Смекни!
smekni.com

Поэзия Плеяды и реформа поэтических жанров в литературе Франции 15-16 вв. (стр. 2 из 3)

С появлением новых жанров в поэзию был привнесен новый строфический принцип. В средневековых лирических жанрах с фиксированной формой очень боьшую роль играло строгое расположение рифмы, в жанрах же, пропагандировавшихся Дю Белле, существовало свободное варьирование строф. Об этом пишет Ю.Б.Виппер в своей монографии, посвященной поэзии Плеяды: “В результате торжества строфического принципа в лирической поэзии / ... / возрастало богатство ритмических структур. Многообразие ритмических форм усиливало выразительные возможности поэзии”[20].

Подлинным новаторством Плеяды Л.Е.Маслобоева называет идею создания национальной эпопеи ( среди жанров будущей высокой поэзии Дю Белле отводил первое место именно эпопее ). “Образцами для французской эпопеи он предлагает “Илиаду”, “Энеиду” и “Неистового Роланда”. Раннее творчество Плеяды не позволяет говорить о создании теории эпической поэмы, но важным было уже и то, что уже в 1549 году Дю Белле выдвинул идею создания эпопеи и обосновал необходимость ее утверждения во французской поэзии”[21].

Таким образом, можно вполне справедливо утверждать, что такая реформа поэтических жанров, серьезно обоснованная Дю Белле и принятая Плеядой, не могла пройти бесследно для французской ( и не только ) поэзии ( хотя, как пишет И.А.Тертерян[22], некоторые жанры, например пиндарическая ода, так и не были усвоены ею ).

Сонет в поэзии Плеяды.

Поэзия Плеяды – это поэзия соревнования, соревнования в поэтическом мастерстве, соревнования с древними и итальянцами. Соревнование с Италией в области высокой поэзии требовало освоения петраркисткой лирики и главнейшего ее стихотворного жанра – сонета. Ю.Б.Виппер приводит цитату Дю Белле: “Пой прекрасные сонеты – это столь же ученое, как и любезное итальянское изобретение /… / для сонета у тебя есть Петрарка и насколько современных итальянцев”[23].

Подробное рассмотрение сонета в поэзии Плеяды дается в работе Ю.Б.Виппера.Он называет сонет “незаменимым в смысле действенности катализатором высокой поэтической техники”. Ю.Б.Виппер считает, что сама форма сонета была глубоко созвучна “каким-то коренным чертам эстетических пристрастий и влечений, свойственных творцам французской литературы”[24].

Сторонники обновления французской поэзии, провозглашенного вождями Плеяды, не замедлили откликнуться на требование времени. Петраркисткие по своему духу лирические сборники стали появляться один за другим. Стремление подражать петраркистким увлечениям вождей Плеяды распространялось все шире и шире в литературной среде.

Ю.Б.Виппер говорит, что “из петраркистких сборников, созданных поэтами Плеяды, наиболее примечательны как целое “Олива” Дю Белле и “Любовные стихотворения” Ронсара”, так как в них “не только в полной мере выражено творческое начало каждого из поэтов, но они являют собой еще и определенные вехи с точки зрения формальной структуры”[25]. “Олива”, например, это первый сборник любовных стихотворений во Франции, составленный только из сонетов. В “Любовных стихотворениях” Ронсара окончательно закрепляется ставшее затем традиционным во французском стихосложении построение терцетов на основе трех рифм, а также принцип регулярного чередования мужских и женских рифм, который приобрел со временем обязательный характер. Помимо этого можно также привести цитату Л.Е.Маслобоевой, которая говорит, что “все эти произведения отмечены пафосом утверждения новой поэзии и проникнуты оптимизмом”[26].

Ронсар внес в поэзию эмоциональную мощь своих сонетов. Ю.Б.Виппер пишет, что эстетическому воплощению этой мощи служат три основных момента:

1. Развернутость и вместе с тем органичность членения поэтической фразы, придающая движению мысли размах, наполняющая стих глубоким дыханием.

2. Виртуозное владение стремительным ритмом, создающим невиданный ранее во французской поэзии динамизм в воспроизведении чувства, подчиняющийся закоам благородной и соразмерной гармонии.

3. Способность превращать музыкальность, благозвучие стиха в прямое выражение его эмоционального содержания[27].

Именно музыкальность стиха и называется Ю.Б.Виппером одним из важнейших завоеваний Плеяды по сравнению с “более рассудочной лирикой”[28] предшествовавших Плеяде поэтов.


Ода в поэзии Плеяды.

Разработка жанра оды также стала одним из важнейших достижений поэтов Плеяды. Ведущую роль в этом сыграл, конечно же, Ронсар (несмотря на то, что оды Дю Белле были написаны и опубликованы раньше). Ю.Б.Виппер называет выход в 1550 году в свет од Ронсара “переломной вехой в истории французской поэзии, в значительной степени предвосхитившей и предопределившей более поздние / … / пути ее развития”[29]. Именно в “Одах” наиболее полно проявились теоретические постулаты, провозглашенные в “Защите и прославлении французского языка”. “Пой оды, еще не известные французской музе: под лютню, настроенную созвечно с римской и греческой лирой; и пусть в них не будет ни одного стиха, где не виделся бы след редкостной античной эрудиции”[30],- писал Жоашен Дю Белле в своем манифесте. Творчество Ронсара и представляло собой попытку перенести античную оду на французскую почву.

Ронсар заимствовал основную черту античной оды – ее функцию прославления. У Ю.Б.Виппера находим: “Основное предназначение оды для Ронсара и его соратников – прославлять и тем самым увековечивать силой поэтического слова жизненные ценности, будь то подвиги исторических деятелей, творения мыслителей и поэтов, прелести родной природы или добродетели близких людей”[31]. Естественно, что хвалебные функции оды предопределяли ее тяготение к возвышенным интонациям, торжественному тону. Ю.Б.Виппер выделяет несколько аспектов хвалебности ронсаровой оды:

1. С одной стороны, в этой хвалебности проявляется стремление к идеализации действительности, ее приукрашиванию, возвышению и монументализации.

2. С другой стороны, в восхвалении отражается и мировоззрение поэта, свойственной ему радостное жизнелюбие, восхищение, вызванное многообразием мира и упоение собственными творческими силами[32].

Ронсар в своих “Одах” обогатил французскую поэзию тематически и эмоционально. Ю.Б.Виппер отмечает, что “ей стали доступны более разнообразные регистры чувств, начиная от торжественно-возвышенного и кончая интимно-шутливым”[33].

Именно в “Одах” Ронсар осуществляет свою реформу строфической системы, а также осуществил ряд метрических нововведений. Разнообразие различных строфических форм становится поистине огромным, что дает новый импульс к развитию поэзии. Наиболее важными моментами реформ, по мнению Ю.Б.Виппера, были:

1. Реформа способствовала сближению поэзии с музыкой, проникновению в нее музыкального начала. Строфическое построение усиливало мелодическую организованность стихотворения, позволяло шире варьировать мелодический рисунок, определяющий тональность и музыкальное звучание произведения.

2. Реформа дала неисчислимое количество вариантов строфы, многие из которых стали затем классическими и вошли в золотой фонд французской поэзии. Причем само разнообразие созданных Ронсаром строфических структур и было основным проявлением поэтического качества по сравнению с предыдущей поэтической традицией.

3. Расширение изобразительных возможностей стиха за счет строфического принципа, а также придание поэтической мысли большего динамизма[34].

Заключение.

Подводя итог всему реферату, хотелось бы еще раз сказать о том, что роль Плеяды в мировом литературном процессе действительно очень велика и зачастую недооценивается. Вряд ли найдется хоть одно более или менее значительное явление в литературе последующих веков, не подвергшееся либо прямому, либо косвенному влиянию творчества Плеяды. Реформы, осуществленные ею ( в частности, реформа поэтических жанров ), коренным образом изменили сложившиеся традиции, позволили подвергнуть критическому переосмыслению поэтические достижения предшествовавших поколений.

Ю.Б.Виппер пишет, что “без литературной реформы Плеяды не был бы возможен расцвет классицизма во Франции 17-го века”[35], а ведь без эпохи классицизма во Франции, без Малерба и Буало вряд ли можно было бы говорить о дальнейшем полноценном развитии литературы. Современная литература без Плеяды не стала бы той литературой, какую мы знаем.


Использованная литература:

1. И.А.Тертерян.Поэзия Плеяды.//История всемирной литературы.Т.3.- М.,1985.

2. Л.Е.Маслобоева.Античность и современность в поэтической реформе Плеяды ( манифест 1549 года и раннее творчество Ронсара и Дю Белле ).Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Ленинград, 1979.

3. Андре Берри.Ронсар.-Сп.-б.,1999.

4. Ю.Б.Виппер.Поэзия Плеяды.-М.1976.

5. М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, С.С.Мокульский, А.А.Смирнов. История западно-европейской литературы.Средние века и Возрождение.-М.,2000.


[1] И.А.Тертерян.Поэзия Плеяды.//История всемирной литературы.Т.3.- М.,1985.-C.255.

[2] Л.Е.Маслобоева.Античность и современность в поэтической реформе Плеяды ( манифест 1549 года и раннее творчество Ронсара и Дю Белле ).Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Ленинград, 1979.-C.1.

[3] Ю.Б.Виппер.Поэзия Плеяды.-М.1976.-с.3.

[4] Андре Берри.Ронсар.-Сп.-б.,1999.-С.101.

[5] Л.Е.Маслобоева.Указ.соч.,с.9.

[6] Ю.Б.Виппер.Указ.соч.,с.109.