Смекни!
smekni.com

Символико–мифологический смысл произведений Пауло Коэльо (стр. 8 из 10)

В романе "Алхимик" Пауло Коэльо ставит проблему способности человека самостоятельно создавать свою судьбу. Догмы, складывающиеся столетиями, заставили людей поверить в то, что от судьбы невозможно уйти, но художник слова лишний раз доказывает своим романом то, что именно человеку стоит решать: будет ли он идти Своей Стезей, следуя знакам "Великой Руки" и выбирая счастье или пустоту, или пассивно плыть по течению, перекладывая всю ответственность за несвершившиеся мечты на предопределенность собственной жизни.

Как мы считаем, писатель проводит параллель между алхимией и "искусством" полноценно прожить свою жизнь, проследовав "Своей Стезей". Так же как не каждый способен постичь тайны алхимии, не каждый способен следовать "Своей Стезей" и пройти свой путь полноценно. Главный герой романа - пастух Сантьяго отправляется к египетским пирамидам в поисках своего сокровища. Он проходит длинный путь. Он находит сокровище и обретает себя. И все это происходит благодаря тому, что Сантьяго не поверил "лжи":

"- А что это за величайшая на свете ложь? - удивился Сантьяго.

Звучит она так: в какой-то миг нашего бытия мы теряем контроль над своей жизнью, и ею начинает управлять судьба. Ничего более лживого нет.

Со мной все было не так, - сказал Сантьяго. - Меня хотели сделать священником, а я ушел в пастухи.

Так оно лучше, - согласился старик. - Ты ведь любишь странствовать" [11; c.10].

Те пути, которые влекут нас, приводят нас в мир неизвестного. Путешествие - замечательный способ познакомиться с теми частичками самого себя, которые могли бы оставаться непознанными для человека до самой его смерти. Это способ вспомнить себя настоящего. Обычная жизнь, когда уже все кажется давно известным и понятным, - это существование, со всех сторон ограниченное стенами, которые постоянна возводит сам человек и общество, в котором он живет. Путешествие помогает преодолеть эти стены. Стены, которые не только вне человека, но и внутри него. Когда стены эти исчезают, человек оказывается в океане собственной души.

Человек от самого своего рождения до смерти следует по определенному жизненному пути ("Своей Стезей"). В мифологическом мире большое значение предавалось пути. Так, Путь трактовался, как "движение, освоение пространства, перемещение от исходной точки к точке конечной, которая может быть и осознаваемой, и неосознаваемой, но предчувствуемой, предугадываемой. Прохождение пути всегда связано с преодолением препятствий, трудностей, поэтому путь также символизирует обряд посвящения, приобщения к прежде недоступному знанию, обретение мудрости, житейской или сакральной. Путь разворачивается в двух направлениях - по горизонтали и по вертикали. Варианты горизонтального пути - паломничество, путешествие, т.е. материальное перемещение в материальном пространстве. Путь же вертикальный представляет собой "путешествие духа".

Путь обозначен "маркерами", важнейшие из которых - отправная точка, перекресток, мост, встреча, конечная точка. Каждый из маркеров обладает собственной символикой: отправная точка, к примеру, может быть материальной (дом) и фигуральной ("ощущение недостачи" в терминологии В.Я. Проппа), а точка конечная трактуется как приобщение к сакральным ценностям, либо как преодоление препятствия, которое преграждает им путь, либо как обретение мирского блага. Мост и перекресток - граница миров, на которой происходит полная потеря прежних качеств и приобретение новых, позволяющих продолжить и завершить путь" [19; с.487]. Исходя из вышеуказанного, мы видим, что на пути пастуха, смело отправившегося навстречу своей мечте, встречались люди, менявшие его взгляд на жизнь. Сантьяго умел мечтать и сам пытался творить свою жизнь. Именно он был готов искать свою стезю и, отыскав ее, с гордостью следовать по ней к воплощению своей мечты: "…ты способен следовать Своей Стезей.

Что это за стезя, юноша не знал.

Это то, что тебе всегда хотелось сделать. Каждый человек, вступая в пору юности, знает, какова его Стезя. В эти годы все ясно, все возможно, все под силу, и люди не боятся мечтать о том, что бы они хотели сделать в жизни. Но потом проходит время, и какие-то таинственные силы, вмешиваясь, стараются доказать, что следовать Своей Стезей невозможно.

Сантьяго не очень-то тронули слова старика, но "таинственной силой" он заинтересовался.

Силы эти лишь на первый взгляд кажутся пагубными, а на деле они учат тебя, как найти Свою Стезю. Они укрепляют твой дух и закаляют волю, ибо в мире нашем есть одна великая истина: кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо это желание родилось в Душе Вселенной. Это твое предназначение на Земле.

Даже если я хочу всего-навсего бродить по свету или жениться на дочке лавочника?

Или отыскать клад. Душа Мира питается счастьем человеческим. Счастьем, но также и горем, завистью, ревностью. У человека одна-единственная обязанность: пройти до конца Своей Стезей. В ней - все. И помни, что когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось" [11; c.12].

Высшая сила посылает человеку знаки, благодаря которым он сможет либо повернуть на "Свою Стезю", либо прожить несчастную жизнь и жалеть о том, что не обращал внимания на знаки, посланные высшей силой. Для Сантьяго одним из первых знаков, направивших его на "Свою Стезю", был сон о сокровищах, на поиски которого он и отправился. Еще одним знаком явилась встреча со старым царем, указавшему, где спрятано сокровище: где же искать сокровища? - спросил он.

В Египте, возле пирамид.

Сантьяго оробел. То же самое сказала ему цыганка, только она ничего не взяла за это.

Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя.

Сантьяго еще не успел ответить, как между ним и стариком закружилась бабочка. Он вспомнил, что в детстве слышал от деда, будто бабочки приносят удачу. Так же, как сверчки, ящерицы и листики клевера о четырех лепестках.

Вот именно, - промолвил старик, легко читавший его мысли. - Все так, как говорил тебе дед. Это и есть приметы, благодаря которым ты не собьешься с пути" [11; c.16]. здесь же мы сталкиваемся с очень интересными в своей трактовке символами божественного откровения. Бабочка символизирует собой непрекращающуюся жизнь, а пирамида сама по себе отрицает смерть.

Бабочка - "Символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы. В связи с тем, что бабочка напоминает по форме обоюдоострый топор, она считается символом Великой Богини" [31].

Пирамида - "мировая гора, сакральный центр, олицетворение огня и божественного откровения. Основание пирамиды - земля, вершина - центр, в котором находятся все грани материала и все грани бытия. Египетские пирамиды, символы бессмертия фараонов, строились по единому плану: направленный на север коридор ориентирован на звезды, окружающие полярную звезду; помещение для саркофага расположено в западной части, со стороны царства мертвых; храм находится на восточной стороне, встречающей восходящее солнце. Считалось, что египетские пирамиды суть "изображения" первичного кургана, на который упал первый луч солнца. Прочность этих сооружений отрицала саму смерть, а высота и гладкая поверхность символизировали абсолютное единство между захороненным в пирамиде фараоном и богом Солнца" [19; с.427].

Как видим, данные символы предзнаменуют читателю о том, что Сантьяго выбрал верный путь, ведущий к мечте и счастью.

Безусловно, жизнь часто преподносит неожиданности, которые могут заставить человека усомниться в правильности совершенного выбора. Но смысл следования "Своей Стезей" именно в том и заключается, чтобы преодолевать препятствия на пути, ведь именно благодаря сложностям человек в полной мере может насладиться результатом тех, усилий, которые были приложены для преодоления всех препятствий и помех. Чем сильнее намерение воплотить свою мечту в реальность, тем менее тяжелыми кажутся встречающиеся преграды: "У него ни гроша в кармане, но зато есть вера в жизнь. Вчера ночью он выбрал себе судьбу искателя приключений: он станет одним из тех, о ком читал в книгах" [11; c.22].

Во время своего путешествия Сантьяго встречает еще одного человека, следующего к своей мечте - англичанина. Мечтой его было постижение мудрости алхимии. Именно с ней связана фигура Гермеса Трисмегиста. Именно тайну текста, именуемого "Изумрудная скрижаль" и приписываемого этому божеству пытается постичь англичанин: "Из одной книги он узнал, что самые важные сведения об алхимии - это всего несколько строчек, выведенных на изумруде.

Это называется "Изумрудная скрижаль", - сказал англичанин, гордый тем, что может чему-то научить своего спутника.

Но для чего же тогда столько книг?

Для того, чтобы понять эти несколько строчек, - отвечал англичанин…

Больше всего заинтересовала Сантьяго книга, рассказывающая о знаменитых алхимиках. То были люди, посвятившие всю свою жизнь очистке металлов в лабораториях: они верили, что, если в продолжение многих и многих лет обрабатывать какой-нибудь металл, он в конце концов потеряет все свойства, присущие ему одному, и обретет Душу Мира. И ученые тогда смогут постичь смысл любой вещи, существующей на земле, ибо Душа Мира и есть тот язык, на котором все они говорят между собой. Они называют это открытие Великим Творением, а состоит оно из двух элементов: твердого и жидкого.