Смекни!
smekni.com

Мотив метели в поэзии Б.Л. Пастернака (стр. 3 из 7)

Зимы делаются метелями,

Когда, тронувшись как бы в рассудке,

Снег повалил и валит неделями,

День за днём и за сутками сутки…[27]

(«Зимы…»)

Мотив метели создаётся за счёт анафорического повтора, повтора сродных звуков, слов, ритмических построений в начале смежных стихотворных строк и строф (единоначатие): «Сыпет, сыпет и сыпет неделями // Снег уляжется и подморозит». Таким образом, повтор таких строк придаёт мотиву динамичность.

Мотив метели меняется на протяжении всего творчества Пастернака. Происходит трансформация мотива метели: мотив формируется из мотива дождя, ливня. Метель – это падающий снег с неба. Снег – это «зимняя» вода. Вода воплощена в образе ливня, дождя так же природная стихия. Вода преимущественно в форме атмосферных осадков, падающая, оседающая сверху.

С самых ранних стихов дождь знаменует воздействие таинственной, внеземной силы на природу.

Дождь равнозначен жизни:

«Сестра моя жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождём обо всех…»[28]

Как жизнь, он бесконечно разнообразен. Вот – дождь ликующий:

У капель тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слёз.[29]

(«Светает»)

И не только сам ликующий, но и заставляющий ликовать все орошаемое им:

Душистою веткою машуни,

Впивая впопыхах это облако,

Бежала на чашечку с чашечки

Грозой одуренная влага.[30]

(«Развлеченные любимой»)

Но ликование неземной силы может оборачиваться бездействием для земного:

Гроза, как жрец, сожгла сирень

И дымом жертвенным застлала

Глаза и тучи.[31]

(«Наша гроза»)

Или:

Вот и ливень Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.[32]

(«Болезни земли»)

Ливень сравнивается с вихрем, «вихрь» в значении страшной, беспредельной природной силы. Она эта неземная сила может превращаться во что-то жалкое, одинокое и несчастное:

Но тишь. И листок не шелохнётся.

Ни признака зги: кроме жутких

Глотков и плескания в шлепанцах в шлепанцах,

И вздохов, и слез в промежутке.[33]

(«Плачущий сад»)

В ранних стихах Пастернака преимущественно преобладал мотив ливня, дождя, текущей воды, заключающей в себе разное понимание этого «водяного знака». Дождь – это и знак беды, и знак радости, и знак вихря, несущегося во всем мире.

Из более поздних собраний можно выделить несколько наиболее характерных дождей:


Велось у всех, чтоб за обедом

Хотя б на третье дождь был подан…

Дождь – желаемый, традиционный элемент быта, включенный в обыденную жизнь. Элемент дождя сравнивается с «вихрем-велосипедом»:

Меж тем как вихрь-велосипедом

Летал по комнатным комодам.[34]

(«Мефистофель», 1919)

Образ воды («дождя») олицетворяется, приобретает черты живого существа:

Всю ночь вода трудилась без отдышки

Дождь до утра льняное масло жёг. [35]

(«Петухи», 1923)

В одном из самых насыщенных чувством благоговения перед жизнью пастернаковских стихотворений герой обращается к дождю, чтобы поведать ему своё ликование:

Мой друг, мой дождь, нам некуда спешить.

У нас есть время. У меня в карманах…[36]

(«Белые стихи», 1918)

«Дождь», «ливень» уподобляется событиям революционных лет, имеющие стихийное начало. Заметим, что метель (буран, вихрь) также являются символом революции: «Прошли года. Прошли дожди событий…» Или: «Остаток дней, остаток вьюг, // Сужденных башням в восемнадцатом» («Кремль в буран»).

В поэтическом тексте контрастные природные явления становятся синонимическими образами, олицетворённые в злобном, агрессивном существе: «Весь вечер вьюга, не щадя затрещин, // Врывалась сквозь трещины тесин… // Мело, мело. Метель костры лизала…» («Спекторий», 1925-1930 г.г.)

Образ ливня и образ вьюги, как две природные стихии слиты воедино и олицетворяют хаос, мировой, государственный беспорядок во всём мире, в мире природных вещей. Часто снег сменяется дождём:

Все снег да снег, - терпи и точка

Скорей уж, право б, дождь пошёл.

И горькой тополевой точкой

Подруги сдобрил скромный стол.[37]

(«Все снег да снег…», 1931 г.)

«Снег» как событийный фон доминирует не только в лирике, но и в прозе (роман «Доктор Живаго»).

Жизнь человека (Юрия Живаго) проходит на фоне снега: воды, нисходящей с неба, но воды мёртвой. Все утраты в романе происходят в снегу и под снегом. После похорон матери Юрия: «За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом…»[38]

Мотив метели (снега) пронизывает художественный текст, вживается в его строки.В поздней лирике снег завладевает той территорией, под которой когда-то шли дожди. Мотив дождя, ливня, текущей воды перерастает в снежную бурю, метель – и это не случайно. Снег – безвозвратно уходящее время, снег – напоминание о конце:

Тогда я понял, почему

Она во время снегопада,

Снежинками пронзая тьму,

Заглядывала в дом из сада.

Она шептала мне: «Спеши!»[39]

(«После перерыва»)

Снег – смерть: «Белой женщиной мёртвой из гипса // Наземь падает навзничь зима».

Так замыкается жизненный круг. «Водяной знак» (дождь, ливень, снег) жизнеподателя-дождя превращается в «водяной знак» могильщика-снега.

«Сходящая с неба вода (это и дождь, и снег), как живой образ связи мира реальности с миром эмпирической действительности, пронизывает всё мировоззрение Пастернака. «Я смок до нитки от наитий», - писал он в ранней молодости. И до конца своих дней он остаётся верен «водяному знаку».[40]

Таким образом, мотив дождя можно считать зарождением мотива метели: вода, нисходящая с неба, превращается в бушующие снежинки, в метель. Мотив дождя, ливня и мотив метели, вьюги тесно переплетаются. Отсюда определяется общий мотив – стихия, и она не всегда несёт разрушительное начало, а метель, вьюга – это зимняя стихия, зачастую, выступающая как разрушительная, «хаотичная» стихия. Но метель не просто природная стихия в феврале, но и символическое изображение стихийности социальных явлений. Это не просто пейзажный образ, но и действующее лицо, компонент поэтического сюжета, образующий символический план.

Мотив метели, вьюги, бурана сопутствует остальным образам. Метель появляется тогда, когда наступает страх, боязнь, смерть, социальная нестабильность (революция), многие события в жизни природы и человека происходят на фоне метели.

Через всю поэзию Пастернака проходит мотив метели, он является сквозным в его творчестве. Мотив проходит сложную эволюцию в поэзии Пастернака, он трансформируется в другие мотивы, имеет различные символические значения.

Через внешние проявления стихии многие писатели раскрывают внутренний мир своих героев, их переживания. Стихия в произведениях русской литературы XIX-XX в.в. нередко выступает как против человека, так и заодно с ним.

А вот в лермонтовском «Мцыри» и в «Боярине Орша» стихия близка героям: «… О как я, брат, // Обняться с бурей был бы рад!» («Мцыри»); или «Той дружбы кроткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой?..» («Боярин Орша»).

У Лермонтова герои (Мцыри и Арсений) сроднились со стихией («и бурю братом назвал я»). Для них гроза и буря является символом свободы, стихия завладела их «бурным сердцем».

Авторы обращались к этому мотиву, чтобы передать через стихию природы чувства, мысли, ощущения, характер героев, отразить события, происходящие вокруг.

Таким образом, мотив метели – это устойчивый мотив, повторяющийся в поэзии Пастернака. Она выражается в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых его элементов.


Глава 2. Поэтический образ бытия

2.1 Символический план мотива

Мотив метели получает разнообразную интерпретацию: метель – стихия революции, стихия творческого вдохновения, стихия холода, тьмы, снега.

Стихия – разрушительная сила. И нельзя говорить о стихии зла и стихии добра, ибо, когда добро становится стихией, оно превращается в зло.

Мотив метели (стихии) на синтетическом художественном уровне воплощается не только в поэзии, но и в прозе пастернака (роман «Доктор Живаго») и создаёт символический план.

Пейзажи занимают в произведении огромное место. Однако характер описаний природы заметно отличается от традиционного.

Структура художественного мира романа определена сильным лирическим началом, предполагающим субъективность автора в воссоздании событий исторической жизни и явлений природы, в сюжете участвуют образы-символы, образующие сквозные поэтические мотивы произведения: метель, вьюга, буря, огонь.

В роман включен поэтический цикл «Стихотворения Юрия Живаго», который имеет функциональное значение в развитии мотива метели. Наиболее точно и ярко мотив обозначился в стихотворении «Зимняя ночь», которое является поэтическим обобщением всего романа.

В романе «Доктор Живаго», как итоговое произведение автора мотив метели приобретает своё окончательное выражение. Пастернак работал над романом, словно подгоняемый некой стихией, писал роман, несмотря на все трудности и испытания, которые посылала ему жизнь.

История создания этого произведения, история его написания и история выхода в свет является показателем противостояния двух стихий. С одной стороны — стихия творческого вдохновения, которая захватила автора, подчинила себе его жизнь. С другой стороны — стихия неприятия, непонимания. Люди, которые не понимали, а, скорее всего, боялись этого одаренного, талантливого, страстного человека и его таланта, боялись быть на стороне его друзей, предпочитая сторону врагов, всей своей мощью бросились на борьбу против Пастернака. И видимо свои мысли об этом Борис Леонидович вкладывает в уста Юрия Живаго о его друзьях: «Дорогие друзья, о как безнадежно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имен и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас, это то, что вы жили в одно время со мною и меня знали».[41]