Смекни!
smekni.com

Трагедия в произведениях Ахматовой, сатира Булгакова (стр. 3 из 3)

Шарик, чуть не околевший от холода и голода, готов был обменять свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в теплый дом, и готов на все, чтобы в нем остаться. После операции он становится все более уверенным, все более наглеет - в нем сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим Чугункин. Этому существу покровительствует председатель домкома Швондер, который выправил ему “бумаги”, дал право на прописку и устроил на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов. Заметим, что само название этой должности, поднимающей самомнение Шарикова, претенциозно и нелепо. Недавний пес приводит на “площадь” профессора барышню, пишет донос на профессора, пытается вести себя по-хозяйски, распоряжаясь как у себя дома.

Профессор, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента сумел справиться с распоясавшимся “новым человеком”.

Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному, и возможности у него почти такие же сказочные. Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть. Для этого он провоцирует Шарикова, настраивает его на профессора, спускает собаку. Это прием реализации метафоры: фразеологизм приобретает буквальное значение.

Булгаков применяет композиционное соотнесение парадоксально несхожих ситуаций: Преображение Господне - операция по пересадке половых желез. Соотносятся и последствия ситуаций: просветление- усиление темного, злого, агрессивного начала. Этот прием подчеркивает абсурдность происходящего, абсурдность общества.

Повесть “Собачье сердце” стала необыкновенно популярна после своего 60-ти летнего запрета. Она много раз переиздавалась, приобрело и счастливую кинематографическую судьбу, что не характерно для булгаковских произведений. Булгакова экранизировать очень трудно, удач бывает мало. Одна из них - экранизация “Собачьего сердца”.