Смекни!
smekni.com

Произведения А.С. Пушкина для детей (стр. 2 из 3)

Наряду с повестью о Бове в детское чтение XVII века входила и повесть о Еруслане Лазаревиче, также переделанная в XVIII веке в сказку. Пушкин позднее использовал из этих сказок кое-какие элементы.

Если из повести о Бове в его сказки вошли отдельные эпизоды и имена героев, то из повести о Еруслане Лазаревиче он взял поле, усеянное мертвыми костями и истоптанное конем богатыря, огромную голову на этом поле, выходящих из морской пучины богатырей и другие сказочные эпизоды; некоторые из них вошли до этого в «Руслана и Людмилу». Все это свидетельствует лишь о том, что сказки Пушкина связаны не только с народным творчеством, но и с древнерусской литературой. Следующим произведением, тесно связанным со сказочным жанром, явилась поэма «Руслан и Людмила» (1817-1820).

Над «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» поэт работал в Царском Селе в 1831 г. А. С. Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями.

Первое чудо в народной сказке – дуб у лукоморья, а на нем золотая цепь, по которой ходит кот, рассказывающий сказки и поющий песни. Второе чудо – на горе грызутся два борова, «а меж ними сыплется золото да серебро». И третье чудо – «из моря выходят 30 отроков на один час». Вместо свиней у Пушкина – чудесная белочка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Сын-богатырь растет в бочке «не по дням, а по часам» и своей силой освобождается из бочки, а не по благословению и с помощью неизвестной силы, как это было в народной сказке. Получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с великолепными героями, способными преодолевать любые препятствия.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни Пушкина не печаталась. Первым ее слушателем был Н. В. Гоголь, которому поэт читал ее в Царском Селе летом 1831 г. Как и «Сказка о царе Салтане», она создана на основе сюжета народной сказки, услышанной в селе Михайловском. В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание – собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках: «Батрак» и «Шабарша».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке» написаны в 1833 г. в Болдине. Источником «Сказки о рыбаке и рыбке» является сюжет из сборника братьев Гримм. Однако подобные сказки встречаются и в русском фольклоре («Золотая рыбка» и «Жадная старуха»). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» создана на основе русской сказки, записанной в Михайловском, Пушкин мог также использовать русскую сказку «Волшебное зеркальце».

«Сказка о золотом петушке», впервые напечатанная в 1835 г., опирается на сюжет американского писателя Вашингтона Ирвинга. Незавершенная «Сказка о медведихе», сказка «Жених», отрывок из «Бовы» в круг чтения детей обычно не входят.

2.2 Художественное совершенство сказок

В сказках Пушкина волшебные превращения и необычные картины логически мотивированы, оправданы и реалистически точны в деталях. Так, каждый раз возвращаясь с моря, старик видит реальную картину и ситуацию, в которой по воле рыбки оказывается его старуха: то это новое корыто, то «изба со светелкой», то высокий дворянский терем с богато одетой старухой на крыльце, то роскошные царские палаты. И выглядят они не сказочными, а реальными, лишь их появление сказочно.

Пушкин берет из источника только один, наиболее значимый эпизод, подробнее и глубже разрабатывает его, чтобы рельефнее высветить характер. Таков юный, сказочно быстро выросший и возмужавший князь Гвидон, который освобождает себя и свою мать из бочки, всегда находит выход из самого трудного положения.

Достоин своей суженой юный королевич Елисей, который в поисках невесты идет на край света, сохраняет безупречную верность ей, постоянно пылает светлой, чистой любовью. Не случайно вся природа: и луна, и ветер, и солнце помогают ему.

Особо пленительны в сказках женские образы. Мать Гвидона, нежная, преданная жена, безвинно пострадавшая в результате интриг коварных завистниц, она по праву становится царицей. Не уступает ей и молодая царевна из другой сказки, которая не растерялась в лесу, куда ее увезли, чтобы погубить. Она ведет себя как человек из трудовой, крестьянской среды, не чуждается простого физического труда: печку затопила, дом прибрала. В один ряд с ними становится и обаятельная, рассудительная царевна Лебедь, ставшая образцовой женой Гвидону.

Опираясь на народный сюжет, Пушкин не только приподнимает, а возвышает в своих сказках образ простого труженика. Обычный русский человек по имени Балда напоминает Иванушку-дурачка. Но если Иван нередко допускает несуразные поступки, то в Балде нет ничего подтверждающего его имя. Он добр, общителен, сказочно проворен и трудолюбив, приятен в общении и поэтому всем нравится. Это человек с детским простодушием, с богатырской силой и огромной душевной мощью, который может все, даже с чертей оброк собрать. Рассчитываясь с жадным и недальновидным служителем культа, не обладающим чувством собственного достоинства, Балда не вступает с ним в рассуждения, не тратит лишних слез на обличения и лишь «говорит с укоризною».

Неоднозначен и образ рыбака. Добрый, трудолюбивый старик, живущий в гармонии с природой, удовлетворяется малым в жизни, но при его безропотной покорности во всем потакает злой и жадной жене и тем самым невольно способствует умножению зла.

Носители темных сил (жадная старуха, повариха с ткачихою, царица-мачеха, царь Додон) не так страшны, когда им противостоят нравственно здоровые, сильные люди, полные добра и благородства.

Таким образом, сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства.

2.3 Лирика Пушкина для подростков и юношества

Очарованных сказками малышей в подростковом возрасте ожидает встреча с лирикой великого поэта, изобилующей чувствами и мыслями. Не только в лирике, но и во всем творчестве Пушкина почти нет произведений, чтение которых было бы преждевременным в подростковом и юношеском возрасте. Почти вся лирика его – мудрая беседа с юношеством. Даже произведения зрелой поры, пронизанные философскими раздумьями о сущности жизни, отличаются удивительной простотой.

По своей идейной значимости на первое место для современных подростков следует выделить свободолюбивую лирику. Это послание к декабристам «Во глубине сибирских руд», наполненное сочувствием томящимся на каторге первым русским революционерам; с этим произведением советские школьники знакомятся еще в 6 классе. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) выражается надежда, что взойдет «звезда пленительного счастья», содержится призыв посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Чуть позже, в зависимости от начитанности и развития, школьникам могут быть доступны такие стихотворения, как «Кинжал» (1821), «В.Л. Давыдову» (1821), «Андрей Шенье» (1825) и другие произведения подобного содержания. Затем следуют произведения, направленные против крепостничества, воспевающие разум и знания: ода «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Вакхическая песнь» (1825), «Узник» (1822) и др.

К политической и вольнолюбивой лирике тесно примыкают стихотворения о России, ее славе и доблести, направленные против ее врагов, о Петре I, русских полководцах, величайших сражениях и победах.

Перед отроческим и юношеским взором вереницей проходят победы Олега («Олегов щит»), Бородинская битва («Бородинская годовщина»), великий полководец, выигравший эту битву, «маститый страж страны державной, смиритель всех ее врагов» («Перед гробницею святой»), ликующий победный русский флот («Чу, пушки грянули!»), «лица полные отваги... начальников народных наших сил», покрытые «славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года» («Полководец»).

Радуясь победам России, поэт с гневом обрушивается на ее врагов («Опять увенчаны мы славой», «Дон», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина»). Он прославлял любимого героя русской истории Петра I, привлекавшего правдой сердца, укрощавшего дикие нравы наукой, просвещением («Стансы»), видел в нем вечного работника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Стихи о России, ее славе, победах и великих героях наполнены бодрыми чувствами, ощущением силы, мажорны по строю, ритмике и звучанию, вселяют в юных читателей уверенность, воспитывают гордость за прошлое, наполняют их патриотическими чувствами.

Этим же целям служит и пейзажная лирика. При работе с ней следует помнить, что дети, как правило, пропускают встречающиеся в прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к таким картинам – пейзажная лирика великого поэта. Русская природа показана в ней в разнообразных проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей красоте.

Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения, посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего стихотворений он все же написал о русской зиме. Это и знаменитое «Зимнее утро» с морозом и солнцем, это и «Зимняя дорога», скучная, с полосатыми верстовыми столбами, утомительно гремящим однозвучным колокольчиком.

Его пейзаж тесно связан с человеком, с его чувствами, переживаниями и восприятием мира. Это и ямщик, изливающий в своих долгих песнях «то раздумье удалое, то сердечную тоску», это и «добрая подружка» няня с ее народными песнями о синице, жившей за морем, или о девице, которая «за водой поутру шла».