Смекни!
smekni.com

Творчество А. Дюма в контексте французской литературы первой половины XIX века (стр. 4 из 5)

В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта французского писателя – посетит Россию. Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился в особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста постоянно собирались многие литераторы.

У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А. Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.

Петербург встретил французского писателя с искренним радушием. Так как Дюма по свидетельству И. И. Панаева пользовался в России почти такой же популярностью, как и во Франции.

В Петербурге Дюма провел полтора месяца, затем направился в Москву. Далее он предпринял путешествие по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался до Кавказа и только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.

В результате поездки по России Александр Дюма смог создать обширный цикл очерков, еженедельно выходивший в свет в его журнале “Монте-Кристо”.

Трилогия романа “Королева Марго”

Действие романа “Королева Марго” начинается 18 августа -1572 года, когда в Лувре происходила свадьба Маргариты Валуа. сестры царствующего короля Карла IX, с Генрихом Бурбоном, ко­ролем Наваррским.[16]

Это бракосочетание должно было продемонстрировать прими­рение католиков и протестантов, но буквально через несколько дней над гугенотами началась жестокая расправа, известная в ис­тории под именем Варфоломеевской ночи.

Уже в первой части трилогии обнаруживаются честолюбивые замыслы Генриха, но тем не менее он вызывает симпатию чита­теля своей молодостью, гибким умом, находчивостью, храбростью и великодушием. Все эти черты помогают ему расстроить козни его врагов; он предвидит и раскрывает коварные замыслы королевы-матери Екатерины Медичи и пытается завоевать доверие самого короля Карла IX.

Реалистичен образ королевы Марго, союзницы Генриха в борь­бе с интригами и коварством королевского двора.

В “Королеве Марго” большинство персонажей исторические лица. К ним относится и Ла Моль, молодой человек, чья рыцарская любовь к Маргарите составляет поэтические страницы романа.

Не менее благородной предстает в романе самоотверженная дружба Ла Моля и Коконнаса. Их поразительная преданность, рожденная в смертельном поединке, скрепленная общей опасно­стью, неразрывно соединяет этих замечательных героев до конца те жизни. Действие в романе “Королева Марго” завершается смертью Карла IX. Умирая, он провозглашает королем Франции Генриха Наваррского, однако по повелению Екатерины Медичи герцог Ан­жуйский, под именем Генриха III, становится королем Франции, а Генрих Бурбон спасается бегством в Наварру.

В последующих частях трилогии рассказывается о том, как королева-мать, всецело подчинив себе Генриха III, ревностно обе­регает интересы королевского дома. Для того, чтобы закрепить престол за династией Валуа, она объединилась с влиятельными герцогами Гизами, которые тоже претендовали на французскую корону и были тайными врагами сначала Карла IX, а потом и Генриха III. Общественный конфликт обострился благодаря уча­стию в этих придворных интригах представителей двух религиозных партий. Если французские короли и герцоги Гизы являлись право­верными католиками, то Генрих Наваррский, его отец Антуан Бурбон, принц 'Копде, адмирал Колиньи и другие государственные деятели были гугенотами. Называли их еще кальвинистами, пото­му что они были сторонниками швейцарского богослова Жана Каль­вина (1509—1564), который предлагал реформировать католиче­скую церковь и лишить ее земельных владений. Протестантизм, по существу, подрывал авторитет церкви, вел к развитию духа- сомне­ния среди католиков, и все это расшатывало устои монархического государства.

Дюма показывает, как постепенно исчезает со сцены династия Валуа. В 1588 году в результате народного восстания в Париже король должен был покинуть столицу и обратиться за помощью к Генриху Наваррскому. Но дни царствования Генриха III были сочтены. После того как в 1589 году Генриха III убил монах Жак Клеман, королем Франции был провозглашен Генрих Наваррекий, вошедший в историю под именем Генриха IV. Все эти полити­ческие раздоры и послужили Дюма канвой обширного повество­вания о вырождении королевской династии Валуа.

Заключение

В данной работы была сделана попытка на основе критических статей, посвященных творчеству А. Дюма и ознакомление с его произведениями дать оценку влияния его творчества на литературу и историю Франции в влияние истории и литературы на творчество самого А. Дюма.

Как рассказчик, Дюма обладает огромной способностью самому невероятному приключению, небывалому происшествию, чуть не ле­гендарного свойства, придать характер живой действительности, ис­тинного факта. И эта особенность своеобразного творчества писателя является прямою потребностью души его. Он удивительно умеет соче­тать фантазию с жизнью. И если фантастичность его рассказов порою отзывается наивностью, ребячеством, то в ней все же много неизъясни­мой прелести, фантазия романиста не останавливается ни перед чем, ее не страшат ни самые широкие горизонты, ни самые смелые замыслы, и, упиваясь ее прихотями, ее капризами до самозабвения, романист возводит их в культ в своих произведениях, отличающихся удивитель­ной ясностью и жизненностью. Для него не существуют расстояния, грани чудесного, прекрасного, низменного, ужасного, — для него, это­го своего рода Гулливера, крепкого, твердого, сильного волей, неуто­мимого и отважного. Неукротимый, неуклонный каратель порока, пла­менный защитник добродетели, в какой бы форме она ни проявлялась, . романист энергично распоряжается судьбою выводимых им лиц и си­лою пылкой фантазии словно налагает на них перст Божий.

Дюма не был в состоянии написать ни одной вещи беллетристического характера, если лично не видел места действия задуманного романа, повести, рассказа или если не читал о нем. Но тем или другим путем ознакомясь с этим местом действия, он быстро воспламенялся при одном воспоминании о нем, переносился в него и населял его своими героями, создавать которых он умел стремительно. Его вообра­жение работало изумительно плодотворно, без замедления, почти без­остановочно; герои являлись во множестве, так сказать, рождая друг друга. Отсюда понятен вывод Сирано де Бержерака, что земля — величайшая, удивительная из планет, Евро­па — удивительнейшая из частей света, Франция со своей револю­цией — самая удивительная из стран Европы, Париж тридцатых го­дов — самый удивительный из городов Франции, а Дюма — самый плодотворный ум Парижа, вместилище, полное чудесных, обворожи­тельных сказок, сюжет которых взят из живой, повседневной действи­тельности и центральная фигура которых является в образе графа Монте-Кристо, героя столь излюбленного, так богато наделенного ду­шевными качествами, до известной степени отразившего в себе и поло­жительные, и отрицательные черты его вдохновенного творца. В большинстве случаев каждый из героев Дюма непременно наделен одною или несколькими из этих черт. Герои его деятельны, энергичны, предприимчивы, ловки, никогда не теряются в самых затруднительных обстоятельствах, сильны духом и телом, храб­ры, мудры. Этими качествами наделены мужские фигуры произведе­ний Дюма. Они ему всегда удаются и написаны более уверенно, чем женские портреты. Последние особенно бледны и слабо начертаны в драматических произведениях Дюма. Он вечно вращался среди жен­щин, артисток, дам полусвета, искательниц приключений; женщина, переодетая мальчиком, сопровождала даже писателя в путешествии его по Италии. Он прекрасно знал этот мир слабого пола и тем не менее не успел создать ни одной женской фигуры, столь ярко обрисованной, написанной так сочно, как действующие лица мужского ряда.

Список использованной литературы:

1. П.В.Быков, Александр Дюма, Критико-биографический , очерк

2. Александр Дюма. “Учитель фехтования”, “Черный тюльпан”. Новеллы. Москва. Издательство “Правда” 1981 г.

3. А. Дюма. Собрание сочинений в 12 т., 1976

4. Лашкевич А.В. "Романтизм в западно- европейских литературах 1 половины 19 века." Ижевск 1987г.

5. А. Моруа " Три Дюма **. Жизнь замечательных людей . Москва 1965г.

6. А. Моруа “ Три Дюма” Екатеринбург 1992 г.

7. Н.П. Мпхальская “ История зарубежной литературы 19 века " . Москва 1991 "Просвещение".

8. Д.Циммерман, А. Дюма "А. Дюма Великий" Москва ; Терра 1996 г.

9. А. Дюма "Граф Монте Кристо", Москва : Правда 1990г.

10. Дюма А. Сочинения в 3-х т. Королева Марго: Роман. М:. Худож. лит., 1992

11. Дюма А. Три мушкетера: Роман. М:. Худож. лит., 1992

12. А. Дюма. Собрание сочинений в 35 т., Том.1, 1992

13. А. Дюма. Собрание сочинений в 35 т., Том.2, 1992

14. А. Дюма. Собрание сочинений в 35 т., Том.4, 1992

15. Погорелов А.Д. За что мы любим “Трех мушкетеров?”, М.: 2000 г.

Приложение А

Библиография

Название

вид произведения

год публикации/

премьеры

Генрих III и его двор драма 1829
Кристина драма 1830
Наполеон Бонапарт, или 30 лет истории Франции драма 1831
Антонии драма 1831
Ричард Дарлингтон драма 1831
Нельская башня драма 1832
Галлия и Франция историческое произведение 1833
Анжела пьеса 1833
Изабелла Баварская роман 1835
Графиня Солсбери роман 1836
Кин, или Гений и беспутство драма 1836
Путевые впечатления. Швейцария Путевые очерки 1837
Паскаль Бруно роман 1837
Актея роман 1837
Полина роман 1838
Капитан Поль роман 1838
Капитан Памфил роман 1838
Мадемуазель де Бель-Иль пьеса 1839
Знаменитые преступления хроника 1839
Путевые впечатления. Юг Франции Путевые очерки 1840
Учитель фехтования роман 1840
Шевалье д’Арманталь роман 1841
Корриколо книга об Италии 1842
Воспитанницы Сен-Сирского дома комедия 1843
Сильвандир роман 1843
Асканио роман 1843
Замок Эпштейнов (Альбина) роман 1843
Амори роман 1843
Фернанда роман 1843
Три мушкетёра роман 1844
Граф Монте-Кристо роман 1844
Королева Марго роман 1844
Габриель Ламбер роман 1844
Дочь регента роман 1844
Корсиканские братья роман 1844
20 лет спустя роман 1845
Шевалье де Мезон Руж роман 1845
Графиня де Монсоро роман 1845
Мушкетёры пьеса 1845
Бастард де Молеон роман 1846
Жозеф Бальзамо роман 1846-1847
Королева Марго драма 1847
Путевые впечатления. из Парижа в Кадикс Путевые очерки 1847
Сорок Пять роман 1847
Виконт де Бражелон роман 1847
Монте-Кристо драма 1848
Катилина драма 1848
Ожерелье королевы роман 1848
Молодость мушкетёров драма 1849
Регенство историческое произведение 1849
Людовик XV историческое произведение 1849
1001 призрак новелла 1849
Ужин у Россини новелла 1849
Женитьбы папаши Олифуса новелла 1849
Чёрный тюльпан роман 1850
Людовик XVI историческое произведение 1850
Капитан Лажонкьер драма 1850
Анж Питу роман 1850
Драма 93 года. Сцены из жизни революции историческое произведение 1851
Олимпия Клевская роман 1851
Мои воспоминания автобиография 1851
Графиня де Шарни роман 1852
Исаак Лакедем роман 1852
Катрин Блюм роман 1853
Сальтеадор роман 1854
Парижские могикане роман 1854
Паж герцога Савойского роман 1854
Великие люди в халате историческое произведение 1855
Пират драма 1856
Соратники Иегу роман 1856
Сальватор роман 1857
Приглашение к вальсу комедия 1857
Предводитель волков роман 1857
Счастливая Аравия роман 1857
Лесничие пьеса 1858
Волчицы Машкуля роман 1858
Письма из Санкт-Петербурга историческое произведение 1859
“Мемуары” Гарибальди биография 1859
Ночь во Флоренции роман 1861
Мадам де Шамбле роман 1862
Волонтёр 92го года роман 1862
Сан Феличе роман 1862
Воспоминания фаворитки роман 1865
Красный Сфинкс роман 1865
По Венгрии Путевые очерки 1866
Последние любовные увлечения. Мои новые воспоминания автобиография 1866
Парижане и провинциалы роман 1866
Белые и синие роман 1867
Прусский террор роман 1867
Мадам де Шамбле драма 1868
Таинственный доктор роман 1869
Дочь маркиза роман 1869
Большой кулинарный словарь кулинарный словарь 1872

[1] А. Дюма. Собрание сочинений в 35 т., Том.4, 1992