил с собой разрушение и уничтожение. Он рушил цепочки судеб мирных людей. Не появись он на Кавказских горах, не встреть там Бэлу, прожила бы она ещё долго, а не закончила бы жизнь под кинжалом ревнивца. Печорину нравилось не праздновать победы очередного достижения цели, ему нравился сам процесс, сами действия на пути к победе. Получив Бэлу, завоевав её расположение, Печорин практически сразу потерял к ней интерес. Его чувство к ней примитивно, оно усиливается от наличия препятствий. Печорин спасал и утешал Бэлу только из-за чувства долга. Максим Максимыч говорил о Печорине: «Он слушал её молча, опустив голову на руки; но только я всё время не заметил ни одной слезы на ресницах его; в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю; что до меня – ничего жальче я не видывал». А потом ещё: «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул? А это бы случилось рано или поздно…». Здесь Печорин представляется нам как эгоист, как полностью безнравственный человек. Максим Максимыч и Григорий Александрович во многом полные противоположности. Если Печорин – выдающийся, исключительный человек, то Максим Максимыч – обыкновенный офицер, каких много в армии. С другой стороны, Максим Максимыч – золотоё сердце, он любуется Бэлой, любит ее, как милую дочь. Возникает вопрос: за что? Спросите его, и он вам ответит: “Не то чтобы любил, а так — глупость”, а Печорин - светский человек, играющий чужими судьбами. Таким образом, сопоставляя Максима Максимыча, больше думающего о других, чем о себе, и эгоистичного Печорина, Лермонтов приводит читателя к мысли, блестяще сформулированной Белинским: «Личность вне народа есть призрак, но и народ вне личности тоже призрак». Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм, а именно это передаёт состояние русского общества: пропасть между интеллигенцией и народом. Печорин кажется нам жестоким, когда разлюбил Бэлу. Однако финальная часть повести, когда Печорин «сделался бледен как полотно», когда засмеялся так, что у Максима Максимыча «мороз пробежал от этого смеха», а потом «был долго нездоров», говорит о глубоких переживаниях и чувстве вины перед черкешенкой.

«Максим Максимыч»

Следующей главой, рассказывающей о Печорине «со стороны», является глава «Максим Максимыч». Место рассказчика занимает путешествующий офицер, слушатель штабс-капитана Максима Максимыча. И таинственному герою Печорину придаются какие-то живые черты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический портрет. Он - человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: “...жизнь моя становится пустее день ото дня...”, то его слушатель офицер воспринял эти слова без ужаса как вполне естественные: “Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду...” И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в том: и “разврат столичной жизни”, и “бури душевные”, и “некоторую скрытность”, и “нервическую слабость”. Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности. И все же загадка не исчезает, “странности” остаются. Повествователь отмечает глаза Печорина “они не смеялись, когда он смеялся!” В них рассказчик попытается угадать “признак - или злого нрава, или глубокой осмеянной грусти”; и поражается их блеску: “то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”. Лермонтов показывает Печорина как человека неординарного, умного, сильного волей, храброго. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей.

Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению. Он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая на них внимания. Но уже во второй главе мы видим, каким в конец тщедушным стал Печорин. Даже несмотря то, на что сам Максим Максимыч итак представляет нам Григория Александровича как человека закрытого и непонятного, я думаю, вряд ли кто-нибудь ожидал, что Печорин будет так холоден с тем, кем пережил так много. В этом эпизоде Лермонтов на стороне Максима Максимыча и против Печорина. В чем же виноват Печорин? Если Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему навстречу, то Печорин - весь замкнут в себе и не жертвует для другого ничем, даже самым малым. Лермонтов разоблачает в Печорине эгоцентризм, который все соотносит с "я", все подчиняет этому "я", оставаясь безучастным к тому, как его поведение отразится на другом человеке. Он даже не почувствовал всей высоты и чистоты человеческого обаяния старого штабс-капитана, не ощутил человечески большого содержания его чувств настолько, чтобы свободно ответить на эти чувства. Печорин настолько замкнут в себе, что теряет способность, забыв о себе, проникнуться хотя бы ненадолго волнением, тревогами, запросами души другого человека.


«Тамань»

«Тамань» – первая из повестей, написанная от лица Печорина. Зная из предисловия к «Тамани» о том, что он умер по дороге из Персии, читатель особо внимателен к его признаниям. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записках героя - со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Печорин делает несчастными людей, с ним соприкасающихся. Так он вмешивается в жизнь "честных контрабандистов", как и играет судьбой Бэлы. Очутившись в хате на крутом морском берегу, Печорин мгновенно замечает и лунный свет, и обрывистый берег, беспокойную морскую стихию и слепого мальчика. Разглядывая дом, он замечает, что на стене нет ни одного «образка», что совсем не характерно для обычных людей того времени. Всё как будто бы говорит о том, что это место нечисто. И действительно, обещанное нечистое начинает сбываться – Печорин обнаруживает, что обитатели ведут ночной образ жизни. Как же он себя ведёт? У Печорина характер глубокий и трагический. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли. Поняв, что перед ним контрабандисты, Печорин инстинктивно тянется к ним, романтизируя их отношение к свободе. Предостережения денщика и урядника только распаляют его азарт. Печорин начинает игру с прекрасной девушкой-контрабандисткой. Он откликается на зов тревожной, опасной, манящей свободой жизни контрабандистов. Героиня повести имени не имеет. Это не случайно – автор хочет показать лишь женскую обольстительную природу. Эта «женская природа» описывается с помощью контрастов, изменчивости, чувственности. Но впоследствии эта невинная женственность обреется совсем другой стороной – девушка чуть не утопит Печорина в море. Это станет платой Печорина, платой за смерть Бэлы, плата за неограниченную страсть. «Честные контрабандисты кажутся свободными, романтичными, загадочными и привлекательными, однако их мир разочаровывает Печорина. Сбежав с Янко, девушка обрекает старуху со слепым мальчиком на голодную смерть, однако, какое ему, Печорину, до этого дело? Он ощущает себя чужим везде: контрабандисты свои в морской стихии, а он не умеет плавать, они вольны выбирать местожительство, а ему предписано ехать на Кавказ.