Смекни!
smekni.com

Проблемы творчества А.И. Солженицына (стр. 3 из 6)

5.2. «Как нам обустроить Россию» (1990). Неизбежность распада СССР. Необходимость сохранения России, Украины и Белоруссии в составе единого государства. Необходимость земельной реформы. Судьба провинции. Проблемы семьи и школы. Концепция демократических преобразований в государстве. Обращение к традициям земства и повторение основных тезисов работы «Как нам обустроить Россию» в выступлениях последних лет.

5.3. Книги А.И. Солженицына ««Русский вопрос» к концу ХХ века» (1995) и «Двести лет вместе» (2000) и их общественный резонанс. Символ как форма воплощения авторской концепции национального бытия. Символика произведений писателя как системное единство.

Понимание «русской идеи» как идеи «сбережения народа».

5.4. Солженицын – литературный критик. Литературное сообщество в литературно-критических статьях и эссе Солженицына. Полемический настрой писателя. Солженицын и Шаламов. Солженицын и Шолохов. Солженицын и Бродский. Солженицын и писатели-постмодернисты.

6. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

6.1. Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-х – 2000-х гг. Оценка творчества Солженицына мировой общественностью. Международное признание: присуждение Нобелевской и других премий, присвоение почетных академических званий. Использование творческого опыта писателя в мировой литературе.

6.2. Своеобразие художественной концепции мира и проблема творческого метода А. Солженицына. Основные методообразующие доминанты художественной концепции бытия. Споры о природе солженицынского реализма. Постмодернистская концепция бытия и творчество Солженицына. Жанровое своеобразие и многообразие произведений писателя. Жанровое новаторство. Традиции лирической миниатюры. Солженицын и особенности новой эпопеи в литературе ХХ века.

6.3. Значение общественно-просветительской деятельности А.И. Солженицына. Создание и деятельность «Фонда помощи политзаключенным и их семьям». Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки». «Словарь языкового расширения», его структура и значение. Оценка литературной, общественной деятельности писателя. Премия А.И. Солженицына в области литературы.

планы практических занятий

I. Лагерная повседневность в повести «Один день Ивана Денисовича»

1. Творческая история повести «Щ-854» и ее рецепции.

2. Внутренний мир героя и пути его художественного раскрытия.

3. Типичность судьбы кавторанга Буйновского.

4. Массовые сцены в повести и их роль в раскрытии тем ГУЛАГа.

II. «Раковый корпус» как автобиографический роман

1. Специфика автобиографического повествования и его преломление в романе Солженицына.

2. Характер основного конфликта в романе.

3. Психологический анализ в развитии основной сюжетной линии.

4. Особенности идиостиля романа о возвращении к жизни.

III. Роман «В круге первом»: история и современность

1. Сталин и сталинщина в романе.

2. Система образов обитателей шарашки, парадоксальность их существования.

3. Смысл и итоги нравственных исканий И. Володина.

4. Романное мышление (в сравнении с другими жанрами в творчестве Солженицына) как фактор глубокого раскрытия внутреннего мира «зэка».

IV. Роман «Август Четырнадцатого» в контексте исторического повествования «Красное колесо»

1. Место романа в общей композиции повествования. Дальнейшее развитие основных тем и мотивов.

2. Своеобразие автобиографизма в романе.

3. Мастерство писателя в изображении ретроспекций и картин «исторической современности» Первой мировой войны.

4. Краеведческий аспект изучения романа.

V. «Красное колесо»: черты реализма и постмодернизма в эпопее

1. Специфичность авторских определений композиционных особенностей повествования.

2. Фрагментарность повествования как художественное воплощение хаоса революционной эпохи.

3. Герой как носитель авторского сознания (образ Сани Лаженицына).

4. Социальное и интимное: документализм и эротика как составляющие художественного мира писателя.

VI. Двучастные рассказы А.И. Солженицына: художественное раскрытие социальных контрастов эпохи

1. Новаторское художественное решение традиционной темы в двучастных рассказах («Абрикосовое дерево», «Настенька», «Все равно», «Молодняк», «На краях» и др.).

2. Поэтика заглавий и их художественная функция.

3. Галерея литературных «героев времени»: особенности типизации и индивидуализации образов.

4. Язык и стиль рассказов Солженицына; соответствие художественной практики теоретическим поискам писателя.

VII. А.И. Солженицын – наш современник

1. Участие Солженицына в общественной жизни; его интервью и выступления последних лет.

2. Анализ наиболее значительных выступлений писателя в свете актуальных проблем современной социокультурной ситуации.

3. Анализ новых публикаций художественных произведений писателя.

4. Дополнения в библиографический список и программу курса ( с учетом его педагогической направленности).

ТЕмы самостоятельной контролируемой работы

1. Автобиографические произведения, отражающие определенные этапы жизни и творческой деятельности писателя: «Прусские ночи», «Республика труда», «Матренин двор», «Правая кисть», «В круге первом», «Раковый корпус» и др.

2. Составление списка источников изучения биографии А.И. Солженицына и библиографии его произведений. Составление летописи жизни и творчества писателя.

3. Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки».

4. Книга А.И. Солженицына «Двести лет вместе» (2000) и ее общественный резонанс.

5. Традиции Л.Н Толстого, Ф.М. Достоевского: общность и различия в подходе, оценке, освещении тюремно-лагерной обстановки, характеров администрации и заключенных.

6. А.П. Чехова и И.С. Тургенева в произведениях Солженицына: приемы и художественные средства, заимствованные из классической литературы.

7. Учителя и наставники А.И. Солженицына – Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков и др. (По материалам в «Литературной коллекции» писателя).

8. Солженицын и писатели-деревенщики: общность и разница подходов.

9. Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-2000-х гг.

10. Солженицын – литературный критик.

11. Использование творческого опыта писателя в мировой литературе.

12. Собеседование по рассказам А.И. Солженицына. Анализ монографических исследований своеобразия «малой прозы» писателя.

13. Собеседование по роману «В круге первом», статьям и монографиям, посвященным этому произведению.

14. Собеседование по романам эпопеи «Красное колесо». Особенности историософской концепции Солженицына и ее отражение в романах эпопеи.

15. Премия А.И. Солженицына в области литературы: писатели-лауреаты и их произведения.


Темы курсовых работ

1. Гармония природы и человека в романе А.И. Солженицына «Октябрь Шестнадцатого».

2. Развитие А.И. Солженицыным традиций русских классиков в изображении темы человека и природы (на материале романа «Август Четырнадцытого»).

3. Жанровые особенности мемуарной прозы А.И. Солженицына.

4. Новаторство «узловой» композиции эпопеи «Красное колесо».

5. Поэтика портрета в двучастных рассказах А.И. Солженицына.

6. «Крохотки» 1958-1960 и 1996-1999 годов: циклическое единство миниатюр.

7. Религиозная проповедь произведений А.И. Солженицына.

8. Художественные искания А.И. Солженицына в контексте воцерковленного сознания.

9. Жанровая природа книги А.И. Солженицына «Двести лет вместе».

10. Система персонажей романа «В круге первом».

11. Национальный контекст малой прозы А.И. Солженицына 1990-х гг.

12. Поэтика национальных штампов и стереотипов в эпопее «Красное колесо».

13. Автор и его точка зрения на характер Гражданской войны в России (на материале эпопеи «Красное колесо»).

14. Проблема автора и языка в литературно-критических работах А.И. Солженицына и И.А. Бродского.

15. Мифологическое пространство романа «В круге первом».

16. Своеобразие характерологии романов эпопеи «Красное колесо».

17. Пространство театра и реальности в пьесах А.И. Солженицына.

18. А.И. Солженицын и русская философская мысль ХХ века.

19. Дом-музей А.И. Солженицына в Кисловодске и его в культурной и общественной жизни края и региона.

20. А.И. Солженицын – читатель и критик современной литературы.

21. Этический кодекс публицистики А.И. Солженицына.

22. А.И. Солженицын М.А. Шолохов, И.А. Бродский: сопоставительный анализ Нобелевских лекций.

23. Проблема анализа солженицинского текста на школьном уроке.

24. Специфика школьного филологического анализа рассказов А.И. Солженицына 1960-х гг.

25. Подходы к изучению публицистических произведений А.И. Солженицына в профильных классах средней школы.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

и Примеры тестовых заданий К ЗАЧЕТУ[*]

1. Где и когда родился Солженицын? Кем были его предки?

2. Как и в чем проявились основные черты характера Солженицына в период учебы в школе и университете?

3. Как отреагировал Солженицын на начало Великой Отечественной войны?

4. Какова причина ареста и заключения писателя в тюрьму?

5. Расскажите об условиях жизни писателя в Марфинской «шарашке».

6. В основу какого произведения Солженицына легли впечатления (и какие) от его пребывания в Марфинской «шарашке»?

7. Когда и почему писатель был направлен в Экибастузский лагерь?

8. В каком произведении отразился опыт пребывания Солженицына в особом лагере? Когда и почему он освободился из лагеря?

9. В каком произведении нашло отражение пребывание Солженицына в Ташкентском онкологическом диспансере?

10. Когда и почему Солженицын был освобожден из ссылки? Его деятельность в первый год после освобождения