Смекни!
smekni.com

Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его символическое значение (стр. 5 из 5)

К "человеческому" относится в первую очередь то, что сатана, несмотря на все свое могущество, подвержен человеческим слабостям и болезням. Так, Воланд говорит: "Нога разболелась, а тут еще бал" (а ведь демону не пристало болеть, и, тем более, иметь хронические заболевания), "я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году на Чертовой горе" .

В разговоре с Левием Матвеем Воланд явно издевается, иронизирует над взглядами посланника Иешуа. А склонность к сарказму, иронии соответствует чертам "человеческим". К данной категории относится и остроумие, и пристрастие дьявола к максимам в стиле французских моралистов ("Кирпич не с того, не с сего никому и никогда на голову не свалится", "Рукописи не горят").

М.А.Булгаков соединят в образе Воланда трудно совместимые, на первый взгляд, черты. С одной стороны, дьявол задумчив, серьезен (вспомним, какой интерес герой проявляет к людям из Москвы: "я вовсе не артист, просто хотелось посмотреть москвичей в массе, <...> я лишь сидел и смотрел"), с другой - склонен к паясничеству (на слова Берлиоза о том, что атеизмом в Москве никого не удивишь, восклицает: "Ох, какая прелесть!", "Ах, как интересно!"), благодаря чему образ Воланда выглядит довольно противоречиво.

Таким образом, анализ цветовой характеристики подтверждает противоречивость Воланда.

V. Вывод. Роль символики предметного и цветового мира в

произведении.

Символы в романе «Мастер и Маргарита» очень разнообразны. Это и символика растений (роз, плюща, винограда), птиц (ласточки, воробья, попугаев, совы и ворон), животных (кота, собаки, коней), глобальные природные символы, такие как Солнце, Луна, гроза, изучение которых приводит выводу о количественном преобладании апокалипсических мотивов, темных сил, с которыми ассоциируются розы, плющ, черный кот и кони, воробей и попугаи, сова и вороны. Им противостоят знак творческого начала (виноград), знак спасения (ласточка), символ верности (собака). Кроме рассмотренных мной вещественных символов можно выделить так же символы зеркала; символы одежды героев (плащ, пальто, шапочка, перчатка, хитон, фрак); предметы - предвестники гибели (вино, масло, нож, чаша); атрибуты творчества (лампа, свеча).

Среди многочисленных одеяний героев особую символическую функцию несет плащ (или пальто): белый, с кровавым подбоем плащ прокуратора, траурный, подбитый огненной материей плащ Воланда, черные пальто и плащи мастера и Маргариты. Здесь плащ и знак избранности, и знак отъединенности от окружающего мира, и знак причастности тьме (плащи влюбленных), и знак контраста номинальной чистоты и сущностной кровавой жестокости (плащ Понтия Пилата), разрушения и созидания (плащ Воланда). Похожее по форме, но разительно контрастное по цвету одеяние Иешуа (голубой хитон) - знак устремленной в вечность истины.

Таким образом, приходим к выводу, что все же в романе мы видим преобладание темных, трагических, зловещих начал, что подтверждается преобладанием в романе и предметов-предвестников гибели (нож, вино, масло), которые выступают как орудия тьмы, несут боль, страдания, неразрывно связаны с кровью; и многочисленных атрибутов Воланда (шпага, глобус, треугольник, изображение черного пуделя, жук-скарабей), подчеркивающих могущество князя Тьмы. На уровне вещественных символов единственной альтернативой зловещим знакам господства темных сил выступает горящая свеча - символ вдохновения, творчества, прозрения, а, следовательно, и преодоления тьмы.

Таким образом, вещественные и цветовые символы в романе служат для более цельного понимания произведения, более полной характеристики героев и объяснения концепции мира писателя.


Библиография.

2. М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Изд. «Академия», 1994

3. Гете И.В. «Фауст», Изд. «АСТ», 2004

4. М.А. Орлов «История сношений человека с дьяволом», Изд. «Эксмо»,2003

5. К. Николаев «Тайнопись «Мастера и Маргариты». Между строк великого романа», Изд. «Вече», 2006

6. Т.В. Рыжкова «Путь к Булгакову», Изд. «Глагол», 2000

7. Б.Соколов «Тайны Мастера и Маргариты», Изд. «Яуза», «Эксмо», 2005

8. «История русской литературы ХХ века(20-90-е годы). Основные имена», Филологический факультет МГУ им. В. Ломоносова, 1998

9. В.И. Сахаров «М.А. Булгаков в жизни и творчестве», Изд. «Русское слово», 2005

10. М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова», Изд. «Книга», 1988

11. Б.М. Сарнов «Каждому - по его вере. О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», Изд. Московского университета, 2000

12. Л. Паршин «Чертовщина в американском посольстве в Москве или 13 загадок Михаила Булгакова», Изд. «Книжная палата», 1991

13. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Мультимедиа – издательство «Адепт», 2002

14. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - 2-е изд., испр., Изд. «Искусство», 1995.

15. Мамардашвили М.К.., Пятигорский А.М. "Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке" Изд. «Ярк», 1997

16. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. - С. 191-199

17. Шелестюк Е. В. О лингвистическом исследовании символа // Вопросы языкознания. 4. М.: «Наука», 1997

18. И. Л. Галинская, «Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях», Книгопечатная продукция, 2003

19. В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под ред. В.Ф. Чертова, «Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие», М: «Дрофа», 2006

20. «Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины», под ред. Л.В. Чернец, М: «Высшая школа», 2000

21. Маслова В.А.«Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001

22. Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 2


  1. [1] «Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины», под ред. Л.В. Чернец, М: «Высшая школа», 2000, Стр. 302-311.
  1. [2] Маслова В.А.«Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, Стр. 95-107