Смекни!
smekni.com

Мир "бессонницы" в цикле "Бессонница" М.И. Цветаевой (стр. 3 из 3)

Руки тонули в песьей шерсти.

Пес был сед.

Потом, к шести,

Начался рассвет.

Мы можем предположить, что пёс – это олицетворение ночи, следовательно, героиня тонула, растворялась в ночи. Значимо и то, что тонут именно руки. Они были для Цветаевой одним из самых важных компонентов восприятия мира. Бессонница здесь лишена человеческих качеств, она – состояние героини. И всё же прослеживаются их взаимоотношения: в данном случае, героиня мучительно провела ночь. Показывается отрицательная сторона мира «бессонницы» - в нём сложно существовать. Героиня считает часы до истечения ночи.

Шестое стихотворение – и совсем другая картина. Оно тесно связано со вторым и третьим стихотворениями данного цикла: присутствует множество повторяющихся образов. Открывает стихотворение повтор слова «ночь», причём в каждом случае оно имеет свое значение: «ночью» - это время, а «в ночи» - пространство. Бессонница для Цветаевой связана с одиночеством («…я одна…//Бессонная…»). Мотив открытых дверей, впервые появившийся во втором стихотворении («…люблю//…//И ещё – раскрывать//Двери!») получает продолжение в шестом стихотворении («Сегодня ночью у меня ключи//От всех ворот единственной столицы»). Можно также провести параллель с третьим стихотворением, ведь упомянутый в нём «огромный город» становится «единственной столицей». И именно столица является частым местом действия, она – незримый свидетель бессонницы Марины Цветаевой. Бессонница уже не является такой близкой подругой, она принуждает героиню бродить по городу («Бессонница меня толкнула в путь»). Эта строка перекликается с третьим стихотворением («Из дома сонного иду – прочь//…//Июльский ветер мне метёт – путь»). Это и путь лирической героини по городу, и жизненный путь Марины Цветаевой. Комплекс мотивов помогает нам яснее увидеть мир «бессонницы», выявить некоторые его составляющие: путь, город, «образ» открытых дверей. Мы вновь видим, как автор ощущает всё происходящее в ночи, даже если она не видит этого («Сегодня ночью я целую в грудь – //Всю круглую воюющую землю!»), помогает ей почувствовать именно бессонница. Преодолевая ночной путь, героиня учится чувствовать людей и жизнь, в мире «бессонницы» ещё больше обостряется её чувствительность.

Очень значимо употребление сравнения и противоречивого образа в седьмом стихотворении цикла («Так у сосенки у красной//Каплет жаркая смола.//Так в ночи моей прекрасной//Ходит по сердцу пила»). Цветаева сравнивает смолу с кровью, не говорит об этом прямо, но мы понимаем, что её сердце болит. Цветаева называет ночь прекрасной, и в то же время её мучают страдания. Они не дают ей покоя, и на смену спокойному сну приходит бессонница.

И снова в восьмом стихотворении продолжается тема поэтического дара видеть то, что не открыто глазу обычных людей. В первой строке два раза повторяется слово «зрачок», а во второй, связанный с ним по смыслу эпитет «зоркая», показывает нам отношение поэтессы к ночи. В нём также присутствует один из любимейших контрастных образов автора – свет и тьма. Своё предпочтение героиня отдаёт ночи («…люблю тебя, зоркая ночь»), что во многом объясняет и любовь Марины Цветаевой к бессоннице. Она обращается к ночи, славит её, преклоняется перед нею, ведь она для поэтессы муза, вдохновение, что также даёт нам понять, почему она называет бессонницу своей подругой. В последней строфе героиня признается в том, что устала от жизни, что ей надоели люди и просит смерти у ночи. Всю гамму чувств героини к ночи отражает метафора «черное солнце»: это и страх, и преклонение, и даже ненависть. Теперь её бессонница означает смерть, что сближает этот образ со сном.

Девятое и десятое стихотворения как бы расширяют круг людей, страдающих бессонницей, до бесконечности («…Никто не спит!»). Теперь героиня уже не одна в ночи, она ощущает, что есть люди, которые, как и она, не спят ночью. Например, о людях, живущих бессонницей, она говорит в первой строфе девятого стихотворения:

Кто спит по ночам? Никто не спит!

Ребёнок в люльке своей кричит,

Старик над смертью своей сидит,

Кто молод – с милою говорит,

Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Мир «бессонницы» представляется нам похожим на реальный мир, что делает его также приближенным к действительности. В этом мире каждый занят своим делом, а объединяет всех то, что они не спят. В одном и том же стихотворении дважды возникает мотив смерти. Об этом не говорится прямо, но либо в вопросительной («Заснёшь – проснёшься ли здесь опять?»), либо в утвердительной форме («– Не спи! крепись! говорю добром!//А то – вечный сон! а то – вечный дом!»). Марина Цветаева призывает нас не спать ночью, так как выбор стоит между бессонницей и вечным сном. Мы можем предположить, что эти два понятия употреблены в стихотворении не случайно, и в жизни поэтессы выбор был: если не точно такой, то похожий.

Вот опять окно,

Где опять не спят.


Так начинается предпоследнее стихотворение цикла «Бессонница». С первых строк мы понимаем, что героиня не спит уже много ночей, и не одна она бессонна. Слова «опять» - знак того, что действие происходит не первый раз, повторяется. Автор не знает, что делают бессонной ночью люди за окнами («Может – пьют вино,//Может – так сидят.//Или просто рук//Не разнимут двое»), но она точно знала, что таких людей очень много («В каждом доме, друг,//Есть окно такое»). Марина Цветаева творила бессонными ночами, следовательно, бессонница не была такой мучительной для поэтессы. С другой стороны, слабость после бессонной ночи негативно влияет на человека, а Марине Цветаевой нужно было быть сильной. Заканчивается стихотворение призывом: «Помолись, дружок, за бессонный дом,//За окно с огнём!», что возвращает нас к мотиву святости, возвышенности бессонницы. В каждом стихотворении Цветаева показывает нам двойственность бессонницы: с одной стороны, она мешает спать, отнимает силы, но с другой – она дает возможность соприкоснуться с чем-то недосягаемым, святым, божественным, то есть является вдохновением для творчества.

Последнее стихотворение цикла было написано только весной 1921 года. Это стихотворение–заклинание, посвященное Татьяне Фёдоровне Шлёцер (Цветаева именовала её Скрябиной)1. За почти пять лет, прошедших со времени написания первых десяти стихотворений, в жизни поэтессы произошло много изменений: умерла её дочь Ирина, не было вестей от мужа, который уехал три года назад. Тем не менее, связь Марины Цветаевой и её героини с бессонницей не потерялась, бессонница так же оставалась неотъемлемой частью её жизни и творчества. В этом стихотворении возобновляется диалог между бессонницей и героиней, начатый в первом стихотворении. Известный исследователь творчества Цветаевой Анна Саакянц пишет: «Бессонница является к той, которую выбрала в свои подруги, и соблазняет испить из кубка»1. Бессонница говорит героине:«…Не в высь,//А в глубь – //Веду…». Высь, возвышение возможно на небеса, то есть после смерти, следовательно, бессонница не хочет смерти лирической героини. Выход – это погружение в ночь, которое может быть как сном, так и бессонницей. В данном случае, героиня будет с бессонницей, которая является её неизменной подругой. С другой стороны, в стихотворении есть намек на смерть («Из всех страстей – //Страстнейшая, из всех смертей – // Нежнейшая…»). Бессонница сама решает, как помочь подруге, убеждает её, что правильный выбор – остаться с ней и испить из кубка («С каким любовником кутёж//С моим//– Дитя –//Сравним?»). Итак, цикл заканчивается союзом бессонницы и Цветаевой. Поэтесса сливается с бессонницей, растворяется в её мире. Он становится важнее и ближе, чем реальный мир. Марина Цветаева живёт бессонницей.

По нашему мнению, цикл «Бессонница» повествует нам о духовной связи поэтессы и бессонницы. Для Марины Цветаевой бессонница была и одушевлённым существом, представая в образах подруги или врага, она была и состоянием поэтессы, во время которого последняя имела возможность видеть то, чего не видят другие, чувствовать посторонних людей, быть неразрывно связанной с окружающим миром общими чувствами и переживаниями. И всё же, более всего автор воспринимала бессонницу, как мир, в котором жили люди, в котором были свои законы и, главное, в котором поэтесса могла творить.


Заключение

Мы рассмотрели один из мотивов творчества Цветаевой и пришли к выводу, что бессонница в её стихах описана с разных сторон, некоторые из которых ещё не нашли своего толкования. До сих пор остаётся неясным, что же так влекло поэтессу к бессоннице, и хотя мы попытались разгадать некоторые тайны данного образа, истинный его смысл и предназначение были известны только самой Цветаевой.

Бессонница в стихотворениях поэтессы в первую очередь была зыбкой границей между сном и явью, жизнью и смертью, светом и тьмой; миром, в котором Цветаева могла видеть то, чего не видят другие, миром, в котором ей было легче творить, так как он приоткрывал истинную картину того, что происходит в действительности. Связь поэтессы с этим миром поддерживалась с помощью её подруги, которая была и неизменной спутницей. Мир «бессонницы» - это то, к чему стремилась Цветаева в реальном мире, он идеален.

В стихотворении Цветаевой «День – для работы, вечер для беседы…» есть такие строки: «Оставь меня. И отпусти опять: //Совёнка – в ночь, бессонную – к бессонным». Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут.


Список использованной литературы

1. Айзенштейн Е. Сны Марины Цветаевой. СПб., 2003.

2. Дворяшина Н.А., Козикова Ю.Н. Мотивы и образы «сна» в жизни и творчестве М.И. Цветаевой.// М.И. Цветаева: судьба и творчество (Сб. науч.ст.). Сургут, 2003.

3. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. Л., 1989.

4. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том первый. М., 1985.

5. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М., 1999.

6. Сурат И. Три века русской поэзии. Новый мир. – №11, 2006.

7. Цветаева М. Сочинения в двух томах. Том первый. М., 1980.

8. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. М., 2002.

9. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.