Смекни!
smekni.com

Концепция мира и человека в творчестве Генриха фон Клейста (стр. 5 из 5)

С одной стороны, катастрофические события и исключительные ситуации создают чувство тревоги, ощущение неустойчивости, зыбкости, наличие иррациональных сил - всё это говорит о романтической черте комедии и новеллах Клейста. Если по своему идейному и душевному содержанию произведения автора и характерны для романтической эпохи, то с другой стороны, присутствие географических названий, имена исторических лиц, реалистическая мотировка конфликтов говорит о реализме произведений Клейста.

Концепция мира и человека в проанализированных в данной работе комедии «Разбитый кушин» и новеллах писателя основана на трагической платформе. Личность в комедии и в новеллах всегда находится в конфликте с миром и предстаёт чаще всего в момент выбора. Внутренний мир героев должен противостоять неустойчивому, лживому внешнему миру, героически защищать нравственные ценности. Клейст ставит персонажа в такие обстоятельства, которые как без вмешательства автора раскрывают его сущность.

В понимание Клейстом души человеческой много сумеречного, загадочного, проблематичного. Видно, что в нём мистическое чувство присутствия бесконечного в нашей жизни вызвало более глубокое понимание внутреннего мира личности.

Так и в «Разбитом кувшине» первоначально ничего неизвестно: всё действие комедии запутано, скрыто тайнами. Мистификация комедии то и дело подогревает интерес читателя, накаляет события; правда в пьесе «сопротивляется» ворвавшемуся злу - неправде. Клейст против обесчеловечивания мира, поэтому истина для него так важна.

Мир сотрясён катастрофами, неустроен в целом. Но главное стремление писателя - привести этот мир в порядок, дать точку устойчивости хотя бы на время. Такой своеобразной точкой опоры в «Землетрясении в Чили» становится оставшийся в живых ребёнок главных героев - этот факт служит лучиком света в сотрясённом мире. Неудивительно, что у маркизы д’О в одноимённой новелле устои её жизни сотрясает в числе прочих событий неожиданная беременность и эта же беременность стала залогом благополучного будущего. В новелле «Обручение на Сан-Доминго» развязка трагична, герои погибают, и, вроде бы, нет ни одного намёка на возможную благоустроенность. Здесь, как и в «Разбитом кувшине», главным является идея доверия между людьми: доверие должно было сотрясённый мир вернуть в «правильное» положение.

Сотрясённый, лживый, сумрачный мир выделяет особых героев. Человек, личность в комедии и новеллах сильна. Персонажи произведений, наделённые крепким духом, восстанавливают равновесие мира, мира, который «лихорадит», в котором «царит» ложь.


Библиография

I Тексты

1. Heinrich von Kleist. Die Marquise von O… und anderen Novellen. Verlag der Nation Berlin, 1963.

2. Heinrich von Kleist. Der zerbrochene Krug.-http://www.digbib.org/Heinrich von Kleist. 1777/Der zerbrochene Krug

2а Heinrich von Kleist. Über das Marionettentheater- http://www.amadelio.de/weblog/ϋber das marionettentheater

3. Клейст. Новеллы. Драмы. Пер. Б.Пастернака, Н.Ман. – М.: Худож. лит., 1969.

II Работы по теории литературы

4. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе./Л.Я Гинзбург.- Л.: Худож. лит., 1987. – 448 с.

5. Грешных, В.И. Ранний немецкий романизм./В.И. Грешных.- М.: Изд-во Калининградского ун-та, 1991. – 144 с.

6. Дмитриев, А.С. Проблемы йенского романтизма. /А.С. Дмитриев. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1975. – 264 с.

7. Карельский, А. В. Драма немецкого романтизма./А. В. Карельский.- М.: Медиум, 1992.- 336 с.

8. Литературная теория немецкого романтизма.- Л.: Изд-во писателей, 1934. – 314 с.

9. Мелетинский, Е.М. Романтическая новелла XIX века/Е.М. Мелетинский// Историческая поэтика новеллы. – М.: Наука, 1990. – С. 161-201

10. Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе.- Фрунзе: Изд-во киргизск. гос. ун-та, 1969. – 108 с.

11. Хепке Клаус. Клейст и весы времени/Клаус Хепке//Литература и жизнь: классика и современность в восприятии читателя.- М.: Худож. лит-ра, 1984. - С. 291-295

12. Чавчанидзе, Д. Л. Соотношение идеала и действительности в немецкой литературе первой трети ΧΙΧ века/ Д. Л. Чавчанидзе// Метод и мастерство. Вып. ΙΙ.- Вологда, 1970.- С. 79-91

III Работы по истории литературы

13. Heinrich von Kleist. Lebensspuren Dokumente und Berichte der Zeitgenossen. Bd. 1. 1984, 435 s.

14. Бент, М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, типология, эволюция./М.И. Бент.- Иркутстк: Изд-во иркутск. ун-та, 1987. – 120 с.

15. Бент, М.И. Проза Клейста. Становление жанра новеллы в немецкой литературе XIX./М.И. Бент. Автореф. дисс. канд. - М.: Изд-во иркутск. ун-та, 1975. – 24 с.

16. Берковский, Н.Я. Клейст/Н.Я. Берковский// Романтизм в Германии.- Л.: Худож. лит., 1973. – С. 396-463

17. Ботникова, О.Б. Функция фантастики в немецкой романтической прозе/О.Б. Ботникова//Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – Воронеж: Изд-во воронежск. ун-та, 2004. – С. 64-82

18. Дейч, А.И. Генрих Клейст/А.И. Дейч//Судьбы поэтов: Гельдерлин, Клейст, Гейне. – М.: Худож. лит., 1987. – С. 77-106

19. Декс, П. Патриотизм и самоубийство Генриха фон Клейста/П. Декс.//Семь веков романа. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. – С. 247-255

20. Демченко, В.Д. Г.Клейст и немецкая романтическая новелла (к типологии жанра)./В.Д. Демченко. Автореф. дисс. – М.: Изд-во иркутск. ун-та, 1974. – 23 с.

21. Демченко, В.Д. Обручение на Сан-Доминго Г.Клейста и Бюг-Жаргаль В.Гюго/В.Д. Демченко//Науч. докл. высш. школы. Филол. науки.- 1975.- №1. С. 27-38

22. Драматургия. Генрих фон Клейст//История немецкой литературы в 3-х томах. Т.2. – М.: Радуга, 1985. – С. 79-82

23. Жаворонская, Л.А. Субъективация повествования в авторской речи/Л.А. Жаворонская. – Саратов, 1987. – 315 с.

24. Жирмунский, В. М. Генрих фон Клейст/ В. М. Жирмунский// Из истории западноевропейских литератур.- Ленинград: Наука, 1981.- С. 81-99

25. Карельский , А. В. Испытание человека (творчество Генриха фон Клейста)/ А. В. Карельский// От героя к человеку: два века западноевропейской литературы.- Сов. писатель, 1990.- С. 30-52

26. Лукач Георг. Трагедия Генриха фон Клейста/ Георг Лукач// К истории реализма.-М., 1939.- http:// mesotes.narod.ru/lukaks/realism

27. Тураев, С. В. Клейст/ С. В. Тураев// Литература начала ΧΙΧ века (немецкая литература).- М.: Наука, 1989.- С. 65-81

28. Тураев, С.В. Формирование жанров романтической прозы (новелла)/С.В. Тураев.// От просвещения к романтизму. – М.: Наука, 1983. – С. 207-222

29. Фёдоров, М. Г. Драматургия Г. Клейста и современное западное литературоведение/ М. Г. Фёдоров// Вестн. Московск. ун-та. Сер. 10, Филология.- 1973.-№ 2.- С. 59-66

30. Хорват, К. Романтические воззрения на природу/К. Хорват//Европейский романтизм. - М.: Наука, 1983. – С. 204-252

31. Цвейг, С. Генрих фон Клейст/С. Цвейг.//Борьба с демоном: Гёльдерлин, Клейст. – М.: Республика, 1992. – С. 169-225

IV Иные работы

32. Гачев, Г.Д. Германия/Г.Д. Гачев.// Национальные образы мира. – М.: Academia, 1998. – C. 116-132

33. Монтень, М. Опыты./М. Монтень. – М.: Правда, 1991. – С. 21-22