Смекни!
smekni.com

Поэтическое своеобразие А. Ахматовой (на примере двух сборников - "Четки" и "Белая стая") (стр. 4 из 4)

У Ахматовой есть выражение: "покой нелюбви". Слово "нелюбовь" здесь несет особую смысловую нагрузку. Каковы бы ни были взаимоотношения мужчины и женщины, воспроизводимые классикой, их основа – чувство с положительным знаком, даже если это уходящее или минувшее чувство. И "несчастная любовь" не исключение, а другой полюс художественного изображения; "несчастье" тут стоит в одном ряду с "безумным счастьем", с "восторгом", с "радостью" – в одном ряду, но на другом полюсе. Ахматова как бы экспериментирует с человеческими чувствами, ищет в них потаенный, не только эмоциональный, но и интеллектуальный смысл. Но этот эксперимент для нее – необходимое условие полноценной духовной жизни.

Труднее мне понять постоянно возникающую в лирических произведениях тему смерти. Я не смогла разобраться, что это – дань тогдашней литературной моде, особенности мировоззрения того периода. А может быть, это глубокие личные переживания размышления о сущности жизни и смерти? Если бы стихотворения такого плана встречались только в "Белой стае", я бы посчитала это отголоском Первой мировой войны, но в понравившемся мне "Вечере" они тоже присутствуют.

Мне кажется, ранние книги Ахматовой – это попытки молодой женщины найти себя в так быстро меняющемся, "уносимым ветром" мире. То, что творчество Ахматовой успешно развивалось и дальше, до середины ХХ века, несмотря на страшные испытания, выпавшие на ее долю, показывает, что она уловила ритм времени, смогла пойти с ним в ногу. Возможно, ранние сборники помогли ей в этом.

Список использованной литературы

1. Ахматова Анна. Соч.: В 2 т. – М., 1990. Т.1.

2. Баевский B. C. История русской поэзии: 1730-1980. – М., Компендиум. 1996.

3. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой. – Л., 1925.

4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм. // Русская мысль, 1916, № 12

5. Левин Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Structure of texts and semiotics of culture / edited by Jan van der Eng and Mojmir Grygar. The Hague-Paris, 1973.

6. Приходько Т. C. Роль обращения в композиции стихотворений А. Ахматовой // Русская речь, 1997, № 4. С.18-23.

7. Червинская О. Акмеизм в контексте серебряного века и традиции. – Черновцы, 1997.


[1] Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой. Л., 1925. С. 70

[2] Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм. // Русская мысль, 1916, № 12

[3] Червинская О. Акмеизм в контексте серебряного века и традиции. – Черновцы, 1997. С.124