Смекни!
smekni.com

Стихия денег и ее разрушительная сила в художественной системе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (стр. 2 из 2)

И в этом выступлении главного героя усматривается главная проблематика денег. Достоевский, будучи ориентирован на социалистические и гуманистические идеалы во многих произведениях размышлял над тем, почему так много в России людей работающих, но доведенных до крайне нищеты и поставленных у грани закона, и поему в то же время другие, богатеют день ото дня, ведя праздный образ жизни. Он не дает четкого ответа в «Преступлении и наказании», но через слова главного героя дает понять, что разумное распределение денег в обществе может уменьшить их негативное влияние, равное разрушительное и в крайней бедности и в чрезмерном богатстве стяжателя.

Наиболее значительные критические отзывы о «Преступлении и наказании» - статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867-1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова - прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия; его «теория» не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге весь «антинигилистический» пафос романа сводится на нет. Напротив, Страхов видит главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60 гг. Основное достоинство романа в том, что автор исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.[6]

Этот нигилизм есть следствие несправедливого общественного устройства, тотального морально разложения, вызванного нездоровым отношением к деньгам. Да, благодаря деньгам можно накормить голодных и вылечить больных, благодаря им можно удовлетворить основные и естественные потребности человека, и они не есть зло сами по себе, таковым их дело человеческое отношение.

Развивая тематику никчемности жизни отдельных людей Раскольников переходит все границы, деля людей на низших и высших, и вторые по его мнению для достижения своих целей имеют право на преступление, даже на убийство.

А ведь изначально все эти мысли вызваны отчаянием в душе Раскольникова, который по своей бедности обрекает близких людей на страдания:

«Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же. Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Вахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбою располагающий? Через десять-то лет?» - с горечью спрашивает Раскольников самого себя.

Главный герой преднамеренно сравнивается с древнегреческим богом Зевсом для описания того масштаба стихии денег, в котором человек становится жалкой песчинкой, не способной что-либо улучшить в своей жизни.

«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. В этой художественной системе он впервые выступает как создатель принципиально нового типа романа в мировой литературе, который Бахтин назвал полифоническим (многоголосым). Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и незавершенность героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику, в условиях полифонического замысла:­ «...не множество характеров и судеб в едином объективном мире...».[7]


2. Борьба с разрушительной силой денег и выбор жизненных приоритетов в «Преступлении и наказании»

И характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращаем ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.

«Я вчера все деньги, которые вы мне прислали, отдал... его жене... на похороны. Теперь вдова, чахоточная, жалкая женщина... трое маленьких сирот, голодные... в доме пусто... и еще одна дочь есть... Может быть, вы бы и сами отдали, кабы видели... Я, впрочем, права не имел никакого, сознаюсь, особенно зная, как вам самим эти деньги достались. Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…».

Тут, в «Преступлении и наказании» милостыня прямо противопоставляется западной культуре. Мармеладов объявляет что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия».[8]

Сам Раскольников постоянно нуждается в деньгах. Как только он получает некоторую сумму, он сразу же раздает ее. В тексте романа тщательно описывается каждый акт милосердия Раскольникова. Расколотый между Россией и Западом Раскольников интуитивно дает милостыню, но потом в рациональном анализе критикует себя за расточительность. В связи с экономическим поведением Раскольникова важна одна деталь: Раскольников часто дает милостыню, но не умеет ее принимать. После убийства ободранному Раскольникову кто–то сует в руки деньги, прибавляя «Прими, батюшка, ради Христа». Раскольников не принимает монету, и тем самым не принимает Христа. Деньги не приводят его к Богу и милосердию.

Именно без денег, и даже малого призрака их власти и разрушительной силы, на каторге в атмосфере лишений и страданий Раскольников все же кается и обращается к вечным ценностям, способным излечить его душу. Ему помогает любовь Сони, которая, как и он, вырвалась из стихии денег.

Уход из-под власти денег делает главного героя свободным от его обманчивых, антигуманных теорий. Смысл его жизнь это любовь, вера и честная работа, благодаря которой он, возможно, и не станет богатым, но сможет не умереть с голоду и жить с любимой женщиной.

«…тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Заключение

Художественная система Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» вот уже сколько десятилетий остается актуальной, рассматривая извечные проблемы добра и зла, нравственности и аморальности, греха и покаяния. Перед читателем ряд социально-психологических вопросов, ответы на которые он должен найти сам. Не последним мотивом в ней является и стихия денег с ее разрушительной силой и властью над человеческой личностью.

Страшное преступление Раскольникова – это ответ на российские условия жизни того времени. Герои живут в большом тягостном городе, среди нищеты и разврата, следующего за ней. Здесь одни лишь распивочные, где бедняки топят свое горе в спиртном. В таких условиях власть денег крепче и преступление неминуемо. Раскольников жалуется Соне на то, что низкие потолки его комнаты гнетут ум и душу. И мы понимаем это потребность в деньгах гнетет личность.

Как похоже наше время на 70 - 80-е годы XIX века, описываемые в «Преступлении и наказании» когда в России, кроме соблазнов революционного насилия, очень опасными для душевного состояния народа были «бесы» денежного обогащения, безграничной власти денег! И тогда, и теперь, кажется, что «большие деньги способны дать власть над всем миром». «Если говорят, что силы зла могут принимать вид ангелов света, то деньги могут принимать вид освободителей, посланцев свободы, но, по сути, являются закрепощающей и злой силой» - читаем в книге. В художественной системе «Преступлении и наказание» показано, как рушатся и теория основанного на насилии «справедливого» распределения благ, и «убеждение, что лишь с помощью денег можно устроить человеческую жизнь».

И богатство, и бедность равно портят человека. По сему человек в своей жизни должен руководствоваться нематериальными приоритетами.

Список источников литературы

1. The Best Short Stories of Dostoevsky: Translated with an Introduction by David Magarshack. New York: The Modern Library, Random House; 1971.

2. Joseph Frank. Dostoevsky: The Seeds of Revolt, 1821-1849. Princeton: Princeton University Press, 1976. xvi, 401 p.

3. Sirotkina, Irina (1996). Diagnosing Literary Genius: A Cultural History of Psychiatry in Russia, 1880, Johns Hopkins University Press. p. 55.

4. Переверзев Ф. В. Творчество Достоевского. - М.:, Наука, 1984. – 360 с.

5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Эксмо, 2006. – 592 с.

6. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева. - М.:, Просвещение, 1990. – 432 с.

7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.:, Просвещение, 1979. – 176 с.

8. Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М.:, Наследие. 1996г. - 710 с.


[1] The Best Short Stories of Dostoevsky: Translated with an Introduction by David Magarshack. New York: The Modern Library, Random House; 1971.

[2] Joseph Frank. Dostoevsky: The Seeds of Revolt, 1821-1849. Princeton: Princeton University Press, 1976. xvi, 401 p.

[3] Sirotkina, Irina (1996). Diagnosing Literary Genius: A Cultural History of Psychiatry in Russia, 1880, Johns Hopkins University Press. p. 55.

[4] Переверзев Ф. В. Творчество Достоевского. - М.:, Наука, 1984. – 360 с.

[5] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Эксмо, 2006. – 592 с.

[6] Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева. - М.:, Просвещение, 1990. – 432 с.

[7] Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.:, Просвещение, 1979. – 176 с.

[8] Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М.:, Наследие. 1996г. - 710 с.