Смекни!
smekni.com

Творческое начало в героях романа Булгакова "Мастер и Маргарита" (стр. 4 из 5)

Действия в романе «Мастере и Маргарите» переносят читателя то в Москву 20-30 годов XX века, современное для автора романа время, то в «ветхозаветный» Ершалаим и его окрестности, возвращаясь тем самым на две тысячи лет назад. Для какой цели Михаил Афанасьевич сравнивает события и людей, между которыми полегли столетья? Я убеждена, что писатель хотел тем самым показать повторяемость проблем, их вечностный характер. Определяя жанр романа «Мастера и Маргариты», можно с уверенностью сказать, что это роман философский, так как проблемы, поднятые в произведении, носят не только социальный, политический, бытовой, но и, в большей степени, философский характер. К таким проблемам, наверняка, можно отнести и вопросы сущности творчества, его места в жизни человека и общества.

Михаил Булгаков использует различные художественные средства и приёмы для раскрытия этой проблемы. Прежде всего, писатель использует приёмы, раскрывающие психологию: внутренние монологи, диалоги, портретные зарисовки, наконец, антитеза, подчёркивающая амбивалентность, то есть двойственность персонажа, и образы-символы.

3.2 Художественное воплощение творческого начала в образе Ивана Бездомного.

Иван Бездомный - следующее звено в цепочке героев московских глав романа «Мастер и Маргарита» с помощью которого выявляется проблема сущности творчества. Сам образ героя как бы противопоставлен образу Мастера. Бездомный работает в редакции журнала, пишет стихи. После трагической гибели Берлиоза и общения с Сатаной попадает в клинику Стравинского с диагнозом: «шизофрения». Верную оценку дает А. З. Вулис, объединяя в одном предложении Берлиоза и Ивана Бездомного: «Берлиоз и Бездомный - составная часть литературной повседневности Москвы, ...бездуховность, кидающаяся, точно цепная собака, на каждое проявление духа.»[47] Но, если «Берлиоз, самоуверенный до глупости»[48], можно сказать неподдающийся «лечению» человек. То Иван Бездомный - только «учится». Общение с Мастером, с которым поэт знакомится в клинике, круто изменило его жизнь. Он уже не будет писать стихи, которые характеризует как «чудовищные»[49] Мастер передаёт Ивану самое ценное: веру в Истину, хотя сам теперь боится её. Вся последующая жизнь Ивана Бездомного будет продолжением дела, начатого Мастером, который назовёт в последствии поэта своим учеником. Не столь важно, будет ли герой писать: стихи, романы, что-то другое… Важно то, что Иван стремится познать Истину, избавляясь от лицемерия, бездуховности, обретая Веру и, в конечном итоге, Свободу. Автор «Мастера и Маргариты» этот процесс демонстрирует с помощью образа Истины - Луны. Иван Бездомный, спустя несколько лет после посещения Москвы Воландом, став профессором истории и философии, «каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние...» ждёт «...пока созреет луна.» Он идёт на знакомую скамейку под липами и «...уже откровенно разговаривает сам с собой, курит, щурится на луну...[50]

3.3 Творчество и свобода по Булгакову.

В начале своей работы я писала, что в творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущность человека, его способности и мастерство, а также что творчество есть самореализация, объективация свободы. Это очень важный момент, без которого невозможно говорить о творческом начале в героях романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Из художественных средств и приёмов, с помощью которых М. Булгаков раскрывает своих персонажей читателю, выделяются образы-символы, внутренние монологи, диалоги, антитеза.

Писатель, сопоставляя Мастера в московских главах с Иешуа Га-Ноцри в ершалаимских главах, считает, что человек творческий это прежде всего тот, кто ко верит в высшую справедливость и проповедует её. Высшая цель художника – помочь людям поверить в их существование, помочь найти Истину, а, следовательно, и Свободу, даже ценой жизни.

Иванушка Бездомный, поэт, как и Левий Матвей, бывший сборщик податей, герой евангельских глав романа - люди, которые живут в неведении, оставаясь рабами обстоятельств, не зависящих от них, но в их жизни происходят встречи, которые помогают им найти путь к Истине. М. А. Булгаков показал эволюцию Ивана Бездомного, душа которого оказалась способна под влиянием общения с Мастером измениться и прозреть.

Можно с уверенностью сказать, что замечательный советский писатель послереволюционного периода Михаил Афанасьевич Булгаков, продолжая лучшие традиции русской классической литературы, своей жизнью и творчеством доказал, что даже в самых неимоверно сложных условиях можно оставаться свободным человеком и истинное творчество немыслимо без внутренней свободы. Эту мысль он последовательно воплощал в своих произведениях, вершиной которых стал итоговый роман писателя «Мастер и Маргарита».

Заключение.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Булгаков использует разнообразные художественные средства для раскрытия образов. Писатель успешно употребляют антитезу (Мастер-Бездомный, Мастер-Массолит). Удачно используются сравнения (Иешуа-Мастер), приёмы, раскрывающие психологию: диалоги, монологи. В «Мастере и Маргарите» диалоги, монологи (в евангельских главах - и сновидения) несут большую драматическую нагрузку, психологическую напряжённость и силу воздействия.

Завершая анализ произведения с точки зрения художественного раскрытия в образах романа проблемы творческого начала, можно с уверенностью сказать, что М. А. Булгаков, продолжая лучшие традиции русской классической литературы, поднимая самые злободневные вопросы современности, доказал неразрывность творческого начала с присутствием у человека внутренней свободы, ущербность, скудость жизни без самореализации, рассматривая наличие этого начала как гаранта существования человеческой цивилизации вообще.

Поскольку невозможно рассматривать творчество писателя вне его культуры, также как и в отрыве его от общества, в котором он живет, и для которого он творит, было бы интересным провести анализ философских взглядов, концепций, нашедших отражение в этом романе, в особенности идей философа Н. А. Бердяева.

Список использованной литературы

I.

1. Булгаков М.А. Романы. К.: Молодь, 1989. 670 с.

2. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Собрание сочинений в двух томах. М.: Правда, 1988. т. 1 719 с.

3. Пушкин А.С. Избранное. К.: Радянський письменник, 1974. 237 с.

II.

1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.

2. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1971. 1040 с.

3. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 750 с.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. М.: Политиздат, 1991.

5. Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. Мн., 1993. 264 с.

6. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 837 с.

III.

1. Виноградов И. Духовные искания русской классики. - М.: Советский писатель, 1987.-380 с.

2. Вулис А. З. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1991 - 224с.

3. Галинская И. Л. Загадки известных книг. - М.: Наука, 1986 - 128 с.

4. Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. - 1991.-№13.-С.28-31.

5. Новиков В.В. Михаил Булгаков - художник. - М.: Моск. рабочий, 1996. - 357 с.

6. Сахаров В. М. Булгаков: уроки судьбы // Наш современник.-1991.- №11. –с. 64-76.

7. Соколов Б. «Мастер и Маргарита»: проблема бытия и сознания или разума и судьбы? // Лепта.-1997.- №36 -С.205-215.

8. Соколов Б. Энциклопедия Булгаковская. -М.: Локид-Миф, 1997. -584с.

9. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

10. Яновская Л. Треугольник Воланда. К истории романа «Мастер и Маргарита». - К.: Либщь, 1992. -188 с.


[1] Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. с. 534.

[2] Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. Мн., 1993. с. 208.

[3] Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. с. 104.

[4] Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - с. 119

[5] Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - с. 120

[6] цит. по Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. -1991.-№ 13. с. 28.

[7] Сахаров В. М.Булгаков: уроки судьбы//Наш современник.- 1991.-№ 11. с. 65

[8] Сахаров В. М. Булгаков: уроки судьбы // Наш современник.- 1991.- № 11. с. 68

[9] Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. - 1991 .-№13.- с. 28.

[10] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 404

[11] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 404

[12] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 495

[13] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 405

[14] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 405

[15] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 409

[16] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 411

[17] Краткая литературная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1971. - с. 336

[18] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 413

[19] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 399

[20] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 418

[21] Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 399