Смекни!
smekni.com

Тема любви в творчестве А.И. Куприна (стр. 2 из 4)

В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придает светлый, мажорный тон повести о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича. В основу повести "Олеся" положена история любви молодой девушки к начинающему писателю. Первой фразой про "голодных зябликов" главная героиня Олеся располагает к себе читателей. По словам Ивана Тимофеевича, Олеся поразила его необычной, оригинальной красотой. Она была высокой брюнеткой лет двадцати - двадцати пяти. Чистое любопытство свело главного героя с Мануйлихой и ее внучкой Олесей, с которыми так неласково обошлась деревня, прогнавшая их в дремучий лес, обвинив Мануйлиху в колдовстве. Привыкнув относиться к людям с опаской, главная героиня не сразу открылась Ивану Тимофеевичу, тая в себе что-то неразгаданное: "Плохо нам от них (людей) приходится...". Купринская деревня "укутана тьмой", разобщена, бесчувственна. Одиночество, исключительность положения Олеси определяют ее судьбу. Неторопливо развертывается повесть от лица городского интеллигента Ивана Тимофеевича. Вслед за ним читатель знакомится с "упорно необщительными" и невежественными крестьянами, с ограниченным и мрачным полесовщиком Ярмолой; с самим рассказчиком, скучающим наблюдателем чуждых ему нравов, не свободным от эгоистических поползновений; с жадной и ожесточившейся от преследований бабкой-"колдуньей" Мануйлихой. Все они связаны с определенной социальной средой, скованы ее укладом и законами, вплоть до недавней власти над Полесьем польских панов, и поэтому бесконечно далеки от какой бы то ни было гармонии. И только Олеся, воспитанная матерью-природой, могучей ее силой, сохраняет в себе в чистом виде врожденные человеческие дарования. И хотя автор явно идеализирует натуру девушки, однако в ее поведении, чувствах, мыслях воплощаются вполне реальные способности людей, и поэтому повесть убеждает глубокой психологической правдой. Впервые у Куприна в характере Олеси пластично слились гордость и самоотверженность, действенность поступков с удивительной утонченностью переживаний, воистину и высоко одаренная душа, могучей энергией, преодолевающая противоречия своего положения, поражает смелым полетом чувств, безоглядной преданностью возлюбленному, более того - совокупностью серьезных проявлений по отношению к людям, природе.

Автор создает человеческую личность небывалых возможностей, но избирает любовь конкретным и поэтическим ее выражением. В слиянии с красотой окружающего зеленого царства взращена редкая способность Олеси приносить счастье, возрождать эмоции, лечить душевные раны. Поэтому встречи Олеси с Иваном окрашены участием вечно прекрасных земли и неба.

Уже в самом имени героини есть что-то поэтическое. И вся повесть развертывается как романтическая поэма, отнюдь не уводящая, однако, от реалистически-суровой темы "страшного мира".

Олеся полюбила "доброго, но только слабого" главного героя. Судьба для нее была предрешена. Главная героиня, человек мнительный и суеверный, верит картам. Она знала, чем кончится ее близость с писателем. "Никогда вы сердцем не полюбите... а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете",- говорит Олеся. Взаимной любви не получилось. У Ивана Тимофеевича было только влечение к главной героине, ошибочно принятое им за любовь. Интерес к ней возник из-за непосредственности и оригинальности Олеси. "Самобытная, свободная натура, ум, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины", - говорит о ней начинающий поэт. Для слабовольного Ивана Тимофеевича мнение общества значило очень много. Он не мыслил себе жизни вне этого общества. В повести "Олеся" мир естественных человеческих отношений, мир лесной сказки, нарисованный с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Олеся - истинный человек. "Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие - все то, что отравляет взаимоотношение людей в "цивилизованном мире". Не случайно с "прекрасным обликом Олеси" остаются в душе Ивана Тимофеевича "пылающие вечерние зори, росистые ландышем и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама", ведь образ матери-природы, действительно, воплотился в Олесе.

С какой любовью и заботой она относится к населению леса: зайцам, зябликам, скворцам: "Зачем бить птах или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется также, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие". Олеся и бабку свою жалеет, и вора Трофима, и даже озверевшую толпу, избившую ее, прощает: "Все я одна, глупая. Ну, чего я полезла... в самом деле?". "Во всех ее движениях, в ее словах есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность, порядочность, уверенность в свои силы", - замечает Иван Тимофеевич, - Олеся - хозяйка этого леса, мать всему живому, в ее внешности, в "чистом, нежном профиле" есть что-то от богородицы Марии, придающие светлому лицу одновременно и властность, и наивность. Можно провести и другую параллель: "отдохнувшая за зиму земля пробуждается с приходом весны, полная жажды материнства". А последние слова, которые произносит Олеся перед уходом Ивана Тимофеевича следующие: "Знаешь, о чем я жалею? О том, что у меня нет от тебя ребеночка. Ах, как я была бы рада этому!" Несомненно, в эти слова автор вложил глубокий смысл.

Образ лесной девушки Олеси - воплощение большого чистого и благородного чувства. Полесская девушка лишена родственной ей вольной стихии Олеся - натура цельная, серьезная, глубокая, в Олесе так много искренности и непосредственности, не говоря уже об ее девичьем обаянии, что даже герой повести - довольно обычный. Купринский герой с несколько аморфным характером - под влиянием этой загадочной лесной девушки поднимается, пусть на время, до какого-то просветленного душевного состояния и, так кажется, почти готов переродиться, то есть стать благородно- простым и цельным человеком ...

Эти люди очень разные: Олеся — “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич — “человек, хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: герой — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”. Героиня — “ведьмака”, неграмотная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и понимала, что их любовь обречена, однако любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь. Это было тяжелым испытанием для главной героини. Она пересилила страх не только перед людьми, но и перед Богом. Чистая, безграничная любовь сподвигла Олесю на этот решительный шаг. Читатель видит, насколько велика роль любви в жизни этой девушки. "Не хочет судьба нашего счастья",- с прискорбием говорит главная героиня. А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв...”. Иван Тимофеевич, любя Олесю, в то же время боялся своей любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”. В спорах Олеси и Ивана Тимофеевича читателю открывается непочатый край знаний девушки, которой доступны "те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, опередившие науку на целые столетия". Со временем главный герой находит, что неумеющая даже читать Олеся в разговорах проявляет "чуткую деликатность и особенный, врожденный такт". После прихода урядника к Мануйлихе девушка долго не хочет говорить о большой беде Ивану Тимофеевичу, а потом сердится и стыдится "бабушкиной плаксивости". Здесь проявляются гордость, чувство собственного достоинства, самолюбие главной героини. Затем отношения между ними испортились, так как Олеся не хочет простить покровительства писателя в деле с урядником.

Повесть «Олеся» - воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой, - говорится в статье Ю.Борисова. - Не случайно вдали от города, где люди живут в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, или под самой землей, в сырости и холоде, не видя солнца - не здесь, а среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит Куприн героиню своей самой поэтичной повести".

Библейские мотивы в творчестве А.И.Куприна

Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну», - пишет Афанасьев В. Н.

А.И.Куприн работал над повестью в Одессе. «Гранатовый браслет» был начат в сентябре, окончен – в начале декабря 1910 года. В 1908 – 1910гг. Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь» (1908), а завершается реалистическим рассказом «Гранатовый браслет». Тема любви всегда волновала писателя. И это чувство было расценено им как возносящее «в бесконечную высь ценность человеческой личности», дарующее равно прекрасные «нежное целомудренное благоухание» и «трепет опьянения» чистой страстью. Вместе с тем Куприн ясно видел трагический исход любви, оказавшейся в цепях условности», поэтому написал он замечательную повесть «Гранатовый браслет».