Смекни!
smekni.com

Поэзия Андреаса Грифиуса (стр. 3 из 3)

В огне пылает башен городских громада,

Во прахе ратуша, поруган божий дом;

Мужей ждет смерть, покрыты девушки стыдом.

Пожар, чума и над телами тучи смрада.

Уже прошло осьмнадцать лет, как вновь и вновь

Теченье наших рек в себя приемлет кровь

И трупы в них легли, подобные запруде.

Но я смолчал о том, что хуже смертной тьмы,

Чудовищней пожара, голода, чумы:

Что там сокровище души теряют люди.

(Пер. А. Э. Сиповича)

«Поэт не устает источать горестные слезы. Каждый год приносит все новые и новые бедствия (сонет «На последнюю ночь своего XXV года», 1641). Даже окончание войны не вселяет в него настоящей радости. Среди ликующих толп Грифиус продолжает чувствовать себя трагически одиноким (сонет «К Евгении», 1648). Мир, воцарившийся в стране, не принес мира его истерзанной душе (сонет «На начало года 1650»). Как мрачная тень за Грифиусом всегда следуют помыслы и воспоминания о пережитых несчастьях. Так, предлагая вниманию читателей сборник своих юношеских сонетов, поэт считает нужным сообщить, что сонеты эти написаны им среди лютых скорбей, когда он был сокрушен острым булатом и небывалым пожаром, смертью и злоключениями любимых друзей, когда пала его родина, превратившись в игралище обезумевших врагов («О своих воскресных и праздничных сонетах», 1633-1636). В другом стихотворении Грифиус с сокрушением вспоминает о днях своей юности, когда лютая смерть сделала его сиротой и «ночь печали» окутала его глубоким мраком: жестокий недуг надломил силы поэта, он изнемогает от непрерывной муки, деля свое время между вздохами, нуждой и стенаниями; рухнули столпы его надежд, отныне в полном одиночестве суждено ему влачить свое безысходное горе (сонет «Dominus de me cogitat)» [4, 312].

Грифиус остро чувствует человеческое горе. Он всегда хочет быть там, где страдают люди. Он знает, что страдания людей огромны. Ему даже порой кажется, что земное существование подобно смерти, более того — это сама смерть. И он молит бога поскорей вырвать его из юдоли тьмы и страданий; стоя на пороге смерти, он радостно прощается с «проклятым миром», этим «морем, чреватым жестокими бурями», предвкушая блаженство вечной жизни в светлых чертогах вседержителя (сонеты «Вечер» и «К миру»).

Но это вовсе не означало, что Грифиус был чужд или хотя бы безразличен к земным интересам. Именно потому, что он так сильно любил свою отчизну, бывал он столь мрачен и недоверчив к жизни. Как можно было, например, не скорбеть по поводу гибели Фрейштадта. Но, скорбя о гибели города, поэт вместе с тем выражал надежду, что настанет радостное время, когда погаснет злоба, разжигающая пламя войны, прилежные руки подымут город из пепла и меч будет заменен на плуг или топор. А заставляя мертвеца твердить о неизбежности смерти, Грифиус не уподоблялся сумрачным анахоретам Средневековья, отвергавшим земную жизнь, а только призывал людей прожить эту дарованную им жизнь достойно, оставив по себе добрую, а не худую память.

Важнейшей темой сонетов выдающегося немецкого поэта и драматурга XVII века Андреаса Грифиуса является тема преодоления эфемерности жизни, ее реализация представлена в религиозно-теологических, военных, любовных сонетах и «стихах на случай», объединяя все поэтическое наследие автора.

Среди «стихов на случай» и стихи, посвященные выдающимся ученым - Петеру Крюгеру и Абрагаму Ортелиусу. Новые открытия в области естественных наук воспринимались Грифиусом не только как достижения науки, но и как показатель добродетельности ученых.

Сонет «Uber Abraham Ortels Parergon» посвящен Абрагаму Ортелиусу – знаменитому голландскому картографу. Грифиус восхищенно пишет, что никакой силой нельзя связать свободный разум («Ist doch ein freier Sinn durch keine Macht zu binden») и, хотя тело и дом гибнут, ученый не может пасть (погибнуть) («Und kann, obgleich der Leib, sein Wohnhaus, fallt, nicht fallen»).

Несмотря на прославляющий характер, в сонет Грифиус вводит характерную лексику, напоминающую военные стихи:

«Den Schauplatz alter Welt, im welchem noch zu finden,

Was harter Flammen Grimm und rauher Feinde Schwert,

Was der geschwinde Blitz und lange Zeit verkehrt,

Schleu.t Ortels Hand hier auf…»[6,18]

(Арену старого мира, в которой еще нужно находить, что искажают пожирающий огонь ярости и меч жестоких врагов, быстрая молния и долгое время, открывает здесь рука Ортелиуса).

В сонете «An den vortrefflichen Philosophum und Mathematicum Рetrum Кrugerum. Uber den Tod seines Kindes» выдающемуся философу и математику Петеру Крюгеру на смерть его ребенка, поэт выражает сочувствие и соболезнование учителю и другу в связи со смертью ребенка. А. Грифиус познакомился с П. Крюгером во время обучения в гимназии в Данциге. О Крюгере Грифиус неоднократно напишет в своих стихах, другом Крюгера был поэт Г. Плавиус, творчество которого оказало определенное влияние на начинающего поэта. Сонет насыщен восклицательными и вопросительными риторическими предложениями. Первый катрен - обращение к Данцигу, полное укора в несправедливости жизни:

«O Dantzig! wil der Zorn der Deutschland gantz verzehret

So rasend auff dich zu? wil der, der alle richt

Durch seiner Blitzen Glutt, die Thron' und Krone bricht,

So schrecklich uber dich,, als scharff er uns verheret?»[6,24]

(О Данциг! Обрушится ли неистовый гнев Германии, сводя с ума, на тебя Обрушит ли тот, кто судит всех, свой пламенный гнев, который свергает троны и короны на тебя, когда он нас строго будет карать)

Далее поэт мучительно размышляет – кто может воспрепятствовать «великому гневу», что остановит «кровавый поток» и прекратит «вырывать из этого света детей, которые не совершили преступления перед Богом!» - и не находит ответа.

«Die Kinder: Gottes Lust, wie ubel ists bestellt,

Wenn dise Brustwehr hin, und wenn der Hauffe fallt

Der einig machtig ist den Hochsten zu beitragen!»[6,26]

(Дети – божья радость, как плохо все определено, когда падет защита и рассеется толпа, только один может вступиться за них перед Господом!)

«Поэту важно понять место человека в мире, он разделяет размышления современников о взаимосвязи, взаимосуществовании горестей и радостей человеческой жизни. А. Грифиус пытается объяснить, что значит жить после смерти Христа в мире, где необходимо подчиняться установленному порядку. Речь идет не о том, чтобы осудить суетность, ничтожность человеческого бытия, а чтобы объяснить факт слабости всего земного внутри священного порядка» [7].

Таким образом, А. Грифиус, обращаясь в стихах к различным аспектам, в том числе и в «поэзии на случай», размышляет о своем времени, о трагедии Германии, о судьбах современников, о смысле человеческой жизни. Автор всецело на стороне тех, кто способен войне и несправедливости противопоставить необходимость ежедневной деятельности. Поэт утверждает мысль о том, что каждый миг земной жизни бесценен, несмотря на сложность и трагичность существования в мире.


Заключение

В данной курсовой работе я нашла ответы на поставленные вопросы, достигла цели, а именно изучила творческую биографию поэта, исследовала творчество Андреаса Грифиуса, узнала о жанровых особенностях. А также основную тему работ выдающегося немецкого поэта и драматурга XVII века.

Что касается жизни поэта, то о ней удалось найти небольшое количество сведений. Но мы уже знаем, что Грифиус был выходцем из семьи пастора, его юность связана с лишениями. Однако ему удалось получить хорошее образование, он закончил Лейденский университет. Поэт изучил несколько иностранных и классических языков, был широко эрудированным человеком. Мы можем предполагать, что поэт именно в образовательных целях посетил ряд европейских стран. С 1649 года и до самой смерти Грифиус занимал должность синдика в родном силезком городе Глогау. Он был натурой впечатлительной и правдивой, поэтому болезненно воспринимает трагическую судьбу своей родины, опустошенной и разграбленной Тридцатилетней войной. Произведения его окрашены в мрачные и скорбные тона. Жизнь представляется ему нередко сплошным мучением и страданием. Всюду господствует насилие и жестокость. «Многое поддерживало скорбь Грифиуса. Прежде всего, разумеется, неслыханное разорение Германии, страдания народа, бедствия Тридцатилетней войны, от которых Грифиус искал спасения в чужих странах, но также злоключения личной жизни поэта: болезни, тяжелое ранение, опустошительные пожары, смерть близких людей» [4, 312].

Пессимистические мотивы звучат в лирической поэзии Грифиуса, в которой он достиг высокого мастерства. Его сонеты, сатиры и эпиграммы являются вершиной в развитии немецкой поэзии XVII века. «В сонете «Мирские радости», поэт утверждает, что «у каждого свой крест в жестокой жизни сей…»:


О мир, юдоль скорбей! Блаженны те, кто ввысь

Из чрева матери сумели вознестись,

Коснуться не успев стопой земного праха.

(Пер. О. Румера)» [9, 72].

В известном сонете «Слезы отчизны» (Tranen des Vaterlandes, 1636) изображается мрачная картина измученной Германии, где бушует «пожар, чума и над телами тучи смрада». Также нужно сказать о стихотворении «Мертвый живому», написанное в форме обращения мертвеца к людям. В основу стихотворения положены мысли о скорой и неизбежной смерти.

«Один лишь шаг – и ты со мной,

Твоя могила под ногой» [8, 247].

(Пер. Б. Лейтина)

В элегии «На гибель города Фрайштадта» (Uber den Untergang des Stadt Freistadt, 1649) изображается мрачная картина города, разрушенного войной, и высказываются мысли о том, что земная жизнь – прах и тлен.

Но нужно сказать, что не вся лирика Грифиуса настолько печальна и мрачна. У него встречаются стихотворения, в которых звучат оптимистические нотки. Но мысли о счастье нередко переплетаются с мыслями о страдании и житейских невзгодах. В стихотворении «Постоянство любви» мотивы радости и наслаждения смешаны с мыслями об окружающих человека невзгодах.

Также важную часть творчества Грифиуса представляет драматургия. Им создано 5 трагедий и 3 комедии, занимался он и переработкой пьес иностранных авторов. Сюжеты его трагедий заимствованы большей частью из истории. В его трагедиях, как и в лирике, отразилось мрачное, пессимистическое восприятие действительность. Кроме трагедий, Грифиус написал три комедии, которые стоят ближе к обыденной жизни. В них чувствуются национальная окраска и реалистические тенденции.

Печать глубокого трагизма лежит на произведениях Андреаса Грифиуса , талантливого поэта и драматурга, которого многие литературные деятели считают одним из лучших представителей немецкой культуры. Творчество Грифиуса весьма разнообразно. Оно началось в годы страшной войны и закончилось в условиях мирного времени. Многое поддерживало скорбь Грифиуса. Прежде всего, разумеется, неслыханное разорение Германии, страдания народа, бедствия Тридцатилетней войны, от которых Грифиус искал спасения в чужих странах, но также злоключения личной жизни поэта: болезни, тяжелое ранение, опустошительные пожары, смерть близких людей. На протяжении ряда десятилетий трагические мотивы с большой силой звучали в его произведениях.