Смекни!
smekni.com

Пространство в романе Харуки Мураками "Страна чудес без тормозов и Конец света" (стр. 2 из 3)

Далее Кубрякова реконструирует содержание простейшей концептуальной структуры, связанной изначально со словом «пространство»: «Это то, что соответствует картине, возникающей у человека при панорамном охвате его зрением простирающейся перед ним протяженности, за исключением расположенной в этой протяженности объектов; это то, что попадает в поле зрения не только перед ним, но и при сознательном разглядывании окружающего в ходе поворотов головы в направлении «вверх — вниз», «впереди — сзади», «справа — слева», т. е. во все стороны». Данная концептуальная структура в свернутом виде содержит указания на важнейшие характеристики пространства, отмечаемые обычно исследователями данной категории:

1) Антропоцентричность: связь с мыслящим субъектом, воспринимающим окружающую среду и осознающим пространство, и с его точкой зрения.

2) Отчуждаемость пространства от человека, осмысление его как вместилища, вне которого находится человек.

3) Круговая форма организации пространства, в центре которого находится человек.

4) Предметность: заполненность пространства вещами, предметами (в широком смысле слова)

5) Непрерывность и протяженность пространства, наличие разной степени удаленности: близкое и далекое пространство.

6) Ограниченность пространства: закрытое/открытое пространство.

7) Направленность пространства: горизонтальная и вертикальная его ориентация.

8) Трехмерность пространства: верх/низ, спереди/сзади, слева/справа.

9) Включенность пространства во временное движение.

Дуализм восприятия пространства проявляется в традиции передавать его существенные свойства в виде оппозиций, словесных пар с противоположным значением, которые могут к тому же иметь устойчивые оценочные (положительные или отрицательные) коннотации: верх/низ, высокое/низкое, небо/земля, правый/левый, далеко/близко, восток/запад и т. д.

В художественном тексте, с одной стороны, находят отражение все существенные свойства пространства как объективной бытийной категории, ибо в тексте отражается реальный мир. С другой стороны, репрезентация пространства в каждом отдельном художественном тексте уникальна, так как в нем воссоздаются творческим мышлением, фантазией автора воображаемые миры. Можно утверждать, что в художественном тексте воплощается объективно-субъективное мнение автора о пространстве. При этом объективность, достоверность художественного образа пространства обусловлена гносеологической природой текста, тем, что в нем отображаются знания автора об объективной реальности. Субъективность, в свою очередь, обусловлена тем, что в нем отображаются знания автора об объективной реальности, которые детерминированы намерениями и установками автора, его творчестве.

2.Практическая часть

В процессе работы мы выделили самые значимые пространства в романе.

Значимые пространства в романе:

Действие происходящее в Токио:

1) Лифт

2) Офис толстушки

3) Офис Профессора под землей

4) Квартира главного героя

Действие, происходящее в Городе (мифический мир):

1) Стена, окружающая Город

2) Лес

В предисловии к русскому изданию Мураками пишет: «Мы часто спрашиваем себя о душе. Примерно как у Антона Чехова в "Палате номер шесть" Андрей Ефимыч развлекает вопросами почтмейстера. Существует ли душа? Конечна она или бесконечна? Исчезает она с нашей смертью - или все-таки переживает смерть и как-то существует дальше? Ответов на эти вопросы у меня нет, - да и у Чехова, видимо, не было. Я лишь знаю наверняка, что у нас есть сознание. Оно существует внутри нашего тела. А снаружи этого тела существует совсем другой мир. Мы живем в постоянной зависимости как от внутреннего сознания, так и от внешнего мира. И эта двойная зависимость то и дело заставляет нас болеть, страдать, ввергает нас в хаос и разрушает наше драгоценное "я". Но я часто думаю: а разве мир вокруг не отражается в нашем сознании точно так же, как наше сознание отражается в мире? И разве здесь не применима метафора двух зеркал, развернутых друг к другу и образующих две бесконечности? Описание подобного видения (или, если угодно, понимание мироустройства) - мой постоянный мотив, но, пожалуй, именно в "Стране Чудес без тормозов" мне удалось выписать это наиболее внятно».

Эта бесконечность души, некая двойственность понятий, отражается в «Sekai no owari to hado-boirudo wandarando» через своеобразное построение пространства и восприятие его автором.

2.1 Пространство реального мира

Первое место действия, с которым мы встречаемся это здание Системы — огромной корпорации по хранению и шифровке информации. И первое пространство, куда попадает герой — это лифт. В этом странном месте герой перестает понимать едет кабина или стоит на месте: «Кабина лифта мучительно медленно двигалась вверх. Точнее, мне казалось, что вверх: убедиться в этом никакой возможности не было. На такой черепашьей скорости всякое движение пропадает. Может быть, лифт опускался. Может, вообще стоял. И только мне сейчас было удобнее думать, что он поднимается. Жалкая гипотеза. Никаких доказательств. Возможно, я уже проехал этажей двенадцать вверх и еще три вниз. А может, успел обернуться вокруг Земли. Неизвестно». Возможно, автор хотел сказать, что не всегда человеческое сознание способно правильно оценить свое положение в пространстве. Пространство — величина, которую сознание может определить лишь относительно положения окружающего его мира. Если человек не видит мир, отрезан от него, то и ощущение пространства у него теряется. Здание Системы будто хочет показать человеку все его ничтожество.

Далее герой следует за толстушкой по пустынным коридорам, которые тоже кажутся весьма странными «Странный, на удивление безликий интерьер. Как и в лифте: все из добротного материала, но взгляду абсолютно не за что зацепиться. До блеска отполированный мраморный пол, белые стены с кремово-желтыми пятнами точь-в-точь, как оладьи на завтрак. По обеим сторонам - массивные деревянные двери, на каждой металлическая табличка с номером. При этом номера чередуются в каком-то бредовом беспорядке. За номером "936" следует "1213", потом "26". Как ни крути, такой нумерации не встретишь нигде. Что-то здесь явно не так».

И тут же от цивилизованного пространства здания Системы главный герой попадает в подземный офис Профессора, кардинально отличающийся от всех пространств, описанных в книге. Мураками показывает читателю разные стороны жизни, возможно обратную стороны человеческого сознания, все его скелеты в шкафу. Если здание Системы отображало строение современного человеческого мозга, больше напоминавшее машину, сверкающую, отлаженную, то лаборатория Профессора — это все человеческое, что осталось в сознании людей.

Примечательно то, что в кабинете толстушки и на столе у Профессора он находит горстку скрепок, непонятно зачем лежащих на рабочем месте. Главный герой примечает эти скрепки, у него возникает странное ощущение того, что они здесь не просто так. Автор же тем самым показывает всю близость пространства романа к реальной человеческой жизни.

Следующее пространство, которое представляется читателю — это квартира главного героя. Там мы видим полное отсутствие чего-либо лишнего. Это свидетельствует об аскетичной натуре главного героя. «...скажи, какие вещи в этом доме самые для тебя дорогие. А остальное мы возьмем на себя.

- Видео-плейер, - сдался я. - И телевизор. Оба дорогие, совсем недавно купил. А также коллекция виски в серванте.

- Что еще?

- Кожаный пиджак. Костюм-тройка, совсем новый. Летная куртка с рукавами, на меху.

- Это все?

Больше ничего ценного мне вспомнить не удалось. Терпеть не могу забивать дом вещами, которые нужно беречь.

- Все, - сказал я.»

2.2 Пространство мифического мира

В основе всего того, что происходит в голове героя, лежит описание пространства Города. Город — нечто бесплотное, но и настоящее в то же время. Человек понимает, что его здесь ничего не удерживает, но и просто уйти он не может. И он понимает: это — конец света. Вот только где он произошел – непонятно. Мифический город окружен не менее таинственной Стеной. Стена существует для того, чтобы не выпускать никого из города и никого туда не впускать. Преграда от внешнего мира. Но в то же время непонятно, есть ли этот внешний мир вообще, или он уже уничтожен. Создается впечатление огромной планеты Земля, но без людей. Все оставшиеся живут в Городе и не могут оттуда выйти, да и не имеют желания, потому что со временем становятся безликими тенями. Тогда, когда их отрезанная Тень умирает.

Но Город не просто застроен домами, Город не так мал, как может показаться с первого взгляда. В Городе есть свой Лес. Там живут люди, у которых Тень не погибла, люди, сохранившие волю и свое сознание. Горожане считают их ненормальными, странными, они вынуждены быть изгнанниками.

Лес, по сути, место, где можно скрыться. Незнакомое пространство, пугающее своей неизвестностью. Но Лес не единственный объект в Городе, пользующийся столь дурной славой, есть в Городе еще Омут. Но в отличие от Леса, Омут не просто пугает, он вызывает панический страх. В Городе ходят слухи, что те, кто послушается зова Омута, больше никогда не возвращались обратно. Омут похож на воронку. Но главному герою он почему-то не кажется столь пугающим, быть может потому, что его Тень еще жива. Но что же это за таинственная Тень, которую при входе в Город отрезают у каждого человека? Ответ прост — это собственное «Я» человека. Человек может жить без него, хотя и неполноценно. А вот «Я» не может жить без человека, и потому ослабевает со временем и умирает. И в тот момент, когда погибает Тень, человек, естественно, перестает быть собой, он теряет свои идеалы и забывает всю свою жизнь, забывает мечты и стремления, забывает привязанности, становится пустой оболочкой. А те, чьи тени почему-то не умерли, становятся изгоями и уходят жить в Лес.