Смекни!
smekni.com

Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова (стр. 10 из 11)

6. Собственно дискуссия (обмен мнениями).

а) Отношения «человек – человек». Выступающие отмечают, что для Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми - искренность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Тальберга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей.

б) Отношения «человек - семья – дом». Прежде всего, объясняется само понятие «дом». Дом - жилище, дом - семейные устои, дом - традиции, дом - духовный мир, дом - отечество, дом - мироздание. Особенности дома Турбиных (любовь, уют, покой, традиции, главное - духовные ценности, вера и надежда), притягивающие к нему людей.

в) Отношения «человек - время – война». Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту, прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.

Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, «показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием» (Б. Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.

г) Отношения «семья - время – война». Выступающие приходят к выводу, что для Булгакова, как и для Л.Н. Толстого, «равноценны» в своей значимости сцены семейные и исторические. Это отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний мир? И что мир даёт им?

Особое внимание учащиеся уделяют Елене, её отношению к братьям, мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это «неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых» (Б. Мягков).

д) Время историческое и вечность. Особое внимание уделяется эпиграфам, связанным с прошлым (воспоминания), настоящим (только миг) и будущим (вечность). Начало и конец романа - что относится к этим пластам? Последняя запись на печке: «Я взял билет на «Аиду»». Почему? (Вечная ценность человеческой жизни - душа, питаемая красотой и любовью.)

Далее разговор идёт о символах романа. Святой Владимир с крестом. (Вера православная, с которой нет разрыва и не чувствуется полной верности ей. Крест - символ мученичества, покаяния, искупления. «Кто ответит за кровь?») Звезда - символ надежды. Символы цвета.

Главный вопрос: в чём видит Булгаков спасение? (В любви и духовности.)

Финал романа открыт - он приглашает читателя к дальнейшим размышлениям.

7. Заключение.

Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, роман «Мастер и Маргарита». Что наследует он у романа «Белая гвардия»? («Вопрос о свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и истории. И связь неба и земли». И. Золотусский.)

8. Рефлексия.


ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Вторая глава посвящена анализу темы семейных ценностей в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». С целью рассмотрения типологии и символики семейных ценностей в романе М. Булгакова «Белая гвардия» в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.

Восемьдесят лет назад Михаил Булгаков начал писать роман о семье Турбиных, книгу пути и выбора, важную и для нашей литературы, и для истории русской общественной мысли. Ничто не устарело в “Белой гвардии”. Поэтому нашим политологам следовало бы читать не друг друга, а этот старый роман.

О ком и о чем же этот роман Булгакова написан? О судьбе Булгаковых и Турбиных, о гражданской войне в России? Да, конечно, но это далеко не все. Ведь такую книгу можно написать с самых разных позиций, даже с позиций одного из ее героев, подтверждение чему - бесчисленные романы тех лет о революции и гражданской войне. Мы знаем, например, те же киевские события в изображении персонажа «Белой гвардии» Михаила Семеновича Шполянского — “Сентиментальное путешествие” Виктора Шкловского, бывшего эсеровского боевика-террориста. С чьей точки зрения написана «Белая гвардия»?

Сам автор «Белой гвардии», как известно, долгом своим считал “упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира».

«Белая гвардия» - не только исторический роман, где гражданская война увидена ее свидетелем и участником с определенной дистанции и высоты, но и своеобразный «роман воспитания», где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной.

Эта спокойная житейская мудрость понятна и близка Булгакову и молодой семье Турбиных. Роман «Белая гвардия» подтверждает правоту пословицы «Береги честь смолоду», ибо Турбины погибли бы, если бы не берегли честь смолоду. А их понятие чести и долга основывалось на любви к России.

Конечно, судьба военврача Булгакова, непосредственного участника событий, иная, он очень близок к событиям гражданской войны, потрясен ими, ибо потерял и никогда больше не видел обоих братьев, многих друзей, сам был тяжело контужен, пережил смерть матери, голод и нищету. Булгаков начинает писать автобиографические рассказы, пьесы, очерки и этюды о Турбиных, а в конце концов приходит к историческому роману о революционном перевороте в судьбах России, ее народа, интеллигенции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом «Белой гвардии». Исторические события — это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.

Все герои «Белой гвардии» выдержали испытание временем и страданиями. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное — честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, — воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия» — книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» И весь роман — это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Проведенный нами теоретический анализ по проблеме семейных ценностей в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» позволил сделать следующие выводы:

· проанализированы существующие работы, посвященные семейным ценностям в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования.

· рассмотрена типология и символика семейных ценностей в романе М. Булгакова «Белая гвардия» в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.

· разработан урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» на тему «Человек. Семья. История».

Полученное в результате целостное исследование семейных ценностей позволяет скорректировать представление о структуре художественного мира М. Булгакова, а также выявить мировоззренческие основы творчества этого писателя.


ЛИТЕРАТУРА

1. Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания. М., 1990.

2. Бердяева, О.С. Толстовская традиция в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Творчество писателя и литературный процесс. - Иваново, 1994. - С. 101-108

3. Биккулова, И.А. В поисках жанра: «Белая гвардия» М.Булгакова / Моск. пед. ун-т. - М., 1992. – С. 9

4. Биккулова, И.А. Проблемы взаимосвязи романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» М. А. Булгакова // Размышления о жанре. - М., 1992. - С. 67-77

5. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1991.

6. Богданова, О.Ю. Интерпретация текста романа «Белая гвардия» // Лит. в шк. - М., 1998. - N 2. - С. 125-134

7. Бузник, В.В. Возвращение к себе: О романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Лит. в шк. - М., 1998. - № 1. - С. 43-54

8. Булгаков М. Собр. соч. Т. 1. М.: Художественная литература, 1989. С. 573.

9. Булгаков М. Собр. соч. Т. 2. М.: Художественная литература, 1989. С. 721-722.

10. Булгаков М. Собр. соч. Т. 5. М.: Художественная литература С. 447.

11. Владимиров, И. К истории романа // Слово: Лит.-худож. ежемесячник Госкомиздатов СССР и РСФСР. - М., 1992. - № 7. - С. 70-71

12. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988.

13. Гуткина, Н.Д. Русская история как «известный порядок вещей»: Щедринские традиции в «Белой гвардии» М. Булгакова // Рус. словесность. - М., 1998. - N 1. - С. 22-26

14. Доронин, Т.И. Художественное осмысление времени в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Античный мир и мы. - Материалы и тез. конф., Саратов, 16-17 апр. 1998. - Саратов, 1999. - Вып. 5. - С. 52-59

15. Доронина, Т.В. Масса и «человек массы» в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия»: ( К проблеме традиций) // Писатель, творчество: современное восприятие. - Курск, 1998. - С. 102-120

16. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.

17. Козлов, Н.П. Место романа М. Булгакова «Белая гвардия» в русской советской прозе 20-х годов // Содержательность форм в художественной литературе. - Куйбышев, 1988. - С. 146-163

18. Козлов, Н.П. От романа к пьесе («Белая гвардия» и «Дни Турбиных» М. Булгакова) // Содержательность форм в художественной литературе. - Куйбышев, 1989. - С. 105-125