Смекни!
smekni.com

Художественный образ как эстетическая категория (стр. 2 из 3)

Образ – обобщённое отражение действительности в форме единичного, индивидуального, – такое распространённое определение этого понятия. Самые основные черты подчёркиваются в этом определении – обобщённость и индивидуализированность. И действительно, обе эти черты существенны и важны. Они присутствуют в любом литературном произведении.

Например, в образе Печорина показаны общие черты молодого поколения того времени, в котором жил М.Ю. Лермонтов, и в то же время очевидно, что Печорин – индивид, изображённый Лермонтовым с предельной жизненной конкретностью. И не только это. Для понимания образа необходимо, прежде всего выяснить: что же интересует художника в действительности, на чём он останавливает своё внимание среди жизненных явлений?

«Художественный образ, – по мнению Горького, – почти всегда шире и глубже идеи, он берёт человека со всем его разнообразием его духовной жизни, со всеми противоречиями его чувствований и мысли».

Итак, образ – картина человеческой жизни. Отражать жизнь при помощи образов – значит, рисовать картины человеческой жизни людей, т.е. поступки и переживания людей, характерные для данной области жизни, позволяющие судить о ней.

Говоря о том, что образ представляет собой картину человеческой жизни, мы имеем ввиду именно то, что в нём она отражена синтетично, целостно, т.е. «личностно», а не какой-либо одной своей стороной.

Произведение искусства лишь тогда полноценно, когда оно заставило читателя или зрителя поверить в себя как в явление человеческой жизни либо внешней, либо духовной.

Без конкретной картины жизни нет искусства. Но сама конкретность – не самоцель художественного изображения. Она необходимо вытекает из самого его предмета, из той задачи, которая стоит перед искусством: изображение человеческой жизни в её целостности.

Итак, дополним определение образа.

Образ – конкретная картина человеческой жизни, т.е. индивидуализированное её изображение.

Рассмотрим далее. Писатель изучает действительность на основе определённого мировоззрения; в процессе его жизненного опыта у него накапливаются наблюдения, выводы; он приходит к определённым отражающим действительность и вместе с тем выражающим его взгляды обобщениям. Эти обобщения он показывает читателю в живых, конкретных фактах, в судьбах и переживаниях людей. Таким образом, в определение «образ» дополняем: Образ – конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни.

Но и сейчас наше определение ещё не полное.

Очень большую роль в изображении играет вымысел. Без творческого воображения художника не было бы единства индивидуального и обобщённого, без которого нет образа. На основе своего знания и понимания жизни художник воображает такие жизненные факты, по которым лучше своего можно было бы судить об изображаемой им жизни. В этом – значение художественного вымысла. В то же время вымысел художника не произволен, он подсказан ему его жизненным опытом. Только при этом условии художник сумеет найти настоящие краски для изображения того мира, в который он хочет ввести читателя. Вымысел представляет собой средство отбора писателем наиболее характерного для жизни, т.е. является обобщением собранного писателем жизненного материала. Надо заметить, что художественный вымысел не противостоит действительности, а является особой формой отражения жизни, своеобразной формой её обобщения. Теперь мы вновь должны дополнить наше определение.

Итак, образ – конкретная и в тоже время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла. Но и это ещё не всё.

Произведение искусства вызывает у нас чувство непосредственного волнения, сочувствия к героям или негодования. Мы относимся к нему как к чему-то лично затрагивающему нас, непосредственно к нам относящемуся.

Так вот. Это – эстетическое чувство. Цель искусства в том, чтобы эстетически осмыслить действительность, чтобы вызвать у человека эстетическое чувство. Эстетическое чувство связано с представлением об идеале. Вот это восприятие воплощённого в жизни идеала, восприятие прекрасного и вызывает у нас эстетические чувства: волнения, радости, наслаждения. Значит, значение искусства в том, что оно должно вызывать у человека эстетическое отношение к жизни. Таким образом, мы пришли к тому, что существенной стороной образа является его эстетическое значение.

Теперь мы можем дать определение образа, которое вобрало в себя те черты, о которых мы говорили.

Итак, суммируя сказанное, получаем:

ОБРАЗ - КОНКРЕТНАЯ И В ТОЖЕ ВРЕМЯ ОБОБЩЁННАЯ КАРТИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СОЗДАННАЯ ПРИ ПОМОЩИ ВЫМЫСЛА И ИМЕЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

3. Структура художественного образа

Структура Х.о. представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал:

– познания и оценки,

– объективного и субъективного,

– рационального и эмоционального,

– изображения и выражения,

– реального и вымышленного,

– жизнеподобия и условности,

– конкретности и обощённости.

Так что же входит в содержание самого образа?

1. Объективное содержание художественного произведения. Это историческая действительность, обуславливающая ту жизненную обстановку, в которой находится сам художник и которую отражает в своём творчестве, как бы сам он к ней ни относился.

2. Субъективное содержание. Это та оценка в том освещении, которую даёт сам писатель в изображаемом им явлении жизни.

3. Непосредственное, конкретное содержание произведения – история данных характеров и событий, о которых в нём рассказывается.

4. Эстетическое значение образа – конкретное воплощение человеческих идеалов.

Итак, любое художественное произведение – прежде всего выражение писателем его отношения к действительности. А своё отношение писатель выражает, показывая интересующие его проявления жизни образно, то есть в картинах человеческой жизни, со всеми присущими ей свойствами, сохраняя внутреннюю логику изображаемых им отношений.

Ещё под понятием образ понимают характер человека, хотя понятие образ много шире, чем характер. Например, образ Печорина, Образ Петра Гринёва. В данном понятии говорят о характерах этих персонажей в изображении окружающего их мира.

4. В чём заключаются основные характеристики художественного образа?

Приведём 1 пример

«Образ Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

1) Время создания романа.

Написанный в переломный момент исторического развития России роман «Отцы и дети» показал острые проблемы современности, которые после появления этого произведения волновали российское общество. Роман явился отражением общественного конфликта 60-х годов 19 века, который показан на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе показан типичный представитель разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах, был характерен демократизм. Основной конфликт держится на противопоставлении демократизма и аристократизма, отцов и детей.

2) Главные действующие лица, образ как характеристика персонажей, взаимосвязи разных героев как необходимое условие раскрытия художественного образа.

Базаров – демократ-разночинец. Эти люди трудом пробивали себе дорогу в жизнь и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по богатству, а по его делам, пользе для окружающих его людей.

Демократизм присущ не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в балахоне, уже само по себе – вызов условности, умышленное пренебрежение к ней. Мы обращаем внимание на его красную руку, привыкшую к физическому труду. Она слишком отличается от руки дворянина Павла Петровича (руки Кирсанова аристократические, ухоженные и ведь действительно он ведет праздный образ жизни). Даже в деревню, куда приехал Базаров отдыхать, он взял с собой работу: микроскоп для проведения опытов. Таким образом, этим автор противопоставляет эпоху аристократов с их праздной жизнью эпохе разночинцев с их близостью к народу.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается в сравнении с Павлом Петровичем.

В ходе романа это противопоставление всегда сохраняется: в описании одежды героев, их вещей, поступках. Одежду у Базарова писатель называет одежонкой, так как она из себя ничего не представляет, напротив же, одежду Павла Петровича описывает детально, так как она является его лицом: темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки.

За небрежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканным видом Кирсанова – его принципы.

В целом же во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.

Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный его труд является содержанием его жизни. Он продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Эти герои противопоставлены во всем, и автор постоянно подчеркивает это.

Противопоставление характеризуется еще и возрастом героев. А каждый возраст имеет свою моду, свои взгляды. Все отцы и дети различаются друг от друга. Время, в котором начинало жить то или иное поколение вносит различия во все: в одежду, в привычки, в характер, в поведение. И это все вместе взятое влияет на мировоззрение человека. И есть что-то, что роднит разные поколения. Базаров отрицает существующее, потому что в это время, которое он живет, полезно все отрицать. Павел Петрович не хочет ничего изменить в жизни, потому что он уже долго жил в это время и привык к своей неторопливой размеренной жизни, но все-таки с некоторыми взглядами Базарова он соглашается. Главное, что он признает, что в современном обществе не все в порядке.

Когда спор зашел о народе, они будто сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.