Смекни!
smekni.com

Характеристика творчества Н.В. Гоголя на примере пьесы "Ревизор" (стр. 7 из 7)

Музыка передаёт пляску гномов, которая, начавшись в достаточно спокойном темпе, постепенно становится все неистовее и неистовее. Внезапно слышны мощные удары, напоминающие удары посоха горного короля, гномы на секунду застывают, но тут же их пляска возобновляется в ещё более безудержном ритме. Разгневанный король опять ударяет посохом в пол, повергая гномов в ужас и оцепенение. Попытки вновь начать лихорадочную пляску вызывают страшную ярость горного короля, удары посоха буквально сотрясают все подземное королевство, и наступает тишина.

IV Своеобразие композиции I и V действий комедии.

«Ревизор» начинается с такого удара фразы Городничего, после минутного окаменения всё приходит в какое – то судорожное и лихорадочное движение. Страх ускоряет это движение, удесятеряет силы: «Успеть, успеть, успеть!» - но тут же следующий удар: сообщение Бобчинского и Добчинского о том, что ревизор уже здесь! Опять минутное оцепенение и замешательство – опять энергия действия, невиданная по силе. Успеть уже ничего нельзя – и одновременно успеть нужно многое. Только теперь точка приложения сил изменилась: не приводить в порядок город, а «брать ревизора».

Забегая вперёд, скажу вам, что симметричное построение мы найдем в последнем действии комедии, где первым ударом станет сообщение Почмейстера о перехваченном письме Хлестакова, а вторым, заключительным, фраза –удар Жандарма о ревизоре, после чего наступает окончательное окаменение

- Мы с вами вплотную подошли к понятию «миражная интрига». Но теперь самое важное – надо поговорить о её носителе – Хлестакове.

V. Образ Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»

1). Выступление, подготовленное учащимся

2). Слово учителя

а) При появлении Хлестакова мираж материализуется.

б) Гоголь неоднократно настаивал на том, что Хлестаков – главный герой.

в) Постановка этого персонажа в центр комедии и придаёт всей пьесе фантастический, даже фантасмагорический характер. Я – директор. Я – генерал. Я-главнокомандующий. Я-везде,везде,везде и т.д.

г) Но почему же он главный?

3). Словарная работа №2-«фантасмогория»

4). Беседа по эпиграфу к уроку.

Запись на доске, а ребята в тетрадях: «Главное лицо драматического творения есть центр пьесы. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца»

- Применимо ли оно к Хлестакову, как главному действующему лицу? Можно ли сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

- Да. Учащиеся доказывают

1) Городничий

2) Землянина

3) Бобчинский, Добчинский

4) Купцы

5). Слово учителя

Да, он центр вселенной – но ненастоящий, иллюзорный, мнимый. Он – пустота, принятая за центр. Понятие о «миражной интриги» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, т.е. в наполнении пустоты вымышленным содержанием.

6). Словарная работа №3 – «интриган»

VI. Обобщающий вывод по теме урока

1. Слово учителя

Итак, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести активную игру.

За всем действием, всей интригой ощущается большой «нуль», поставленный в привычную для героев и зрителей позицию «единицы».

Именно в этой постановке и проявляется «миражная интрига». Он специально поставлен в центр пьесы, он не догадывается о положении, в котором он оказался, и поэтому не пытается извлечь выгоду.

2. Не герой ведёт действие, а действие ведет герой – так весьма условно, но емко можно обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре, сразу же снимающее вопрос о разного рода заимствованиях, и суть понятия «миражная интрига».

3.Викторина

1). Какую пословицу Гоголь взял в качестве эпиграфа к «Ревизору»?

а) на всякого мудреца довольно простоты;

б) на зеркало неча пенять, коли рожа крива;

в) не в свои сани не садись.

2). Что является отличительной чертой Хлестакова?

а) легкомыслие;

б) хитрость;

в) трусость.

3) Какую меру против ревизора Городничий считает наиболее надежной?

а) лесть и угождение;

б) взятку.

4). Кто из персонажей «Ревизора» говорит о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?

а) Бобчинский;

б) почтмейстер;

в) Хлестаков.

5). Кому снится: «…какие – то две необыкновенные крысы… черные, неестественной величины»?

VII. Домашнее задание


[1] Машинский С.И. Художественный мир Гоголя – М.:Просвещение, с.5.

[2] Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.19.

[3] Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.18.

[4] Турбин В.Н. Герои Гоголя.- Москва «Просвещение»,1983. – с.22.

[5] Турбин В.Н. Герои Гоголя.- М.: Просвещение, 1983.- с.23.

[6] Там же, с.34.

[7] Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции. – с.19.

[8] Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.112.

[9] Ермилов В. Н.В. Гоголь.- М.: Советский писатель,1952.- с.193.

[10] Машнинский С.И. Художественный мир Гоголя.- М.:Просвещение,1971. –с.246.

[11] Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.- М.:Просвещение,1971- с.247

[12] Терц А. В тени Гоголя.- М.: Глобулус ЭНАС,2005.- с.35.

[13] Терц А. В тени Гоголя.- М.: Глобулус ЭНАС,2005.- с.36.

[14] Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.-М.: Советская энциклопедия, 1987. – 293с.

[15] Маймин Е. А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии Гоголя "Ревизор" // Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. - М.: Просвещение, 1972. - С. 168.

[16] Там же, С. 171.

[17] Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.118.

[18] Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998.- с.122.

[19] Скатов Н. Иван Александрович Хлестаков и другие. // Скатов Н. Литературные очерки. - М., 1985. - С. 20-30

[20] Терц А. В тени Гоголя .- М.: Глобулус Энас, 2005.- с.41.

[21]Ветловской В. Е Гоголь – комедиатор // Рус. лит. - 1990. - № 1. - С. 6-10.

[22] Терц А. В тени Гоголя.- М.: С.57.

[23] Александрова И. В. Литературный генезис образа лжеца в "Ревизоре" Н. В. Гоголя: (Н. В. Гоголь и А. А. Шаховской) // Вопросы рус. лит. – Львов. – 1991. – Вып. 1. – №57. - С. 105.

[24] Терц А. В тени Гоголя, С.37.