регистрация / вход

Тема денег в русской литературе

Деньги в комедиях Д.И. Фонвизина. Власть золота в пьесе А.С. Пушкина "Скупой рыцарь". Магия золота в произведениях Н.В. Гоголя. Деньги, как реалии жизни в романе А.И. Гончарова "Обыкновенная история". Отношение к богатству в творчестве И.С. Тургенева.

Тема денег в русской литературе

Содержание

I. Введение

II. Основная часть

II.1 Тема денег в комедии Д. И. Фонвизина " Недоросль"

II.2 Власть золота в пьесе А. С. Пушкина " Скупой рыцарь"

II.3 Магия денег – золота в произведениях Н. В. Гоголя

II.4 Деньги как реалии жизни в романе А. И. Гончарова "Обыкновенная история"

II.5 Брачные аферы как средство обогащения в комедиях А. Н. Островского

II.6 Стихия денег в произведениях Ф. М. Достоевского

II.7 Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле "Записки охотника" И. С. Тургенева

II.8 Деньги – иллюзия реальности в рассказах А. П. Чехова

III. Заключение

IV. Библиографический список


I .Введение

Деньги (богатство) — одна из «вечных» литературных тем. Вопрос о значении денег и богатства имеет долгую историю. Уже Аристотель (384-322 до н.э.) в своей «Риторике» рассматривал богатство как благо: «В самом человеке есть блага духовные и телесные, - вне его — благородное происхождение, друзья, богатство, почет...». Идея богатства как блага, к которому стремится люди, развивалась в западноевропейской литературе. Для Отечественной литературы характерно другое решение, связанное с той частью Библейских текстов, где говорится о греховности богатства, с мыслью о том, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное». Эти Идеи развиваются в житиях святых, путь к святости которых часто начинается с отказа от богатства и раздачи своего имущества бедным.

В Писании разделены духовные и материальные ценности. Соотношение между ними обратно пропорциональное: чем меньше золота, тем богаче духовная жизнь, и наоборот. Отсюда вытекает категоричное осуждение накопительства и приобретательства, поклонения маммоне: «Никто не может служить двум господам: ибо, или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мтф. 6: 24).

В Библии слова золотой, серебряный — постоянные эпитеты, драгоценные металлы символизируют богатство и красоту. Здесь часто упоминаются золотые жертвенники, курильницы, кадильницы, сосуды, светильники и проч. Драгоценные металлы также символ власти, слепого поклонения: Аарон сооружает золотого тельца из золотых украшений, пожертвованных на него (Исход 32: 2—6). Истукан, воздвигнутый царем Навуходоносором, велевшим народам поклоняться ему, тоже был из золота (Дан. 3: 1—7).

Любовь к деньгам, золоту — источник многих человеческих пороков. Это и зависть (притча о виноградаре и работниках, возроптавших из-за неравной оплаты работы). Наконец, это предательство Иуды за 30 сребреников.

Тема денег характерна для многих произведений русской литературы, однако, трудно найти художественное сочинение, посвященное исключительно денежному вопросу. Из этого следует некоторая неопределенность роли темы денег в художественном мире. Называние денежных сумм не всегда воспринимается как элемент художественной системы. Однако во многих классических произведениях эта тема играет весьма значительную роль. Деньги, финансовое состояние персонажа - характеристика сферы действия не менее важная, чем указание на время и место. Точно названные суммы, которыми располагают персонажи, во многом определяют образ их мыслей и логику поведения. В произведениях русской классики утверждаются высокие идеалы, низменные интересы отвергаются и осмеиваются. Однако в классической литературе отражены самые разные суждения. Например, в «Бесприданнице» А.Н. Островского купец Кнуров, предлагая Ларисе ехать с ним в Париж на ярмарку, убеждает: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления» (д. 4, явл. 8). Другими словами: для больших денег не существует нравственных ограничений.

На тему денег написано много произведений, как зарубежных, так и отечественных. Особенно широко раскрыта тема денег в произведениях русских классиков.


II . Основная часть

II .1 Тема денег в комедии Д. И. Фонвизина " Недоросль"

В народном фольклоре представления о природе богатства своеобразно переплелись с основами христианского вероучения. В русских пословицах и поговорках ярко выражено превосходство духовных ценностей, бытует твердое убеждение, что деньги это зло, что счастливым человек может быть и без денег (не в деньгах счастье; денег много, да разума мало; деньга и попа в яму заведет). Хотя, в некоторых пословицах и поговорках проскакивает мысль о том, что и без денег никуда (денежка не бог, а бережет; деньга гору бьет; деньги – склока, да без них плохо). В сказках о богатых и бедных людях конфликт богатства и бедности разрешается всегда одинаково. Богатство – порок, богатый человек всегда остается в дураках, все утрачивает, при этом, наблюдается какой-то иронический оттенок. Но парадокс заключается в том, что в конце сказки бедные герои получают, то полцарства, то вдруг " станут жить - поживать, да добра наживать". Эта противоречивость объясняется неоднозначным отношением народа к деньгам и богатству.

Тема денег затронута и в произведениях русских писателей. В комедии Д. И. Фонвизина " Недоросль" мотив денег, наследства Софьи («пятнадцать тысяч годового доходу»), определяет главную интригу комедии. Простакова, забрав самовольно именье Софьи, предназначает ее в невесты своему брату. Узнав о наследстве, она меняет планы, в которые не сочла нужным посвятить Софью, и хочет женить на ней своего сына Митрофанушку. За богатую невесту начинают бороться дядя и племянник — в прямом смысле, устраивая потасовки, и в переносном — состязаясь в демонстрации своих «достоинств». С деньгами связана комическая сцена с учителями, особенно задачки Цыфиркина. С мотивом денег связан комический эффект сцен с учителями, особенно задачки Цыфиркина:

Цыфиркин. Нашли мы трое, на приклад, 300 рублев... Дошли дело до дележа. Смекни, по чему на брата?

Простаков а. Нашел деньги, ни с кем не делись... Не учись этой дурацкой науке.

Цыфиркин. За ученье жалуете в год 10 рублев... Не грех бы и еще прибавить 10. Сколько было б?

Простакова. Гроша не прибавлю. Денег нет — чего считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько (д. 3, явл. 7).

Здесь деньги названы в своем конкретном, цифровом выражении (в виде сумм: «триста рублев», «десять рублев») и в обобщающем смысле («деньги есть... денег нет», «гроша не прибавлю», т.е. ничего не дам). Цифры, деление, умножение — обычные арифметические действия. Для честного Цыфиркина, который берет деньги только за службу, арифметика — наука о справедливом делении денег, для Простаковой, привыкшей, по праву сильного, все решать в свою пользу,- о приумножении. Решение простых задач госпожой Простаковой, ее отношение к деньгам, становится наглядным примером безнравственности.

Таким образом, персонажи комедии характеризуются через их отношение к деньгам, оно отражает их нравственную суть. Если продолжить эту мысль, то окажется, что деньги являются в комедии синонимом некоторых черт характера. «Корыстолюбии», жадные до денег Простаков, Скотинин — низкие натуры. «Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч ничего не дочитаешь...» — говорит Скотинин (д. 1, вял. 7); Простаков, узнав про деньги Софьи, «сделалась ласковою до самой низости» (д. 2, вял. 2).

У положительных героев свое понимание богатства и роли денег. Как оно и следует в классицистической пьесе, в «Недоросле» герои с говорящими фамилиями Правдин и Стародум изрекают просветительские истины о пользе добродетели, о нравственной природе человека, о необходимости исполнения человеческого и гражданского долга: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Стародум); «Прямое достоинство человека есть душа» (Правдин, д. 3) и т.д. Но вот племянница, она же наследница, заявляет:

С о ф ь я. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать свое счастье. Знатность, богатство... (д. 4, явл. 2).

Стародум. Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундуки, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. ...Без знатных дел знатное состояние ничто». Более того, сами представления о деньгах, их большом или малом количестве относительны, не обусловлены естественными потребностями человека: «Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». На ту же тему соотношения нравственных достоинств человека и богатства афоризмы Стародума: «Глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван - все болван» (д. 4, явл, 2).

Погоня за деньгами корыстолюбивых помещиков Простаковых и Скотинина составляет основную интригу комедии. Противостояние им честных и бескорыстных Правдина, Стародума и Милона определяет главный конфликт пьесы. В афоризмах и сентенциях Стародума отражен идеал справедливого устройства частной и общественной жизни, когда «чины», общественное признание и уважение («знатность и почтение») обусловлены трудом и добродетелями. В просвещенном обществе попытки добыть деньги нечестным путем должны пресекаться государством, незаслуженное богатство подлежит всеобщему осуждению. Сама необходимость повторять эти истины во времена Фонвизина свидетельствует о расхождении желаемого и действительного, о том, что в жизни все-таки было наоборот. Так обнаруживаются контуры общего конфликта, намеченного в пьесе, между тем, что есть, и тем, что должно быть. Конфликта, не находящего определенного разрешения в жизни.

II .2 Власть золота в пьесе А. С. Пушкина " Скупой рыцарь"

Перейдем к пьесе А.С. Пушкина " Скупой рыцарь". Пушкин недаром в конце 20-х годов стал разрабатывать эту тему. В эту эпоху и в России все более и более в систему крепостнического уклада вторгались буржуазные элементы быта, вырабатывались новые характеры буржуазного типа, воспитывалась жадность к приобретению и накоплению денег. "Скупой рыцарь" был в этом смысле в конце 20-х годов вполне современной пьесой".

В пьесе Пушкина два ростовщика: Жид, заимодавец Альбера, и сам Барон. Здесь дано традиционное представление о «росте» денег, т.е. о процентах, как об обмане бедняка. Деньги для Барона не господа и не слуги, а державные символы, "венец и бармы", они - свидетельство его царского достоинства. "Послушна мне, сильна моя держава" - говорит он себе. "Держава" Барона, однако, не есть понятие географическое, ибо распространяется на весь мир. Он завоевал мир, не выходя из дома, не силой оружия или тонкой дипломатией, а совсем иными средствами, иной "техникой" - монетой. Она - гарант его независимости, его свободы, не только материальной, но и духовной, в частности, моральной.

Упоение Барона золотом, гордое сознание собственной силы, могущества обычно трактуется как фигуральное выражение потенциальной силы. Такая трактовка вытекает из параллели с царем, из условного "Лишь захочу", создающего впечатление сжатой пружины - захочу, мол, и по мановению руки "воздвигнутся чертоги" и т.д. Все так, если не замечать некоего комического эффекта, того, что Барон несколько смешон, как смешон старик, играющийбицепсами. Барон служит золоту, деньгам, монете. Богатство Барона воплощает идею о власти и могуществе золота. Основа главного конфликта коренится в двойственной природе богатства: оно дает власть, но и порабощает.

Как писал известный советский исследователь, в «Скупом рыцаре» «...уже не проблема скупости отца, а гораздо более широкая проблема золота как полновластного хозяина жизни», «мрачная поэзия золота не характеризует лишь образ скупца-стяжателя, а выражает могущество и силу золота как общественного богатства», «золото господствует в трагедии»[1] . Тот же исследователь отмечал влияние золота на духовный мир и психику человека: «Факт обладания золотом, преломляясь в сознании старого Барона, превращается в идею индивидуальной силы и мощи самого обладателя золота. Свойства золота переносятся на личность его обладателя»[2] .

Автор пытается постичь логику скупого, демоническую власть денег, питающую человеческую гордыню, иллюзорную убежденность в том, что богатому подвластно все. В своей гордыне богач забывает, что деньгам подвластен только земной суд, и они покупают только человеческие слабости. Вернее, деньги порождают или только провоцируют проявление человеческих слабостей (жадность), они приносят зло. Жадность влечет за собой безумие и утрату богатств, человеческого облика, жизни. Барон клевещет на сына (в первой сцене читатель узнает о том, что преступных помыслов у Альбера нет), воображает себя всемогущим, «как демон некий», и за это наказан внезапной и необъяснимой событиями смертью.

Приобретая золото, власть над другими, человек уже не властен над собой, становится скупым, что ведет к самоуничтожению. Поэтому и власть над другими только иллюзия, как гордые размышления Барона в подвале при виде своих сундуков. Это понимают окружающие:

Альбер

О! Мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит.

И как же служит? Как алжирский раб, Как пес цепной.

Тему богатства в творчестве Пушкина выделял Г. Гуковский: «Он писал о золоте и капитале много. Эта тема явно преследовала его, выдвигаемая перед ним на каждом шагу картинами, новыми явлениями жизни России»[3] . Для многих персонажей трагедии важно только золото, Жизнь Барона, обладателя богатства, сундуков с золотом, становится помехой. В смерти скупого рыцаря заинтересованы и Альбер, и Жид, к которому рано или поздно перетекут унаследованные сокровища. В этом смысле в трагедии Пушкина все персонажи корыстны, все требуют денег (включая трактирщика). Важно золото, а не человек.

Суд высшей силы не заставил себя ждать. Барон внезапно умирает. Он мог бы жить еще на свете "лет десять, двадцать и двадцать пять и тридцать", как перечислял Соломон, называя и условие - если "Бог даст". Не дал. Так и происходит, еще до ночи возьмут у Барона душу, а мораль притчи пояснит нам за что - "так бывает с теми, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет".

II .3 Магия денег – золота в произведениях Н.В. Гоголя

К народным представлениям о золоте (богатстве) относится повесть Н. В. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала". На материале малороссийского фольклора в повести Гоголя разработана одна из тем, характерных для творчества европейских романтиков[4] , — тема продажи души дьяволу. По наущению Басаврюка, «дьявольского человека», и ведьмы Петрусь должен добыть клад, а чтобы добыть клад — убить невинное дитя. Так в повести Гоголя золото – знак самого дорогого, красивого, желанного – знак могущества, богатства. «Обмороченный проклятой бесовщиной» Петрусь получил золото, за которое заплатил своей бессмертной и бесценной душой. Мотив золота непосредственно связан с темой, которая волновала Гоголя и других писателей в первой трети XIX в.: о греховности богатства, «нечистом» его происхождении, пагубном влиянии на душу человека.

Сундук с деньгами является символом богатства, имеющего неправедное, «нечистое» происхождение. Золото требует жертв и отречений. Как уже отмечалось, нашедшим клад, внезапно получившим богатство всегда оказывается тот, кто наиболее уязвим, слаб, не может устоять перед дьявольским искушением. Стремление сохранить и приумножить огромное богатство перерастает в манию и ведет к утрате рассудка. Сундук с богатством переходит даже в литературу реализма, сохраняя главные особенности своего «мифологического» происхождения: гибельность богатства для его владельца и окружающих. Правда, губит богача уже не нечистая сила, а собственная жадность.

В повести «Портрет» повторены многие мотивы и элементы сюжетной схемы «Вечера накануне Ивана Купала»: бедность, нехватка состояния для женитьбы на любимой девушке; душевная слабость молодого человека; искушение в виде «случайного» богатства; ростовщик-чужак; сундуки с сокровищами («железные сундуки его полны без счету денег, драгоценностей, бриллиантов и всяких залогов»); утрата рассудка и гибель главного героя: «в припадках страшного безумия и бешенства» прерывается жизнь тех, кто, так или иначе, соприкасается с темными силами зла. В одной повести людей искушает Басаврюк, «дьявол в человеческом обличье» или «дьявольский человек». В другой — ростовщик-чужак, в котором также ощущается дьявольское присутствие: «Никто не сомневался в присутствии нечистой силы в этом человеке». О смуглолицем, с «невыносимыми горящими глазами» ростовщике художник «не мог удержаться, чтоб не произнести: "Дьявол, совершенный дьявол!"».

В отличие от повестей "Вечеров на хуторе близ Диканьки", где, как и народных мифах, сохранено равновесие между темной и светлой сторонами золота и только слабый человек дает увлечь себя силам зла, в «Портрете» мотив золота имеет исключительно негативный смысл. Чартков никого не убивал, не вступал в сговор с нечистой силой. Вся его вина заключается в том, то он нашел и взял деньги. Здесь богатство — само по себе уже не грех, за который герой расплачивается жизнью. В повести упоминаются молодые одаренные люди, увлеченные «одною жаждою усовершенствования», стремящимся к вершинам духа и мастерства. Им противопоставлен богач-живописец (из тех, что «даже вовсе не живописец по призванью»), который «скапливал себе в миг денежный капитал». Разбогатев, Чартков решил работать. Но верх взяло ощущение могущества: «...теперь в его власти было все то, а что он глядел доселе завистливыми глазами», его охватило желанье необоримое схватить славу сей, же час за хвост». И слава зависит от богатства. Мотив денег в повести становится правдоподобной мотивировкой утраты таланта Чарткова, связанной с его отказом от трудов праведных, и соответственно духовной и физической деградации.

Недостача денег — основная предпосылка возникновения комической ситуации в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Каждому из персонажей не хватает денег: Хлестакову — чтобы ехать дальше («Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой», д. 2). Губернатору казенных денег на строительство церкви при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма»; купец «строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тог да как его и на сто рублей не было» (губернатор тут «помог сплутовать»). Даже унтер-офицерская вдова хлопочет потому, что ей деньги «теперь очень пригодились» бы. Напомним, что главным признаком принадлежности Хлестакова к «высшим сферам» чиновничества стало его вольное обращение с деньгами: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же б быть, как не ему?» (д. 1). Этот «аргумент» опоясывает комедию: в первом действии Бобчинский и Добчинский делают заявление, затем в финале чиновники припоминают их слова: «"Приехал и денег не плотит!"... нашли важную птицу!» (д. 4). Соответственно, действия персонажей связаны с деньгами, хотя не денежный интерес определяет основную интригу пьесы.

Слово «деньги», а также цифровое выражение количества денег в комедии используется очень часто и почти не имеет синонимов (кроме слова «сумма»). Но исключительно богаты смысловыми оттенками глаголы, обозначающие действия персонажей с деньгами. Деньги можно платить или не платить, транжирить или попридержать, профинтить, брать взаймы и обещать отдать, давать на чай и на баранки, просить, подсунуть (дать взятку), прокутить, выпонтировать (выиграть в карты). Комична арифметика «простодушно» жадного Хлестакова, в своих расчетах он является прямым продолжателем госпожи Простаковой: «Да вот тогда вы дали 200, т.е. не 200, а 400, — я не хочу воспользоваться вашей ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уж ровно было 800 (берет деньги) ... Ведь это, говорят, новое счастье, когда новенькими бумажками» (явл. 16).

Не так просто обстоит дело в мире чиновников, где деньги считаются сотнями и тысячами. От того, идут ли в ход деньги, меняется многое. Но поскольку подкуп осуждается законом, то и совершается он не так откровенно. Например, чиновники ищут прозрачный предлог для вручения денег «ревизору». Проблема только в том, как назвать деньги, за которые «покупают» ревизора. Нелепые и смешные с точки зрения здравого смысла варианты создают комедийное настроение. В третьем действии деньги — основной предмет, с которым связаны манипуляции героев. Чиновники передают Хлестакову деньги, со страху обливаясь потом, роняя ассигнации, вытряхивая мелочь из прорех и т.д. Для них передача денег является материальной формой заключения определенных отношений. И дающие, и берущий делают вид, что деньги – только проявление доброго отношения, знак дружеского расположения.

Сведение всех помыслов к голому расчету, приземление высокого, обозначение цифрами, что, сколько в жизни стоит (от арбуза «в семьсот рублей» и «сигарочек по двадцати пяти рублей за сотенку», от обеда в трактире до генеральского чина, на который метит Городничий за восемьсот рублей, данных «ревизору»), это обнажение денежной, «арифметической» сущности как человеческих, так и социальных отношений.

Нельзя не упомянуть и такое произведение Гоголя как " Мертвые души". Изображение скупости идет в поэме по нарастающей сначала как одна из слабостей, особенностей характера: грубая, как у Собакевича, или комичная, как у Коробочки, пока не оказывается всецело поработившей человека идеей, образом жизни, как у Плюшкина. В том, что знакомство с помещиками начинается с Манилова, а заканчивается Плюшкиным (гл. 6.), исследователи видят «особую логику»[5] , каждый персонаж играет свою роль в главной теме поэмы. В этом смысле образ «заштатного» Плюшкина является кульминацией темы жадности в «Мертвых душах». Его имя остается в памяти читателей как символ этого порока. Скупость, жадность, расчетливость в разной мере свойственны почти всем основным персонажам поэмы «Мертвые души». С иронией говорит автор о магии не только золота, денег, но и самих слов, их обозначающих: «Миллионщик» - «в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни то ни се, и на людей хороших, словом, на всех действует» (гл. 6). Одно это слово рождает «расположение к подлости».

Особого рода алчность у главного героя поэмы. С детства уверовавший, что «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», «эта вещь надежнее всего на свете», Чичиков становится приобретателем. Стремление отовсюду получить выгоду, сэкономить, недоплатить, прибрать к рукам все, что попадает в поле зрения, провоцирует ложь и лицемерие, «двойную» бухгалтерий и мораль для себя и для других.

II .4 Деньги как реалии жизни в романе А. И. Гончарова "Обыкновенная история"

Нечистая сила, сундуки с золотом, безумная страсть к накоплению, безжалостные ростовщики — все эти мотивы, закрепившись в литературе, со временем теряли свою новизну и уже не могли не восприниматься как условные. Неизбежно должно было произойти то, о чем писал теоретик: «...замена старых, заметных, условностей новыми, еще не замечаемыми как литературный шаблон»[6] . Тема денежных отношений требовала новых, правдоподобных деталей и мотивировок введения в литературное произведение внелитературного материала.

В этом смысле интересен первый роман А. И. Гончарова «Обыкновенная история». В котором тема денег играет важную роль, но воспринимается как реалия, а не сказочная условность, царящая в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». У Гончарова этот мотив тесно связан с основной темой романа, понимаемой как процесс духовного, «социально-психологического превращения» «дворянина-романтика в бюрократического дельца». Эта тема не была новой для русской литературы 40-х годов: об этом писали А.И. Герцен, В.Г. Белинский, но в «Обыкновенной истории» она прозвучала особенно убедительно. Здесь только одна сюжетная линия. Особую роль играют диалоги дяди и племянника, перемежающиеся различными событиями, подтверждающими правоту дяди. Звучащий в этих эпизодах мотив денег обеспечивает единство темы «практической философии». В художественном мире романа Гончарова каждая вещь имеет свою цену: от огурцов по сорок копеек десяток до приданого в триста тысяч рублей. Тема денег, переплетаясь со множеством других мотивов, вливается в общую картину жизни в деревне и в столице периода 1830—1843 гг. Представление о значимости денег различает «романтика» и «человека практичного» -- племянника и дядю Адуевых. Это один из основных предметов их диалогов. Разговор о них пронизывает весь роман, действие которого развивается в основном в диалогах. В диалогах не только характеризуются персонажи, но полемически заостряется разница их взглядов на вещи, обнаруживается основное противоречие.

Тема денег звучит в романе в «ударных позициях» - в начале и в конце. В первую встречу в начале романа дядя предупреждает племянника, что не надо просить денег: «Матушка просила снабжать тебя деньгами... Знаешь, ...не проси у меня их: это всегда нарушает доброе согласие между порядочными людьми».

Кончается роман тем, что дядя с радостью одалживает Александру довольно крупную сумму, признавая его жизненный успех.

Не менее важен мотив денег в характеристике второстепенных персонажей. Речь матушки Александра Адуева, на первый взгляд, алогична: "Погляди-ка, какой красотой Бог одел поля наши! Вон с тех полей одной ржи до пятисот четвертей соберем ...А лес-то, лес как разросся! Подумаешь, как велика премудрость Божия! Дровец с своего участка мало-мало на тысячу продадим". На самом деле здесь не смешиваются премудрость Божия и стоимость дров, красота полей — с объемом урожая. Все в мире устроено для человека, радует его глаз и душу, утоляет потребности — так угодно Создателю. Более того, старушка полагает, что и во всех мелочных человеческих делах царит воля Божия, и обещает сыну: «Вымолю тебе и здоровье, и чинов, и крестов, и небесных и земных благ. ...Береги деньги... Трать с толком. От них, проклятых, всякое добро и всякое зло. Ты будешь аккуратно получать от меня 2500 рублей в год. ...Не шутка!». Однако в ее наказах сыну практицизма больше, чем бескорыстного простодушия: «Не трать денег по-пустому, много не давай (нищим). ...Они пропьют, да над тобой же насмеются». Деньги в романе — это и «пробный камень» человеческих отношений. То, что обижает Александра, вызывает уважение у дяди. «Практическая философия» Петра Адуева основывается на том, что деньги, материальные блага являются основным мотивом человеческих поступков. Деньги для расчетливого, трезво глядящего на жизнь человека — мера всех вещей, уровнем оплаты определяется и отношение к работе. Петр Адуев, отсылая от своего имени статью Александра, делает приписку: «...если годится, то напечатайте в вашем журнале, разумеется, за деньги: вы знаете, я даром работать не люблю». Люди работают в первую очередь ради денег, считает Петр Адуев. Образ Петра Адуева дидактичен и тенденциозен. Гончаров ходом сюжета утверждает неизбежность победы его идеологии. Этот персонаж вызывает симпатии своей прямотой, что отмечала критика: «...он честен, благороден, не лицемер, не притворщик, на него можно положиться... Словом, это в полном смысле порядочный человек, каких, дай Бог, чтоб было больше»[7] .

В романе «Обыкновенная история» Гончаров создал романтика, представления которого о жизни и людях почерпнуты из литературы. При этом литературное знание связывается с молодостью, жизненной неопытностью. Узнавание меркантильной стороны «жизни», воссозданной Гончаровым, заставляет героя усомниться в ценностях романтизма и со временем от них отказаться.

II .5 Брачные аферы как средство обогащения в комедиях А. Н. Островского

Русскую культуру середины века начинают привлекать темы брачных афер — сюжеты, распространившиеся в обществе благодаря появлению инициативных людей, обладающих характером, амбициями, но не имеющих родовых средств для воплощения желаний. Герои Островского, Писемского не похожи своими требованиями к миру, но едины в избранных средствах: чтобы поправить материальное положение, они не останавливаются перед раздражающими муками совести, ведут борьбу за существование, лицемерием компенсируя ущербность социального статуса. Этическая сторона вопроса беспокоит авторов только в той мере, в какой наказываются все стороны конфликта. Здесь нет явных жертв; деньги одной группы персонажей и активность искателя «доходного места» в жизни, независимо от того, является ли оно женитьбой либо новой службой, одинаково аморальны. Сюжет семейно-бытовой коммерции исключает намек на сострадание жертве, ее просто не может быть там, где решаются финансовые коллизии, и результаты в итоге одинаково устраивают всех.

А. Н. Островский погружает читателя в экзотический быт купечества, комментируя темы предшествующей литературы с помощью фарса. В пьесе «Бедность не порок» проблема отцов и детей полностью опосредована денежными отношениями, образы благородно несчастных невест сопровождаются откровенными разговорами о приданом («Без вины виноватые»). Без особой сентиментальности и откровенно персонажи обсуждают денежные проблемы, всевозможные свахи с охотой устраивают свадьбы, по гостиным расхаживают искатели богатых рук, обсуждаются торговые и брачные сделки.

Первая комедия Островского «Свои люди — сочтемся!» посвящена процессу финансовой махинации — ложному, «злостному», банкротству (первоначальное ее название «Банкрот»). Основная идея купца Большова заключается в том, чтобы, назанимав денег, перевести всю свою недвижимость («дом да лавки») на имя «верного» человека, объявить себя неимущим, и за каждый занятый рубль вернуть только двадцать пять копеек (четверть общего долга, присвоив остальное). Скорое обогащение якобы не нанесет никому вреда: ведь у купца «кредиторы все люди богатые, что им сделается!» (д. 1., явл. 10). Такой способ делать деньги является противозаконным, но, как известно, остается популярным до сих пор.

Все персонажи «трудятся» и идут на разные хитрости ради денег, которые являются основной движущей причиной всех действий в комедии. Стряпчий «ходит» по мелким делам и «иной день и полтины серебром домой не приносит». Сваха получает «где и золотой, где и побольше перевалится — известно, что чего стоит, глядя по силе возможности» (д. 2, явл. 6), обращаясь к своим «работодателям», называет их «серебряная», «жемчужная», «изумрудная», «яхонтовая», «брильянтовые», придавая осязаемость и конкретность «драгоценным» качествам купчихи Большовой и ее дочери Липочке.

Все персонажи комедии стремятся к деньгам, постоянно думают о них, считают и свои, и чужие доходы. Даже мальчик на посылках Тишка делает свой «бизнес», собирая все, что плохо лежит: «Полтина серебром — это нынче Лазарь дал. Да намедни... гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третье-вось хозяин забыл на прилавке целковый. Эвось, что денег-то!» (д. 2, явл. 8). В финале комедии для жулика-купца все спасение в деньгах: «Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь».

Деньги делят персонажей на тех, кто прислуживает, и тех, кому прислуживают. В первом действии «командует» и чудит Большов, а Подхалюзин заискивает и просит, в последнем - наоборот, Большов, лишившись состояния, просит «Христа ради» у Подхалюзина.

Финансовая афера купца — центральная интрига пьесы, в которой тесно связана линия сватовства и женитьбы. Объединяет их мотив денег. Ведь речь идет не о любви, а о приданом. Свое стремление к наживе, к большим деньгам персонажи комедии скрывают за изъявлениями притворных чувств. «Чувствительная» лексика приказчика — пережиток сентиментализма с его стилистической доминантой «душа» и «чувствительное сердце». Подхалюзин жаден, хитер, жесток, но может и притворно заплакать, именно его речи свойственны «возвышенные» речевые обороты. Развитие событий в комедии подтверждает мысль о несовместимости денег и чувства, опровергает отвлеченные «чувствительные» представления: там, где финансы и «дело», там нет места для сантиментов, души, сердца, слез и проч.

Стремление к деньгам в комедии свойственно не только богатому купцу, но и людям небогатым (свахе, стряпчему). Из-за жадности они готовы к любым нечистоплотным действиям. Эту особенность слабых людей понимает и использует Подхалюзин, обещая каждому по две тысячи рублей, а свахе и шубу соболью в придачу. Обманщики надеются получить очень большие деньги не за свою работу, невысокую цену которой они знают, а за услуги сомнительного свойства. В конце концов, и тот и другая получают плату в «сто рублей серебром», однако чувствуют себя обманутыми. Стремление получить сразу и много денег оборачивается разочарованием и злобой.

II .6 Стихия денег в произведениях Ф. М. Достоевского

В произведении Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание" все герои романа, так или иначе, охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.

В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных. Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры.

характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращаем ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.

«Я вчера все деньги, которые вы мне прислали, отдал... его жене... на похороны. Теперь вдова, чахоточная, жалкая женщина... трое маленьких сирот, голодные... в доме пусто... и еще одна дочь есть... Может быть, вы бы и сами отдали, кабы видели... Я, впрочем, права не имел никакого, сознаюсь, особенно зная, как вам самим эти деньги достались. Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…».

Сам Раскольников постоянно нуждается в деньгах. Как только он получает некоторую сумму, он сразу же раздает ее. В тексте романа тщательно описывается каждый акт милосердия Раскольникова. Но именно без денег, и даже малого призрака их власти и разрушительной силы, на каторге в атмосфере лишений и страданий Раскольников все же кается и обращается к вечным ценностям, способным излечить его душу. Ему помогает любовь Сони, которая, как и он, вырвалась из стихии денег.

Уход из-под власти денег делает главного героя свободным от его обманчивых, антигуманных теорий. Смысл его жизнь это любовь, вера и честная работа, благодаря которой он, возможно, и не станет богатым, но сможет не умереть с голоду и жить с любимой женщиной.

В мире сентиментальной условности и преувеличенной чувствительности, в повести «Бедные люди», тема денег как внелитературный материал, имеющий реальное значение вне рамок художественного вымысла. По традиции бедность изображается в убожестве жилища, одеяния и пропитания. Макар Девушкин живет в кухне дома, где «чижики так и мрут... не живут в нашем воздухе», вообще это «Ноев ковчег». У него не остается денег на еду: хозяйка то и дело «обед совсем отказывается давать». Для Макара «полфунтика табачку» — роскошь и наслаждение. Варвара вспоминает о том, как богатая родственница «за столом каждый кусок, который мы брали, следила глазами». Стараясь обеспечить девушку самым необходимым, Макар Девушкин оказывается в долгах, постигает все унижения последней бедности. Деньги в художественном мире – указание и обозначение намерений, средство достижения целей. Так, Варвара пишет: «Вы дали хозяйке два рубля серебром; это очень хорошо; она замолчит теперь на время». Деньги, которые хочет оставить Варваре незнакомый господин пожилых лет» «под каким-то страниц предлогом», указывают на его неблаговидные намерения. Деньги играют важную роль в композиции повести, организованной в форме переписки, что дает возможность автору, но только показать разницу, но и подчеркнуть сходство взглядом сорокасемилетнего Макара и девятнадцатилетней Варвары на житейские проблемы. Мотив денег проходит сквозь переписку соединяющей нитью и связан со временем написания писем. Чем дольше длится переписка, т.е. чем дольше помогает Макар бедной девушке, тем меньше у него денег.

Переживания героев, постоянно висящая над ними угроза истинной нищеты создают в повести атмосферу напряженности и драматизма. Действия персонажей, так или иначе, связаны с деньгами, они продают, покупают, платят, получают, просят в долг. Девушкин забирает свое жалованье вперед, безуспешно пытается занять денег, неожиданно получает сто рублей от генерала. Варвара посылает Макару полтинничек, тридцать копеек серебром, Горшков просит «хоть гривенничек какой-нибудь», «хоть десять копеек»; Ратазяев за свое «творчество» «просит семь тысяч» и т.д. Ощущение безнадежности вызывают переживания героев, связанные с материальными утратами: продан новый вицмундир, на очереди старый фрак, рвутся сапоги, отрываются пуговки, переходят из рук в руки рубли и копейки. Значение имеет каждый «гривенничек». «Сиротский полтинничек», укоряя и пронзая чувствительное сердце», доводит чиновника до нравственного падения («У меня сердце и заныло, глядя на ваши сиротские денежки. Стал считать себе неблагопристойным, а как потерял к себе уважение... тут уж и падение»).

Спасаясьотпоследней нищеты и наготы, Варвара и Макар разлучаются вопреки своим чувствам. Бедные люди, почти нищие Макар иВарвара поправив свои денежные дела, в конце повести остаются "бедными", т.е. несчастными и жалкими.

II .7 Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле " Записки охотника" И. С. Тургенева

Новым этапом развития темы денег явился цикл рассказов и очерков "Записки охотника". И.С. Тургенева. «Надо наконец знать себе цену», «дешево отделались!», «гроша медного не стоит», «никаких денег не пожалею», «деньги – прах! Золото — прах!» — эти и другие метафорические выражения, рассыпанные в цикле наряду с указаниями точных сумм, величины оброков, цен на хлеб, лошадей, взяток указывают на основную тему большинства рассказов. Упоминание о деньгах придает художественному миру «Записок охотника» правдоподобие.

Тема денег, заявленная открыто или полуреализованная в тексте, имеющий прямое отношение к развитию действия или находящийся на его периферии, является одним из основных элементов в создании образов «романтика" - "идеалиста» и «прагматика».

Деньги являются одним из самых важных элементов, из которых складывается тема рассказа «Хорь и Калиныч». Крепостной Хорь — на оброке, т.е. живет и работает по своему усмотрению, «своим умом» и за это платит барину по пятьдесят рублей в год. Мужик настолько умен, что, начав с нуля (изба у него сгорела) и, поселившись «на болоте», сумел разбогатеть.

Мотив денег, кроме того, проявляется в связи с нежеланием Хоря выйти на свободу. Богатый крестьянин утверждает, что на это у него не хватает денег. У него шестеро взрослых сыновей, Можно представить, что откуп будет дорого стоить. Деньги полезнее и надежнее для хозяйства и для торговли, которой он также занимается («торгуем помаленьку маслишком, да дегтишком»). Сам по себе крестьянский труд, даже свободный, — не прибыльное дело. Позиция мужика не вызывает осуждения рассказчика, разделяющего, видимо, понятия свободы и материальной независимости, реальности и «мечтаний»: «Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями».

Калиныч - "романтик". Главной особенностью характера является пренебрежительное отношение к материальному, к деньгам. Черта, которая пленяет охотника и сразу подкупает его. Этому «романтику» присуще, кроме близости к природе и игры на балалайке, бескорыстие. Он лишен грубого практицизма, заботы об удобствах жизни: «ходил в лаптях, перебивается кое-как», т.е. обустроить жизнь не смог, остался один, пренебрегает вещами - не только одеждой, но и охотничьими! принадлежностями. Для него человеческие отношения не оцениваются деньгами, материальной выгодой. В этом заключается главное различие в мировосприятии Калиныча и Хоря, для которого деньги являются эквивалентом человеческих отношений. А Калиныч старается не видеть связи между материальными благами и душевными отношениями.

Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха», человек «ни на какую работу не годный», отчасти тоже фигура романтическая: «Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, сильно любил выпить, не уживался на месте... Он подвергался самым разнообразным приключениям...». Этот облик беззаботного охотника дополняется еле заметным штрихом — мотивом пренебрежительного отношения к деньгам. В этом рассказе мотив денег звучит дважды: о Ермолае рассказчик замечает, что «он легко мог бы на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но, ни разу даже не подумал о подобной покупке». И о мельничихе — также в вопросе охотника: «Много ли он за нее дал выкупу?» — «А не знаю!» — ответил Ермолай. Деньги действительно в этом рассказе играют роль самую незначительную.

В «Малиновой воде» ярче, чем в других рассказах, тема денег вместе с понятиями «барщина», «оброк», «тягло», «недоимки», «приказчик», «барин», «из низкого сословия» и др. освещает не только социальные противоречия и неустройства, но и общую абсурдность жизни помещика и крепостного. Бессмысленность требований графа денег от крестьянина (в истории Власа), нелепое мотовство и траты его отца (в рассказе Тумана) связывают эпизоды рассказа, создающего характерную картину помещичьего быта и крепостной жизни.

В «Уездном лекаре» мотив денег окаймляет историю, рассказанную лекарем. Начинается рассказ с иронического описания того, как лекарь принимает оплату: «весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону...». «Бедному человеку», как сам себя называет лекарь, лишенному самодовольства, честному, явно неловко принимать ассигнацию за пустяковую услугу: охотнику он «прописал обычное потогонное, велел приставить горчичник». Завершает рассказ «преферанс по копейке». Уездный лекарь выиграл «два рубля с полтиной — и ушел поздно, весьма довольный своей победой».

В рассказе «Контора» охотника поражает абсурдность организации жизни во владениях помещицы Лосняковой. Бессмысленность ее «административных» нововведений обнаруживается уже в назначении почти слепого и глухого деда сторожем на гороховое поле — первого, с кем встретился охотник в поисках укрытия от дождя. Главное учреждение в имении — Контора. Смысл происходящих здесь событий, которые тайно, притворившись спящим, наблюдает охотник, заключается в том, что конторщик — посредник во всех хозяйственных делах барыни — использует свое положение для вымогания взяток. Действия всех посетителей конторы связаны с деньгами. Однако в тексте рассказа слово «деньги» замещается различными «беленькими», «серенькими», «четвертными» и другими обозначениями бумажных денег. Так как читатель должен догадаться, о чем идет речь, то можно сказать, что мотив денег полуреализован в тексте рассказа. Центральная сцена — торг купца, покупающего хлеб у помещицы, с ее главным конторщиком.

В рассказе «Петр Петрович Каратаев» мотив денег подчеркивает и усиливает психологическую основу конфликта. Дворянин Каратаев влюбился в холопку и решил ее выкупить. Сцены торга, непосредственно связанные с мотивом денег, нередки в «Записках охотника». Это обыденное явление, не отягченное негативными ассоциациями, т.е. не связанное с понятиями жадности, мелочности или, наоборот, щедрости продавца или покупателя. Например, при покупке лошадей в рассказе «Лебедянь» барышник открыто «заломил цену небывалую». Когда появляется богатый князь, цены взлетают еще выше; продавец просит уже тысячи, а не сотни рублей. Наоборот, идиллическая чистота на дворе у г. Чернобая, у которого «все по старине», "все ладони, без хитростей", оказывается уловкой вполне «современного мошенничества». Обманутому остается только «покориться своей участи».

Основное событие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», вокруг которого строится действие, — продажа имения. «Двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..» — твердит Лопахин. Любовная линия (Аня и Трофимов) явно на периферии основного действия, едва намечена. Напряжение действию придают торги, аукцион — принудительная продажа именин Раневской. Событие представляется катастрофическим и невероятным для его участников. С самого начала пьесы говорится о создавшемся положении как исключительно трудном и неожиданном. Аня рассказывает Варе о том, что у Любови Андреевны уже ничего нет, «дачу свою около Ментоны она уже продала... не осталось ничего. У меня тоже не осталось ни копейки». Ощущение крайней бедности нагнетается: несколько раз говорится о том, что «людям есть нечего». О возможности заплатить проценты и речи нет: «Где там», безнадежно отвечает Варя. Гаев говорит, что для спасения имения средств «в сущности ни одного». Речь идет фактически о полном крахе фамилии.

Мотив мелких денег — их вечной нехватки, заимствования, выигрыша, возврата долга, попрошайничества – звучит в каждой сцене пьесы, как комический - присутствует уже на ранней стадии воплощения замысла. Так же как и мотив безденежья. Торги, проценты, вексель, заем, заклад — все это непосредственно связано с основным действием и главной коллизией пьесы.

Деньги в пьесе - вещь, объединяющая персонажей: деньги переходят из рук в руки, их занимают, отдают, подают, предлагают, получают (как Петя - за перевод). Это одна из основных нитей, из которых соткано полотно комедии. Деньги в художественном мире пьесы «принижают» персонажей, дискредитируют каждого из них. Варя — олицетворенная скупость, определение ее в экономки логически завершает образ. Гаев инфантилен, «говорят, все свое состояние проел на леденцах», муж Раневской «делал долги и умер от шампанского». Лопахин, который считает и приумножает свое состояние, скоро будет миллионером — он работает с деньгами, не вызывает симпатий, несмотря ни на верность барыне, ни на всегда открытый для нее кошелек, ни на тяжкий труд, о котором подробно рассказывает. Трофимов гордо отказывается от денежной помощи, которою ему добродушно предлагает Лопахин: "Дай мне хоть 200 000, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко цените вы все, нищие и богатые, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд".

В пьесе показан интересный психологический феномен: притягательность легкости, изящества, красоты, щедрости и, наоборот, отталкивающее впечатление, которое производит тяжелое; (ответственное), расчетливое, рассудочное отношение к жизни. Прямой, мягкий, трудолюбивый Лопахин неприятен (досадно бестактен). Раневская, эгоистичная, легко присваивающая чужие деньги (займы у Лопахина, деньги «ярославской бабушки»), бросающая близких на произвол судьбы, вызывает симпатию, сочувствие и даже жалость тех, кто по ее вине остался безо всего (Гаев, Варя, Аня, Фирс). Можно сказать, что в пьесе показано видное миру очарование и невидимый миру эгоизм, граничащий с жестокостью.

II .8 Деньги – иллюзия реальности в рассказах А. П. Чехова

Тема денег в рассказах А. П. Чехова не только способствует созданию иллюзии реальности происходящего: в предметном мире рассказов все вещи имеют «правдоподобную» цену, персонажи располагают соответствующим доходом. Во многих случаях денежная сумма, о которой прямо или косвенно идет речь (будь то 200 рублей из рассказа «В приюте для больных и престарелых» или 75 000 в одноименном рассказе), оказывается мерой унижения, нравственного падения, моральной деградации.

Ситуации, показанные Чеховым в рассмотренных и многих других рассказах 1880-х годов, основаны на разнонаправленности интересов главных персонажей. При этом если одна сторона в своих поступках, надеждах и ожиданиях исходит из соображений о родственной привязанности, ответственности и семейном благополучии, то другая руководствуется только соображениями личной выгоды. Момент неожиданного столкновения двух различных образов мыслей, реализация меркантильности в конкретном действии или слове составляет центральное событие в сюжете рассказов, их кульминацию. Чеховские герои пытаются извлечь выгоду из всего, даже из супружеской неверности, как в рассказе "Начальник станции". Мотив денег, в Чеховских рассказах выполняет основную роль в создании ситуации конфуза, разочарования и отчаяния.


III . Заключение

Деньги – эта тема актуальна сейчас и не утратила своей новизны. Куда ни кинь взгляд – всюду деньги. И современная литература, безусловно, не является исключением. Но как рассматривается и подаётся эта животрепещущая тема? Деньги показаны в основном как средство удовлетворения потребностей, почти в каждой книге можно прочесть гимн богатству. И ни слова, ни полслова о нравственной стороне вопроса. А не это ли является идейным “двигателем” литературы? Каждый писатель и поэт по-своему видит, понимает и изображает эту проблему. Но практически все сходятся на мысли, что деньги, несомненно, вносят бездуховность в жизнь людей, обезображивают, убивают всё человеческое, позволяют людям забывать о нравственности, способствуют появлению “мёртвых душ”. Деньги постепенно заменяют человеку всё: совесть, честность, порядочность. Зачем нужны эти возвышенные чувства, когда всё можно купить? Заплатил – и ты известный уважаемый человек. Деньги — одно из важнейших явлений реальной жизни. Переходя в литературу, подчиняясь законам художественного творчества, эта часть «внехудожественной реальности» становится элементом литературного целого, компонентом содержательной формы, одним из мотивов, так или иначе связанным с темой произведения.

Тема богатства в русской литературе, как и в других национальных литературах, имеет условное значение. Литературные «финансы» весьма опосредованно, подчиняясь объективным и субъективным законам художественного творчества, отражают суть общественно-экономического устройства. Вымысел здесь играет такую же значительную роль, как и в поэзии вообще.

Тема денег в русской литературе имеет долгую историю, уходящую корнями в мифологические представления славян о двойственной природе золота. На народные представления оказали особо сильное влияние христианские суждения о богатстве и бедности, о бескорыстии, милосердии и нищелюбии, о разделении духовных и материальных ценностей. В литературе нового времени, перенявшей черты европейского классицизма, стремление к деньгам, богатству связывается со слабостями и пороками человека – скупостью и жадностью, воспроизводятся устойчивые представления о добродетельности бедного и порочности богатого человека. В произведениях реалистической литературы XIX в., когда писатели стремились запечатлеть особенности современной им жизни, в том числе социальных и экономических условий, роль мотива денег как носителя основной темы существенно повысилась. Это относится в первую очередь к произведениям эпических и драматических жанров. В художественном мире реалистической литературы роль и влияние денег уже не оценивается столь прямолинейно, как в сентименталистских или классицистических сочинениях. Констатируется стремление к обеспеченной жизни и комфорту. При этом писатели сосредоточиваются на тех духовных потерях, которые сопровождают рост состояния и подъем по социальной лестнице, показывают особенности человеческих взаимоотношений, складывающихся на меркантильной основе.

Вместе с тем открываются новые приемы использования мотива денег, более разнообразными становятся его функции в литературе. В ряде случаев мотив денег вместе с временной и пространственной организацией произведения обусловливает развитие действия. В произведениях «натуральной школы», с ее установкой на достоверность и правдоподобие, мотив денег связан с предметным миром: он звучит в описаниях образа жизни и внешнего облика представителей городских низов и деревенской бедноты, бурлаков, пролетариев, священнослужителей и т.д.

С развитием психологизма в литературе тема денег звучит в характеристике персонажей, обозначая преимущественно такие негативные качества, как расчетливость, корысть, скупость, переходящие в «неодолимую жажду стяжания», провоцирующие преступные деяния.

В сюжете деньги, состояние, наследство, приданое и т.д. часто составляют истинную или ложную мотивировку поступков, обусловливают расстановку персонажей. Противоречие меркантильных причин причинам идеологическим, этическим, эстетическим углубляет основной конфликт и создает основу для неоднозначного прочтения произведения. Введение мотива денег (наличия или отсутствия жизненно необходимой суммы) драматизирует сюжетные ситуации. Внезапно появившиеся (или исчезнувшие) деньги являются характерным сюжетным приемом разрешения ситуаций даже в произведениях признанных реалистов.

Разнообразные функции выполняет мотив денег в композиции: мотивирует завязку и кульминационные моменты, связывает фрагменты, окаймляет начало и конец, подчеркивая завершенность построения произведения.

IV. Библиографический список

1. Н. В. Гоголь. Повести. Государственное издательство худ. Литературы.- М., 1952.

2. Н. В. Гоголь. Мертвые души. - М., 1985.

3. Ф. М. Достоевский. Т. 5. Ленинград "НАУКА"., 1989.

4. Н. Лесков. На краю света. Лениздат., 1985.

5. Г. И. Романова. Мотив денег в русской литературе. "Флинта": "Наука".- М., 2006.

6. Комментарий С.Бонди к "Скупому рыцарю" в кн.: А.С.Пушкин. Драмы (книга для чтения с комментарием).- М. 1985.

7. Турков A. M. Салтыков-Щедрин. — М., 1981

8. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л., 1987

9. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Эксмо, 2006.

10. А. С. Пушкин. Избранные произведения. Детгиз.- М., 1959.

11. И. С. Тургенев. Записки охотника. Худ. Ли - тра. – М., 1959.

12. Салтыков- Щедрин. Господа Головлевы. "АСТ" . М.,2003.

13. А. И. Гончаров. Обыкновенная история. Худ. Лит-ра. – М., 1980.

14. Русская драматургия XVIII века. " Современник". – М., 1987.

15. А. Островский. Драматургия. АСТ- ОЛИМП. – М., 1998.

16. А. И. Чехов. Повести и рассказы. " Русский язык". – М., 1980.

17. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953.

18. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959.

19. Машинский С. Художественный мир Гоголя. С. 282.

20. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2000.

21. Белинский В. Г. Полн. Собр. Соч. Т. 11.


[1] Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953. С. 271. 273. 275.

[2] Там же. С 276.

[3] Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959. С. 331.

[4] В трагедии И.В. Гёте «Фауст» использован сюжет народных книг о сделках с чертом.

[5] См. например: Машинский С. Художественный мир Гоголя. С. 282.

[6] Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2000. С. 193.

[7] Белинский В. Г. Полн. Собр. Соч. Т. 11. С. 121.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий