Смекни!
smekni.com

Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману Л.Н. Толстого "Воскресение" (стр. 3 из 3)

Развитие Дмитрия Нехлюдова отмечено всё большим отходом его от взглядов своей среды, форм её жизни. Пробуждение чувства справедливости позволяет Нехлюдову видеть то, что раньше совершенно не занимало его; с другой стороны, обнаженная правда жизни усиливает его несогласие и с существующими «мнениями» и с самим устройством общества.

Сложную внутреннюю борьбу Нехлюдов переживает тогда, когда он решает передать землю крестьянам. Значительный сдвиг в мироощущении главного героя происходит как раз после его поездки в деревню, когда он, наблюдавший ранее бедствия заключённых в тюрьме, видит безысходное положение крестьян. Нехлюдов приходит к выводу, что жизнь имущих классов, так же, как и его собственная, не только несправедлива, но и преступна.

Из деревни Нехлюдов направляется в Петербург. Потрясённый виденным в деревне, герой критически воспринимает блеск и величие сановного Петербурга. То, в чём Дмитрий Нехлюдов прежде находил прелесть и очарование, предстаёт перед ним лживым и отвратительным. Гранью, отделяющей Нехлюдова от этой среды, является неравнодушное отношение к простым людям, их бедам и горестям.

Во время своей поездки в Сибирь за партией арестантов Нехлюдов видит страшные картины подавления народа, произвола и бесчеловечности начальников от самого низшего до самого высшего ранга. Близкое знакомство с жертвами социального порядка укрепляет Нехлюдова в его отрицательной оценке основ уклада жизни. Но, поняв её жестокую несправедливость, герой не знает реальных средств устранения её коренных пороков.

Возможность эту Нехлюдов пытается найти в Евангелии. К христианским идеалам приходит Дмитрий Нехлюдов в конце романа. Толстой оставляет своего героя на пороге его новой жизни, накануне осуществления им своего нового пути.

4. Христианские идеалы в романе

Христианские ценности Толстой ставит наравне с морально-этическими. Он не делает между ними различия. Однако и морально-этические, и христианские ценности светского общества он не признаёт, считая их ложными.

В романе «Воскресение» на первый план выступает тема раскаявшегося грешника. Искупление греха автор видел в моральном самосовершенствовании на основе нового постижения христианских идеалов, ничего общего с которыми, по мнению писателя, не имеет официальная православная церковь. Толстой пришел к убеждению, что для постижения Бога человек не нуждается ни в специальной церковной организации, ни в церковных обрядах, а должен стремиться к следованию Божьему промыслу путем духовно-нравственного обновления и свершения добрых дел. Раскаяние в грехе Толстой считает первым шагом на пути к исправлению. Душевное покаяние он считает более важным, нежели заключение виновного в тюрьму.

В христианской идеологии за покаянием следует искупление греха. Так же и в романе Толстого главный герой старается искупить свой грех перед Катюшей, всячески заботясь о ней, хлопоча об исправлении приговора….

«Просите, и вам воздастся» - сказано в Священном Писании. Идея всепрощения, присутствующая в романе, видна в поступках Катюши Масловой, которая, несмотря на причинённое ей страдание, простила своего обидчика. Белая косынка, белая кофта, отличавшееся белизной лицо – при помощи мастерски созданного портрета Толстой возводит свою героиню, если не в разряд святых, то хотя бы в разряд ангелов, и именно к нему, к этому ангелу во плоти, обращается Нехлюдов, искренне раскаявшись, у нее просит прощения и спасения души.

Что же касается церковных обрядов, Толстой осуждает саму форму их проведения, считая их не только ложными, но даже греховными. «…Иисус, имя которого со свистом такое бесчисленное число раз повторял священник, всякими странными словами восхваляя его, запретил именно всё то, что делалось здесь; запретил не только такое бессмысленное многоглаголание и кощунственное волхование священников- учителей...». «Кощунством и насмешкой» над Христом называет Толстой и сами обряды и людей, которые их проводят. Священники же не только не догадываются об этом, а наоборот делают своё дело со спокойной совестью.

Так же Толстой осуждал само существование судов и тюрем. «Не суди, да не судим, будешь» - сказано в Евангелии. «…Главное же, запретил [Иисус] не только судить людей и держать их в заточении, мучать, позорить, казнить, как это делалось здесь, а запретил всякое насилие над людьми, сказав, что он пришёл выпустить пленных на свободу». «Заблуждение о том, что люди могут наказывать других», по мысли Толстого, есть следствие того, «что людоедство начинается не в тайге, а в министерствах». Толстой считал тюрьмы результатом и местом «культивирования порока», местом, в котором люди не только забывали все принципы общественной и христианской морали, но «усваивали новые, острожные, состоящие, главное, в том, что всякое поругание, насилие над человеческой личностью, всякое унижение её позволено, когда оно выгодно». Толстой словами своего героя («Люди должны в поте лица хлеб есть, а он их запер; как свиней, кормит без работы, чтоб они озверели») резко критикует праздность жизни заключённых, приводящую их к моральному разложению и тем самым проводит параллель со светским обществом, ведущим праздную жизнь, а значит не менее, но даже более преступным (так как они сами такой образ жизни выбрали), нежели заключённые.


Заключение

«Воскресение» является последним романом в творчестве Л. Н. Толстого. В нём отражены послекризисные взгляды Толстого на общество и общественный уклад жизни. Правдивая картина жизни России конца 19 века, данная глазами Толстого, проблемы, поставленные в произведении, ценности, пропагандируемые Толстым, делают это произведение вечным.

Духовные приоритеты позднего Толстого, к которым он обращается в конце своей жизни, отличаются от идеологии официальной церкви, но при этом, как считал сам писатель, наиболее приближены к христианскому учению. Толстой открывает их читателю через своего главного героя Дмитрия Нехлюдова, который в конце романа приходит к этим ценностям.

Ложную, по мнению Толстого, официальную идеологию церкви автор открывает через образы чиновников и прочих отрицательных героев романа.

Толстой не ставит чёткой грани между проблемами морали и нравственности и проблемой социальных отношений. По его мысли, одно вытекает из другого. При этом Толстой подводит к тому, что обе проблемы являются следствием той самой ложной церковной идеологии, против которой он выступает.

В условиях обострившейся на рубеже веков социальной обстановки в России идеи романа Толстого «Воскресение» были прогрессивными, писатель уловил дух времени, накал общественной борьбы.

Итак, поиск опоры в этом полном нестабильности и несправедливостей мире приводит писателя к вечным человеческим ценностям – Христианским идеалам, переосмысленным Толстым в соответствии с его философскими взглядами.


Список литературы

1. Л. Н. Толстой «Воскресение». Издательство «Художественная литература» М. 1964

2. М. Б. Храпченко «Лев Толстой как художник». Издательство «Советский писатель» М. 1963

3. Ю. В. Лебедев «Русская литература 19 века». Издательство «Просвещение» М. 1998

4. Я. С. Билинкис «История русской литературы 19 века». Издательство «Просвещение» М. 1991

5. «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников». Издательство «Художественная литература» М. 1955.