Смекни!
smekni.com

Роль В.Ф. Одоевского в русском романтизме ХІХ века (стр. 4 из 4)

Сатирические сказки ("Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем", "Сказка о господине Кивакеле" и другие), из которых иные отличаются мрачным колоритом и, в виду господствовавших тогда в правящих сферах взглядов, большою смелостью, составляют переход от фантастических рассказов, где чувствуется сильное влияние Гофмана, к серии прелестных и остроумных, нравоучительных («Душа женщины», «Игоша», «Необойденный дом») детских сказок, одинаково чуждых как деланной сентиментальности, так и слишком раннего, безжалостного ознакомления детей с ужасами жизни и ее скорбями. Значительная часть последних сказок была издана отдельной книжкой под названием «Сказок дедушки Иринея" – уменьшительное от Иринея Модестовича Гомозейки.

Литература стиля романтизм ярко сверкнула в 19-м веке, подарив миру таких известных прозаиков, как Стендаль, Гюго во Франции, Ирвинг и По в Соединенных штатах Америки. С середины века начался закат этого жанра. Романтизм уступил место реализму. Однако и в конце 19-го века и на протяжении всего 20-го писатели всемирного уровня продолжали обращаться к этому направлению, проповедуя идеи гуманизма. В самые тяжелые времена "фантастическая" повесть позволяла, подобно иносказанию, выразить несогласие с установленной картиной мира, напомнить о идеалах к которым должно стремиться человечеству. Напомню, что величайший русский писатель 20-го века А.М. Горький начал именно с романтической новеллы ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль") и, благодаря успешному опыту, стал известен широкой публике. Обращался к романтизму в своем творчестве и А.П. Чехов в "Черном монахе", где точно как у Одоевского мистика сплетается в тесный клубок с реальностью, так, что невозможно понять: где грань между ними. Чрезвычайно активно работал в этом жанре и М.А. Булгаков, соединяя в своих произведениях, подобно Гофману, а позднее Одоевскому, умело закрученный мистический сюжет с острейшей социальной сатирой. Его роман "Мастер и Маргарита" следует приему построения произведения "Саламандра", включая в себя мистическую составляющую, исторические мотивы и мастерски изображенную сатиру на современное общество. Уже в конце двадцатого века московский автор В. Орлов доказал преждевременность взгляда на романтизм, как на стиль прошлого в повести "Альтист Данилов", также используя основные правила по которым создается произведение этого стиля. "Белка" и "Отец-лес" Анатолия Кима также можно причислить к романтическим произведениям советского времени. Одним из ярчайших, хоть и малоизвестных, представителей романтизма 21 века является книга "Самое тихое время города" Наталии Некрасовой и Екатерины Кинн. Это сборник городских легенд, написанных в форме новелл. Да и нынешний поток фантазий в стиле "фэнтези" всего лишь разновидность романтизма, к тому же известная уже добрых две сотни лет! Единственное отличие истинного романтического искусства от подделок и подражаний заключается в его гуманистической направленности, в непримиримом отношении к бездуховности, к социальному конфликту; в превознесении идеалов истинной свободы и равенства. Таким образом, течение романтизма явилось основой зарождения и становления великой русской критически-реалистичной литературы 19-го века.


Использованные материалы:

1. "Марьина роща" Сборник. Москва. Московский рабочий 1984.

2. "Русская и Советская фантастика" Сборник. Москва. Правда 1989.

3. "В.Ф.Одоевский Повести и рассказы" Москва. Художественная литература. 1989

4. http://author-odoevsky.ru

5. http://www.litra.ru


Приложение

Повести и рассказы В.Ф. Одоевского

1828 – Два дни из жизни земного шара

1831 – Opere del cavaliere Giambattista Piranesi

1831 – Последний квартет Бетховена

1833 – Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным:

Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту

Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалось в светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником

Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем

Сказка о господине Кивакеле

Игоша

1834 – Городок в табакерке

Анекдоты о муравьях

Бедный Гнедко

Столяр

Мороз Иванович

О четырех глухих (индийская сказка)

Червячок

Житель Афонской горы

Сиротинка

Отрывки из журнала Маши

Два дерева

1834 – Княжна Мими

1835 – Княжна Зизи

1837 – Сильфида

1837 – В новый год: Из записок ленивца

1838 – Привидение

1838 – Сегелиель

1838 – Сказки дедушки Иринея:

Серебряный рубль

Шаманщик

Разбитый кувшин (Ямайская сказка)

1840 – Косморама

1841 – Саламандра

1841 – Южный берег Финляндии в начале XVIII столетия

1841 – Саламандра

1842 – Необойденный дом

1842 – Орлахская крестьянка

1844 – Та же сказка, только наизворот

1844 – Живой мертвец

18.. – Душа женщины

18.. – Санскритские предания

Из «Русских ночей»:

1833 – Бал

1833 – Импровизатор

1839 – Город без имени

1844 – Последнее самоубийство

18.. – Насмешка мертвеца

18.. – Бригадир

18.. – Себастиян Бах