Понятие о форме и законе мышления

Понятие о форме и законе мышления Форма мышления Основные формы мышления — понятие, суждение и умозаклю­чение. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следую­щих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть поня­тие логической формы.

Понятие о форме и законе мышления Форма мышления

Основные формы мышления — понятие, суждение и умозаклю­чение. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следую­щих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть поня­тие логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышле­нием человека в понятиях, различных по своему содержанию. На­пример, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон — это норматив­ный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном зако­нодательстве рассматривается как открытое хищение чужого иму­щества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же спосо­бом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.

Выделяя характерные в определенном отношении признаки | одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы пред- >? метов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокуп- ' ность его существенных признаков а, в, с и т.д., определенным обра­зом связанных друг с другом.

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия.

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступ­ление не является умышленным» связь между совершенным пре­ступлением и умыслом отрицается.

Приведенные суждения различны по своему содержанию, одна­ко способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике сим­волами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете сужде­ния — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, а знак «—» — обозначение связи между ними.

Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи поня­тий, выраженный в форме утверждения или отрицания.

Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключе­ниях одного вида вывод получается одним и тем же способом. На­пример, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показа­ний» и «Федоров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключе­ние, связаны общим для них понятием «свидетель».

Подобным же образом, т.е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений.

Таким образом, общим, не зависящим от конкретного содержа­ния мыслей, для всех основных форм мышления является способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содер­жание мыслей существует в определенных логических формах: по­нятиях, суждениях, умозаключениях.

Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли су­ществуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.

Исследование логических форм безотносительно к их конкретно­му содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Закон мышления

Мышление человека подчинено логическим законам, или зако­нам мышления.

Для уяснения этого вопроса необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соот­ветствующая действительности, является ложной. Так, утверждение «Вологда находится в европейской части России» истинно, оно соот­ветствует действительности. То же утверждение, относящееся к Красноярску, ложно, оно не отражает действительного географи­ческого положения этого города.

Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие до­стижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим не­обходимым условием является логическая правильность рассужде­ния. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей.

Так, из истинных мыслей (суждений) «Произведения Л.Н Толс­того нельзя прочитать за одну неделю» и «Рассказ «После бала» — произведение Л.Н. Толстого», казалось бы, следует, что рассказ «После бала» нельзя прочитать за одну неделю. Но такое заключе­ние ложно: рассказ «После бала», занимающий 10 страниц печатно­го текста, можно прочитать за полчаса. Ложный вывод из истинных суждений получен в результате отождествления нетождественных понятий: в первом суждении понятие «произведения Л.Н. Толстого» употребляется в собирательном смысле — речь идет о всех вместе взятых его произведениях, которые действительно нельзя прочитать за одну неделю; во втором суждении имеется в виду одно из этих произведений — понятие «произведение Л.Н. Толстого» берется в

10

разделительном смысле1 . Поэтому понятие, которое должно свя­зать два суждения, на самом деле отсутствует. Рассуждение постро­ено логически неправильно.

Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к ло­гическим ошибкам. В приведенном примере отождествление нетож­дественных понятий связано с нарушением требования закона тож­дества, согласно которому всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе.

Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанав­ливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, ка­чественная определенность, взаимообусловленность предметов дей­ствительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны дейст­вительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредствованное многовековой практикой человеческого познания.

Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также формально-логическими), следует отличать от диалектических зако­нов мышления. Формально-логические законы, которые в современ­ной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказы­вания, или логические тавтологии, обусловливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — единства и борьбы противоположнос­тей, взаимного перехода количественных и качественных изменений и другие — являются не только законами объективного мира, но и законами мышления, они являются предметом изучения диалекти­ческой логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет воспроизвести в мышлении диалектику матери­ального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, прису­щие им противоречия и т.д.

Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя отразить логику вещей.

Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутст­вующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются еди­ничными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестику­ляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принад­лежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они при­сущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут

принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными1 .

Существенные признаки могут быть общими и единичными. По­нятия, отражающие множество предметов, включают общие сущест­венные признаки. Например, общие признаки человека (способ­ность создавать орудия труда и др.) являются существенными. По­нятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наря­ду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Понятие качественно отличается от форм чувственного позна­ния: ощущений, восприятий и представлений, существующих в со­знании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более вос­принять здание вообще. Восприятие или представление — это чув­ственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, напри­мер главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характери­зуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокуп­ности в абстрактной, обобщенной форме на основании их сущест­венных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки — понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «право­способность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания — восприятий и представлений. Вмес-

Сущность как совокупность всех внутренних, необходимых свойств и связей предмета, взятых в их естественной взаимозависимости, отражается в научных поня­тиях, которые формируются на основе всестороннего исследования предмета и про­никновения в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания Тер­мин «существенный признак» нередко употребляется для обозначения признаков предмета, которые хотя и не раскрывают его действительной сущности, но являются важными для его характеристики.

30

те с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

Логические приемы образования понятий

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов:

сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти при­емы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и разли­чия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением пред­мета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстраги­роваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагиро­ванием

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, — синтеза, пред­ставляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сход­ные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения приема, с помощью которого отдельные предметы на основе прису­щих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выяв­ленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несуще­ственных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобще­ние), мы образуем одну из основных форм мышления — понятие.

32

Понятие и слово

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей — словом Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосоче­таниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни опе­рирование ими'.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений Например, слово русского языка «связка» употребляется в значени­ях: 1) несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»), 2) сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки»), 3) элемент суждения, связываю­щий субъект и предикат или простые суждения. Несколько значений имеют слова «закон», «субъект», «край» и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos — «одинаковый» и onyma — «имя») — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса — это и сплетен­ные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для срезания травы, злаков и т.п.; нота — графическое изо­бражение музыкального звука и дипломатическое обращение одно­го государства к другому; заключение — суждение, полученное ло­гическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).

Синонимами (от греч. synonymus — «одноименный») называют­ся слова, близкие или тождественные по своему значению, выра­жающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «ро­дина» и «отечество»; «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция»; «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смеше­нию понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреб­лять их в строго определенном смысле.

^

В различных областях науки и техники вырабатывается специ­альная терминология — система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин это слово или словосочетание, обозна­чающее строго определенное понятие и характеризующееся одно­значностью по крайней мере в пределах данной науки или родствен­ной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терми­нологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе разъясняют­ся термины (наименования): «суд», «суд первой инстанции», «касса­ционная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор», «следователь», «законные представители» и др.

Эти и подобные разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.

§ 2. Содержание и объем понятия

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Например, содержанием понятия «преступление» является сово­купность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуе­мость.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студен­тов, юридических законов, преступлений и т.д. На основании изуче­ния определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­денток юридических вузов, класс преступлений — подкласс эконо­мических преступлений.

34

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмно­жеством) является отношением включения и выражается при помо­щи знака с: А с В. Это выражение читается: А является подклассом В. Так, если А — следователи, а В — юристы, то А будет подклассом класса В.

Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и т.д.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

А е В (А является элементом класса В).

Если, например, А — юрист Иванов, а В — юристы, то А будет элементом класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­вается универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет еди­ничный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем при­бавления нового признака — «современный», мы переходим к поня­тию «современное государство», имеющему меньший объем. Увели­чивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

Подобное же отношение между объемом и содержанием имеет место в понятиях «преступление» и «преступление против личнос­ти» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «ге­неральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием по­нятия лежит в основе логических операций, которые будут рассмот­рены в гл. III.

§ 3.Виды понятий

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечест­венной войны 1941—1945 гг.», «родственники потерпевшего Шило­ва», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными. На­пример, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки кол­лектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интере­сами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Соби­рательные понятия могут быть общими («коллектив», «полк», «со-

36

звездие») и единичными («коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк», «созвездие Большой Медведицы»).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, по­нятия «звезда», «командир полка», «государство».

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называется собирательным. Например, выска­зывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употреб­ляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую кон­ференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению не­приложимо.

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его при­знак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называется конкрет­ным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; поня­тия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета;

эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладаю­щих этими признаками. Понятия «дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость» отражают определенные отно­шения. Это абстрактные понятия.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и

абстрактными (например, понятие «посредник» — общее, конкрет­ное; понятие «посредничество» — общее, абстрактное). Как кон­кретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (напри­мер, понятие «Организация Объединенных Наций» — единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» — единичное, абстрактное).

4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «не­грамотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неулови­мый», «невиновный», «бездействие»; в словах иностранного проис­хождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»:

«аморальный», «анонимный», «асимметрия» и т.д. Однако на отсут­ствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отри­цательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невин­ный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмуще­ние, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными при­ставками1 .

5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат

Не следует смешивать логическую характеристику понятий как положитель­ных и отрицательных с политической, нравственной, юридической оценкой тех явле­ний, которые они отражают Так, понятия «агрессия», «преступность», «алкоголизм» являются положительными их содержание составляют признаки, принадлежащие предмету Однако явления, отраженные в этих понятиях, вызывают у нас отрицатель­ную оценку

38

признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»), «начальник» («подчиненный»), «получение взятки» («дача взятки»). Соотноси­тельными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положи­тельное, безотносительное. При характеристике понятия «невменя­емость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистри­рующим), несобирательным, абстрактным, отрицательным, безотно­сительным.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Виды понятий представлены схемой (рис. 1).

единичные

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ

КОНКРЕТНЫЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

ОБЩИЕ

РЕГИСТРИРУЮЩИЕ

НЕРЕГИСТРИРУЮЩИЕ

НЕСОБИРАТЕЛЬНЫЕ

АБСТРАКТНЫЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ

§ 4. Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует всего различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например:

«квадрат» и «общественное порицание», «преступление» и «косми­ческое пространство», «государство» и «симфоническая музыка» Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели — юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов (рис. 3).

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообьемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).

1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнообъем­ности находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторонами». Эти понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью со­впадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В(рис. 2).

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в несовместившейся части круга А — юристы, не являющиеся пре­подавателями, в несовместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия «суд» (А) и «городской суд» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — крае­вые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полнос­тью входит в объем понятия «суд» (рис. 4).

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия, —подчи­ненным (в). I

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд». Понятие может быть одновременно видом (по отношению к

более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголов­ное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на рис. 5.

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное) индивидом. В таком от­ношении будут находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении. Они будут рассмотрены в главе III.

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости: ^соподчине­ние (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) про­тиворечие (контрадикторность).

1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд» (В), «городской суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называются соподчиненными.

42

В круговых схемах это отношение изображено на рис. 6.

2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены; Таковы, например, отношения между поня­тиями «черный» и «белый», «отличник» и «неуспевающий», «друже­ственное государство» и «враждебное государство» (рис. 7). Пункти­ром изображено родовое понятие «государство», так как оно не дано, но может быть образовано.

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия «государство»: существуют и другие межгосударственные отношения.

3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрица­тельные понятия: «четный» и «нечетный», «успевающий» и «неуспе­вающий», «дружественное государство» и «недружественное госу­дарство». Отношение между противоречащими понятиями изобра­жено на рис. 8.

Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицательное понятие не-А исчерпывают весь объем понятия «государство»:

любое государство является дружественным или недружественным. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого

третьего понятия.

Отношения между понятиями представлены обобщающей схе­мой (рис.9).

понятия

сравнимые