Смекни!
smekni.com

Методологическое значение теории литературы (стр. 2 из 4)

Вопрос№9. ИНТОНАЦИЯ - (от лат. intono — громко произношу), 1) совокупность просодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.2) Свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха, двустишия и т. д.) и понижение с паузой в конце, то совпадая, то, не совпадая с синтаксической фразовой интонацией, дает сложный рисунок мелодики стиха. МЕЛОДИКА СТИХА,система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация стихотворная), в частности, предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесенности с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр.; три основных типа мелодики стиха в лирике — стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной. Интонация создается за счет - повышения и понижения тона, ускорение и замедление речи, ударении (поставить его в нужном месте, на нужном слове), паузы. Ахматова – интонация царственно величественная, торжественная.


Вопрос № 10 Ритм - равномерное чередование, повторение однородных, соизмеримых друг с другом единиц движения. Ритмичность стихотворной речи достигается, прежде всего, ее членением на стихи и разделяющие их паузы. Равномерное чередование стихов и пауз создает основной ритм стихотворной речи. Членение обычной речи, прозы на абзацы, предложения, фразы диктуется законами смысла. Членение стихотворной речи кроме подчинения смыслу, логике высказывания, определяется еще и законами ритма заданного стихотворного размера. Стихотворный ритм сложно взаимодействует с ритмом. Образуемым смысловым делением речи. При совпадении стихов и предложений ритмичность стихотворной речи усиливается, поскольку стихотворные паузы в конце каждого стиха не ослабляются паузами смысловыми; наоборот последние как бы присоединяются к ритмическим послестиховым паузам и делают их более заметными. В тех случаях, когда предложения или фразы не умещаются в стихах и переносятся в следующие стихи. Стихотворный ритм приобретает более прозаическое звучание. Ритм и интонации стихотворных строчек во многом зависят от длины стихотворных строк. Чем короче стихотворные строчки, тем чаще перебиваются они стихотворными паузами и тем ощутимее стихотворный ритм.

Вопрос № 11. (Требуется стиль любого писателя) Среди других писателей А.П. Чехов выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей – в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружью, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехова довел до совершенство. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две – три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Художественной деталью может быть не только цвет, но и запах. В рассказе "Ариадна" главной характеристикой героя является то, что он него пахло вареной говядиной. Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение,

Вопрос № 13. Сюжет - Сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев; с помощью сюжетов обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречие. С. - это связи, симпатии, антипатии, история роста, того или иного характера, типа общественно значимый, существенный для той или иной среды герой) Сюжет - образное изображение ведущих идей произв. Сюжет - это не содержание произв. В произв. могут быть и внесюжетные элементы: авторские отступления, вставные эпизоды. В основе любого сюжета лежит конфликт - какое-то жизненное противоречие, столкновение отдельных людей или целых групп (Гоголь *Ревизор*- конфл. между чиновниками и мнимым ревизором Хлестоковым, межу чиновн. и жителями города) В соответствии с основными развитиями конфликта в сюжете различают: Экспозиция - Вступительная, поясняющая часть сюжета изображение обстановки, основных действующих лиц. Экспозиция также может быть, и в начале, и в середине, и в конце (Гоголь *Мертвые души* экспозиция, предыстория Чичикова дается в конце. Завязка - событие, которое является началом действия, выступая его непосредственной причиной. Кульминация - высший момент развития действия. Противоречие между борющимися силами достигает предела, выражается в особенно острой форме. Развязка - разрешение конфликта. В некоторых произведениях есть еще: Пролог - Вступительная часть произведения, где автор знакомит с предшествующими событиями, составляющими основное содержание произведения. Эпилог - заключительная часть произведения, где сообщается о дальнейшей судьбе. В лирике сюжет если присутствует, то в зачаточном варианте. Лирич. сюжет не событийный, а движение мысли, чувства. В эпосе и драме сюжет основа, здесь обязательно должны быть события, действия. Хроникальный сюжет – естественное движение времени. Концентрический сюжет - действие вокруг какой-то проблемы. Эпос – хроникальный сюжет, несколько сюжетных линий, объемность сюжета. Драма – концентрический сюжет, ищет напряжения, остроты, характерна интрига, резкий внезапный поворот от счастья к несчастью и наоборот.

ФАБУЛА – событийная основа произведения, последовательность событий в их логической – причинно-следственной связи. Первоначально термин "Ф." имел значение - басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "Ф." обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению. В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д.

Вопрос № 14. Конфликт - Столкновение сторон, мнений, сил. Это борьба характера с характером, характера с обстоятельствами. Может быть внешним и внутренним. В лирике конфликта быть не может, может быть только лирическое переживание. Эпос и драма без конфликта не могут существовать. Драма отличается остротой. Напряженностью конфликта, примирение может состояться только в конце произведения, нет места для сглаживания. Компромиссов. Эпос характеризуется тяготением к миру, гармонии, согласию, равновесию. Все конфликты эпический мир воспринимает как досадную неизбежность.

Вопрос № 15 Характер – это устойчивые черты личности, проявляющиеся в ее поведении. Структура характера – общечеловеческое начало, индивидуальные черты, социальные, исторические. Национальные, половые, возрастные. Классицисты тяготеют к общечеловеческому началу, романтики - к индивидуальным чертам, также романтики приходят и к тому, что личность соотносима с исторической эпохой. Реалисты же видят человека как социальное существо. Типизация – это представление человека как представителя опред. соц. группы, носителя опред. соц. свойств. Для лирики понятие характер неактуально, лирика в нем не нуждается, в лирике изображается не характер, а чувства. Лирический герой - понятие введено, чтобы разграничивать биографическое я и то я, которое изображено в стихах, для созданного автором вымышленного образа. Драматический персонаж должен обладать заметностью, бросаться в глаза, показывается в 2-3 чертах, характер должен обязательно обладать конфликтностью, энергией борьбы, должен быть недовольным иметь предмет неприязни. Эпический персонаж менее заметен, не претендует на яркость, он отличается разностью. Герой менее конфликтен, он склонен к компромиссу. Конфликтов может быть несколько.