Смекни!
smekni.com

Влияние различных индивидуальных стилей на потребительские предпочтения (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

Глава 1. Индивидуализация личности

Глава 2. Взаимосвязь личности и ее потребностей, мотивов и интересов

Глава 3. Влияние индивидуальных стилей на потребительские предпочтения

Заключение

Список литературы

Введение

Интересы, на которые человек распространяет свое познание, охватывая все стороны жизни, все виды деятельности, могут быть очень разнообразными. Прежде всего, они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов. Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Именно с интереса, как с личного волевого акта и начинает зарождаться потребность в чем-либо.

Цель данной работы - изучить влияние различных индивидуальных стилей на потребительские предпочтения.

Задачи:

изучение индивидуальности и индивидуализации стилей жизни;

изучение взаимосвязи личности и ее потребностей;

выявление влияния индивидуальных стилей на предпочтения.

Глава 1. Индивидуализация личности

Для определения индивидуализации жизненных стилей необходимо понять: из чего складывается этот стиль.

Поначалу сознание формируется как отражение внешнего мира. По мере своего наполнения оно выполняет все более значимую внутреннюю, аналитическую работу. Усложняется и мир личных переживаний человека. Оформляются новые, более высокие уровни духовных потребностей. Биологические и материальные потребности подчиняются осмысленной воле.

Тем самым внутренняя жизнь человека становится все более значимой, своеобразно возрастает ее удельный вес по сравнению с переживаниями, идущими извне. При этом внутренний мир все более корректирует характер внешних отношений. Но в зависимости от того, внешний или внутренний мир управляет человеком, сознание разделяется на обычное сознание и самосознание.

Сознание - это, прежде всего внешнее восприятие и реакция на основе психологии, внешних мнений и идей, короче, - внешнее восприятие и внешнее внушение.

Самосознание - личное переосмысление и переоценка общего, внутренняя выработка на этой основе собственного отношения, собственной позиции. Это одна из форм самоуправления, высшая форма всеобщего развития, к которому идет бытие.

В таблице "Сознание и самосознание. Система различных отношений к миру" показано, как сознание и самосознание проявляют себя в различных отношениях человека к действительности. Мы видим, как при переходе от обычного сознания к самосознанию меняется сама суть этих отношений.

В основе отношений, как всегда, заложены потребности. Но потребность может внутренне разделяться, дифференцироваться на отдельные типы близких, родственных отношений. Так, социальная потребность может стать основой собственно социального отношения (отношение к различным человеческим общностям), а также политического отношения (отношение к общественному устройству) и правового (отношение к общественному порядку, закону).

Внутренний духовный мир зарождается, формируется и развивается на основе совести - сугубо личной, внутренней - потребности самоуважения. Совесть - основа самосознания. Именно самосознание делает человека личностью.

"Сознание и самосознание. Система различных отношений к миру"

Виды отношений Сознание обычное Самосознание
1 Биологическое Неуправляемое Управляемое
2 Материальное Потребительство Созидание
3 Нравственное, моральное Общественное мнение Совесть
4 Интеллектуальное Усвоение знаний Творческое исследование
5 Социальное Стадность Самостоятельность
6 Политическое Мнение авторитета Личная убежденность
7 Правовое Боязнь закона Чувство справедливости
8 Эстетическое Материальное совершенство Духовное совершенство
9 Вероносное, в т. ч. религиозное Внешняя зависимость Внутренняя привязанность, любовь
10 Мировоззренческое Картина мира Смысл бытия

На основе потребностей разворачиваются как общепсихологические, так и нравственные качества личности.

Мораль - ценностная сторона. Для моральной сферы, связанной с отношениями людей в процессе их совместной деятельности, предметом оценки - ценностью и антиценностью - выступает личность человека

Человеческая ценность заключается в способности отвечать положительным потребностям людей. В системе этических категорий ценность человека оказывается исходным понятием.

В обществе и самом человеке всегда происходит борьба более высоких и менее высоких, положительных и отрицательных потребностей. Соответственно оценке и самооценке можно выделить два типа этических понятий, собственно нравственных и моральных, отражающих единую диалектику противостоящих потребностей. Они служат характеристиками на межличностном и внутриличностном уровнях жизни людей. И все вместе они образуют систему качеств человека, представляющих выражение его этической сущности[1].

В центре схемы два главных понятия:

положительное содействие потребностям людей - добро;

отрицательное содействие потребностям людей - зло.

С ними связаны:

достоинство - степень ценности человека;

уважение - признание ценности, достоинства человека;

честь - общественное признание ценности человека;

справедливость - соответствие оценок и ценностей;

долг - необходимость следования ценности вопреки личным потребностям;

самолюбие - потребность человека в собственной ценности;

честолюбие - потребность в общественном признании собственной ценности;

мелочное честолюбие - тщеславие;

самоуважение - признание собственной ценности;

совесть - потребность в самоуважении, противостоящая унижающим потребностям; основа личной, внутренней самооценки;

гордость - высокая самооценка;

униженность - отрицательная самооценка;

скромность - соразмерная самооценка (ложная скромность - заниженная самооценка);

самодовольство - завышенная самооценка; самовлюбленность - всесторонне завышенная;

зависть - негативное переживание превосходства чужой ценности;

стыд - острое переживание унижённости;

эгоизм - предрасположенность к узколичным потребностям; себялюбие - эгоистическое самодовольство;

благородство - предрасположенность личности к положительным потребностям;

низменность - предрасположенность к отрицательным;

подвижничество - содействие положительным потребностям людей через противодействие отрицательным;

самоотверженность - отказ во имя высших потребностей от прочих;

целеустремленность - предпочтение перспективной, существенной потребности близлежащим, но менее существенным;

грех, моральный вред - удовлетворение отрицательной потребности; порок - склонность к их удовлетворению;

проступок - ущемление чужих потребностей; преступление - существенное ущемление;

предательство - замена ценности антиценностью ради узколичных потребностей;

вина - сознание ответственности за удовлетворение отрицательных потребностей людей;

доброта - склонность к содействию положительным потребностям людей;

честность - способность свидетельствовать вопреки личным потребностям;

мужество - способность отстаивать ценности с риском для личных потребностей;

принципиальность - признание ценностей и антиценностей независимо от узколичных потребностей;

героизм - предпочтение высших потребностей потребности в жизни;

великодушие - господство в человеке высших, общечеловеческих потребностей над чисто личными;

человеколюбие - потребность в людях как ценности; гуманность - способность к сопереживанию человеческим потребностям[2].

Понятия, отражающие этические характеристики, в их системной связи способны раскрыть суть и основное содержание соответствующей жизни человека. Из их прямого сопоставления могут следовать ответы на самые глубинные вопросы. Так, например, достоинство человека и его ценность зависят от способности служить людям, удовлетворять их положительные потребности.

На стыке дурных и добрых потребностей стоит совесть. Общество воздает должное людям, отмечая степень их ценности в виде чести. Но если потребность в общественном признании, честолюбие человека, становится основным мотивом, совесть отходит на второй план. Последствия очевидны.

Именно системная этика концентрирует на себе знание основного содержания жизни человека и его взаимоотношений на фоне общественных стандартов.

Итак, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, то есть создает человека природа, а формирует его жизненный стиль общество.

Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.