Смекни!
smekni.com

Дуэль в романе "Евгений Онегин" (стр. 1 из 2)

Дуэль в романе "Евгений Онегин"


Введение

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву можно считать произведением, которое, по словам Белинского, является «энциклопедией русской жизни». Подробное описание быта и жизни человека начала 19 века позволяет нам, читателям, погрузится в атмосферу такого далёкого от нас времени, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции.

Гуковский Г.А пишет о романе: «…уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев».

Роман содержит 8 глав, каждая из которых раскрывает образы героев, их внутренний мир и характеры, вокруг которых развиваются все сюжетные линии: Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В романе две сюжетные линии: Онегин и Татьяна и Онегин и Ленский.

В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению Белинского, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов егообразования, его развития.

Белинский даёт характеристику этим героям.

Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле, считает критик, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.

В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает Белинский, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда»:
вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее.

Татьяна, по мнению Белинского, – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.

Ключевым эпизодом в понимании характеров героев можно считать шестую главу романа. Этот эпизод является неким рубежом, переломом в сюжете романа «Евгений Онегин». Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичный и самый загадочный эпизод романа.


Дуэль в романе («Евгений Онегин», 6 глава)

ДУЭЛЬ («Учтиво, с ясностью холодной /Звал друга Ленский на дуэль») – от франц. duel, от лат. duellum – поединок, бой с применением оружия, происходящий между двумя лицами по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести одного из обиженных (оскорбленных) дуэлянтов. Дуэль – сословно-дворянский обычай, получивший распространение в России в ХVIII-ХIХ вв. [Онегинская энциклопедия: В 2 т. – М.: Русский путь 1999–2004.]

Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализованное убийство. [Лотман Юрий михайлович. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Пособие для учителя.]

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года – ему уже 24 года и он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».

Причина дуэли может показаться читателю весьма нелепой – незначительная ссора между Онегиным и Ленским. Образ младшей Лариной также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Но треугольник этот является мнимым. Ольга видит в Евгении лишь жениха своей сестры, а Онегину Ольга совсем не симпатична. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:


Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена! (Глава 10, строфа XLV)

Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным.

Читателю ясно, что случайная ссора – только повод для дуэли, но причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять. Это сила общественного мнения. Носитель этой силы ненавистен Пушкину. Он не пишет о нем ничего хорошего:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век! (Глава 6, строфа IV)

Пушкин сознательно выбирает глаголы, соответствующие состоянию Онегина. Глаголы стоят в прошедшем времени, показывая читателю всю необратимость хода событий.

Сам говорит себе, что он:

Был должен показать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом. (Глава 6, строфа Х)

Мысли Онегина и мысли автора коренным образом расходятся:

К тому ж – он мыслит - в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов… (Глава 6, строфа XI)

Но Пушкин объясняет это со своей позиции:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир! (Глава 6, строфа XI)

Онегин понимает ужас всего происходящего вокруг, умение остаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, – это редкое умение. «Палачами» оказываются Пустяковы и Буяно, а против них Евгений выступать не смеет.

Онегин по-настоящему страдает. Его терзает эта ситуация, но…он принял вызов и дуэль-дело чести.

Ленский же, со своим юношеским задором, доволен, что вызов принят. Перед дуэлью Ленский отправляется в дом к Лариным, хотя до последнего не хотел видеть Ольгу. Она же (как обычно) была приветлива и ласкова:

Он видит: он еще любим;

Уж он, раскаяньем томим,

Готов просить у ней прощенья… (Глава 6, строфа XIV)

Вернувшись домой, Ленский пишет стихи, в отличии от Онегина, который мало того спит крепким сном, но и опаздывает на дуэль.

На дуэли Ленский убит…Убит не из-за мести Онегина, а из-за того, что Евгений, хоть и ненавидел общество, в котором должен был находиться, но пойти против этого общества и общественных «правил» он не может.

Онегин мстит Ленскому за то, что тот пригласил его на бал, где находился «сброд», который так ненавидел Евгений. Онегин в силу своего возраста воспринимает это как игру и дурачество. Но для Ленского это не так. Он романтик, возомнивший себя рыцарем. Для него то, что Онегин пригласил Ольгу на танец, считается изменой, как в отношении Ольги (любовная измена), так и в отношении Евгения (измена дружбе). За вызовом на дуэль следует ответ – согласие; видя, что Владимир начал поднимать пистолет, Евгений стреляет. Ленский убит.

Дуэль в романе – странная, однако эта странность отнюдь не исключает трагичности происходящего.

На дуэль Онегин привёз в качестве секунданта слугу-француза. Правила дуэли нарушены: поединки, как дела чести, могли состоятся ТОЛЬКО между людей с дворянским титулом. Следовательно, и секунданты обязаны быть благородного сословия.

Онегин намеренно нарушает правила. Таким образом он выказывает своё неуважение к отставному офицеру Зарецкому, секунданту Ленского, и открыто заявляет ему:

Я не предвижу возражений

На представление мое:

Хоть человек он неизвестный,

Но, уж конечно, малый честный(глава VI, строфа XXVII)


Важно заметить, что в этой же главе и строфе, Онегин называет слугу другомВот он: мой друг, monsieurGuillot»), а вот Онегина и Ленского автор называет врагами («Враги стоят, потупя взор»)

Зарецкий же, чувствую в свой адрес оскорбления, пожелал их не замечать. Сам Онегин, нравственные качества секунданта не ценил.

Я.А. Гордин отмечает, что Онегин руководствуется теми же соображениями, которым следовал сам А.С. Пушкин романа в стихах: «Судя по тому, что знаем мы о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой выбрать ему секунданта – хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине», заставив его, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. <…>

Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в ее типическом, а не ритуально-светском варианте…» [Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 2002. С. 31].

Зарецкий-интриган, который хочет «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их» (глава VI, строфа VI).

Участие Онегина в дуэли – вынужденное. Он ощущает свою вину за поведение в доме Лариных. Но страх оказаться трусом перед лицом тех, кого Евгений так ненавидит, делает дуэль неизбежной.

Онегин не желает мстить Ленскому. Его отношение к дуэли совсем не похоже на отношение Ленского.