Смекни!
smekni.com

Сатирические мотивы в прозе Шукшина (стр. 5 из 5)

Мимикрия, вживание «энергичных» в экономические отношения обусловили устойчивость их психологических черт: «развязность», самомнение, апломб, наглость. Не в первый раз Кузькин спекулировал автомобильными покрышками. И сейчас у него в передней «не существующие» покрышки: их нигде не делали, они никуда не поступали. «Экономический феномен» и все. «Чичиков «работал», конечно, кустарно, примитивно, хотя природа жульничества и спекуляций – одна!»[16]

Появление милиции, которым завершается повествование, отвечает нашему внутреннему требованию немедленного наказания спекулянтов и жуликов. Однако, учитывая «опыт» Брюхатого, хитрость «большого демагога» Кузькина, «конкретность мышления» Курносого, их жестокость, вероломство, начинаешь думать, насколько реален финал: а вдруг «энергичные» в огне не сгорят и в воде не утонут?

В проанализированной повести не выделяется ничего, чтобы коренным образом отличало ее от других произведений писателя. В ней присутствуют все вышеперечисленные наиболее характерные признаки «шукшинского» рассказа. Нарочитая незатейливость сюжета «Энергичных людей» служит тому, чтобы полнее раскрыть быт и нравы мещанско-торгового подворья. Писатель не только описывает поведение персонажей дома и на службе, их очередные плутни, но последовательно и точно воссоздает стихию языка героев, фиксирует их образ мышления. Здесь вроде бы все обыденно, буднично, привычно, но оттого и страшно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В художественном плане сатира Шукшина значительно обогатила поэтическую систему современного реализма. В частности, плодотворны и перспективны интерпретация комического, драматизация сатирических средств, открытие внутренних диалектических связей различных родов и жанров, в особенности комедии и драмы. Пафос критики и отрицания вырастал на почве воинствующей защиты Шукшиным идеалов человечности, духовных и нравственных ценностей. Писатель изображает отчуждение человека от естественного бытия, представляет фарс жалкого существования паразитирующих отщепенцев.

Шукшинские рассказы – цельное сказание о человеке, о времени, о народе. В них воссоздана атмосфера духовных исканий, которые обнаруживают противостояние высоких нравственных начал тому мелкому, суетному, эгоистичному, в котором замыкаются интересы ряда персонажей вроде «свояка Сергея Сергеевича», «хозяина бани и огорода», Баева, Сержа, Пети. Автор изображает это противостояние как идейное и нравственное противоборство, конфликты мнений, взглядов, жизненных позиций. Автор и близкие ему герои – не пассивные созерцатели, потому что в борьбе за утверждение дорогих им идеалов видят предназначение человека.

Концепция нравственно прекрасного синтезирует творчество В.Шукшина. Формы воплощения эстетического идеала различны, если иметь в виду эволюцию художника и жанровое многообразие его творчества. В ранних произведениях начала 60х годов, в которых распознаются приметы поиска, нравственно-эстетическая позиция автора выражена совершенно определенно: он ценит трудовое начало в человеке, доброту, искренность, приверженность правде, чувство ответственности. Писатель предоставляет своим героям полную свободу действий, как бы проявляя, испытывая их характеры, однако всегда остается пристрастным, требовательным к ним.

Шукшин утверждает идеал высоконравственного человека. Идеал этот реален и достижим. Это любовь к Родине, верность народу, труд, украшающий жизнь. Шукшину и его героям дороги простые и прекрасные чувства.

Цельность творчества писателя обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях. Прямые публицистические выступления автора, заостренность сатирических портретов, суровость оценок, безоговорочность авторского суда – свидетельство сложнейшей внутренней эволюции художника.

Цельность творчества Шукшина определяется преимущественно особенностями мировосприятия, его неповторимым видением характеров, бесчисленных явлений, фактов, существующих не в разобщенной множественности, а в единстве движущегося бытия. Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняющегося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жизненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда на высшей ступени наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это – сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная. Отдавая должное художнику-рассказчику, мы распознаем в творчестве Шукшина общественное назначение литературы, перспективы ее развития.

Значение наследия Василия Шукшина в том, что он по-своему увидел неповторимость каждого человеческого типа, воссоздал реальную атмосферу жизни простого человека. Будучи писателем глубоко социальным, он исследовал новые общественные явления, протаптывая свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. В обычной жизни Шукшин смог увидеть под покровом повседневности те черты, которые вкупе создавали русский национальный характер.

Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности – это и многое другое роднит творчество Василия Шукшина с творческим наследием М. Горького, особенно глубоки связи тематические, идейно-творческие, содержательные. Шукшинское творчество естественно входит в классическую традицию и продолжает ее в новых исторических условиях.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М.: Высшая школа, 1986

2. Горн В. Характеры Василия Шукшина. Барнаул. 1981

3. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. М., 1993

4. Дедков И. Последние штрихи. – Дружба народов № 4. 1975

5. Емельянов Л. Василий Шукшин. Л., 1983

6. Ершов Л. Обновление старого жанра. Сатира В. Шукшина. – Наш современник № 10, 1975

7. Ершов Л. Сатира и современность. М, 1978

8. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах /предисловие в книге Шукшин В. Избр. произведения. В 2-х т./ М., 1975

9. Коробов В. Василий Шукшин: Творчество. Личность. М., 1992

10. Карпова В. Талантливая жизнь. М., 1986


[1] Емельянов Л. Василий Шукшин. Л., 1983, с.3

[2] Емельянов Л. Василий Шукшин. Л., 1983, с.38

[3] Коробов В. Василий Шукшин: Творчество. Личность. М., 1992, 63 с.

[4] Ершов Л. Обновление старого жанра. Сатира В. Шукшина. «Наш современник» № 10, 1975, 53 с.

[5] Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М.: Высшая школа, 1986, 49 с.

[6] Ершов Л. Сатира и современность. М, 1978, 83 с.

[7] Горн. В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. М., 1993, 78 с.

[8] Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М.: Высшая школа, 1986, с. 89

[9] Карпова В. Талантливая жизнь. М., 1986, 96 с.

[10] Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М.: Высшая школа, 1986, с 57

[11] Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания XX столетия. М, 1978, 35 с.

[12] Ершов Л. Сатира и современность. М., 1978, 102 с.

[13] Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах / предисловие в книге Шукшин В. Избр. произведения. В 2-х т. / М., 1975, 57 с.

[14] Карпова В. Талантливая жизнь. М., 1986, 54 с.

[15] Ершов Л. Сатира и современность. М., 1978, 90 с.

[16] Ершов Л. Сатира и современность. М, 1978, 23 с.