Смекни!
smekni.com

Слияние христианских и языческих мотивов в раннем творчестве С.А. Есенина (стр. 3 из 3)

Любопытно то, что Есенин в своём стихотворении совмещает Радуницу и Покров в единое и неразрывное целое, несмотря на их смысловое различие и удалённость друг от друга во времени: Радуница отмечается весной, Покров – осенью. Ответ на этот вопрос следует искать в переплетении языческой и христианской культур.

Как известно, годичный цикл древними славянами мифически уподоблялся возрастным периодам человеческой жизни, где весна соответствовала рождению, лето созреванию, осень умиранию, зима – смерти (отсюда возникла идея умирания и воскрешения). Христианский праздник Покрова Богородицы, наложившись на языческий культ, связанный с проводами лета, воспринял от него самые существенные черты. В народном сознании праздник Покрова трактуется, прежде всего, как встреча зимы, морозов и снега. Опираясь на эту традицию, Есенин в своём стихотворении объединяет два праздника: Радуницу и Покров, день поминовения предков и усыпления природы.

Заключение

Таким образом, для нас становится очевидным то, что народная, исторически сложившаяся, традиция, в которой замысловато переплелись языческие и христианские обычаи, естественно и просто вошла в раннюю есенинскую лирику. Более того, можно с уверенностью сказать: Есенин, в дореволюционном творчестве, осознанно преследовал идею, в основе которой лежала именно эта традиция русской культуры.

Библиография

1. Есенин С.А. Полное собр. соч. В 7- ми томах. - М.: «Наука - Голос», 1997-2001.

2. Афанасьев А.Н. «Древо жизни». – М.: «Современник», 1983.

3. Атеистический словарь. М.: «Издательство политической лит-ры». 1983

4. Даль В.И. Энциклопедия русского слова. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

5. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. – СПб.: «Паритет», 2004.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1988

7. Панфилов А.Д. «Константиновский меридиан». В 2-ух томах. – М.: «Энциклопедия народных деревень», «Народная книга». 1992.

8. Рейли М. В. «Истоки жизни: русские обряды и традиции». – С-Петербург: Изд-во «Невский проспект». 2002.

9. Терещенко А.В. «История культуры русского народа». – М.: «Эксмо». 2008.


[1] Запись Харламовой З.П. (1938г.р.) от 2006 г.

[2] Запись Харламовой З.П. (1938г.р.) от 2006 г.

[3] Там же.

[4] С. А. Есенин. «Ключи Марии».

[5] Канон – (от греч. Kanon – норма, правило) – свод положений, имеющих догматический характер. В христианстве – законы, правила, которые исходят якобы от самого Иисуса Христа и апостолов. В широком смысле слова – это правила, касающиеся вероучения, догматики, культа, церковной организации, возведённые церковью в закон. В узком смысле слова канон – постановление вселенского собора об устройстве церкви и религиозной жизни. Но в данном случае канон является богослужебным песнопением, входящим в состав утрени.

Благовест - один из видов церковного колокольного звона, отличающийся от перезвона и трезвона, тем, что производится в один колокол. Благовестом верующие призываются на богослужение, что является для них, с точки зрения церкви, радостью, благом.

Обедня – вид богослужения, происходящий в обед, т.е. в середине дня.