Выполнение стендового оформления учебного кабинета "Основы военной службы"

В настоящее время стенд является своеобразным информационным и рекламным инструментом. А правильный выбор дизайна стендового оформления формирует стойкую мотивацию непосредственного тактильного контакта, что позволяют увеличивать восприятие информации.

Министерство образования Хабаровского края

Краевое государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Хабаровский педагогический колледж»

Предметно-цикловая комиссия

технологии, дизайна и рекламы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

Выполнила:

Специальность 070602 Дизайн

Курс 4, группа

Руководитель:

преподаватель высшей

квалификационной категории

Подпись

Дипломная работа защищена:

«____»______________2008г.

Оценка ___________________

2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование стендового оформления кабинета

1.1. Оформительское искусство как область синтеза изобразительных, прикладных искусств и архитектуры

1.2. Истоки оформительского искусства

1.3. Применение стендов

1.4. Виды стендов

Глава 2. Этапы работы над стендовым оформлением кабинета

2.1. Разработка концепции стендового оформления кабинета ОВС

2.2. Основные приемы композиционных и цветовых

решений при разработке стендов

2.3. Описание последовательности выполнения работ

2.4. Технология изготовления стенда

2.5. Расчет себестоимости выполненного проекта

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Стенды уже давно зарекомендовали себя в качестве одного из самых эффективных средств размещения информирующих материалов, презентаций, рекламы в пределах непосредственной досягаемости людей. Стенд представляет собой конструкцию как строгого, так и произвольного размера, оборудованную приспособлениями для хранения информационных листов, брошюр, рекламных листовок и прайс-листов.

Яркие, динамичные они привлекают к себе внимание, в тоже время, при минимуме затраченных на их изготовление средств они содержат максимальное количество необходимых сведений. Удобство стендов заключается в том, что их можно расположить практически в любом удобном месте.

Существует огромное количество моделей стендов: стенды строгой формы, фигурные стенды, а также стенды авангардно-постмодернистского дизайна, стенды, оборудованные прикрепленной книжкой и пластиковыми кармашками-держателями, стенды с подсветкой и на вращающихся шарнирах, стенды с элементами механической анимации, встроенными плазменными панелями, голограммами и прочими визуальными спецэффектами.

Актуальность данного проекта обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время стенд является своеобразным информационным и рекламным инструментом. А правильный выбор дизайна стендового оформления формирует стойкую мотивацию непосредственного тактильного контакта, что позволяют значительно увеличивать восприятие информации, размещенной на стенде.

При разработке данного дипломного проекта были исследованы следующие литературные источники: «Искусство художника-оформителя» Лебедевой Е.В., “Декоративное оформление” Соловьева С.А., “Композиция” Шорохова Е.В., “Человек.Цвет.Пространство” Фрилинга Г. и Ауэра К. и др.

Цель: Создание стенда для учебного кабинета «Основы военной службы» (ОВС) Хабаровского педагогического колледжа.

Задачи:

- познакомиться с основами стендового оформления, художественно-изобразительными средствами, применяемыми в оформительской деятельности;

- Освоить методику разработки стендового оформления;

- Исследовать существующие варианты стендового оформления;

- Разработать эскизы стендового оформления и изготовить стенд.

Объектом исследования является стендовое оформление интерьера, предметом исследования – стендовое оформление учебного кабинета «Основы военной службы» Хабаровского педагогического колледжа.

Методологической базой исследования является комплексный подход в дизайне, позволяющий учитывать множество факторов: методы создания визуального образа, психологию человеческого восприятия, целевую аудиторию, функциональность использования стендового оформления.

В работе использовались общенаучные методы исследования:

- анализ оформления различных стендов колледжа, стендовое оформление различных направлений;

- синтез – обобщение результатов анализа оформления стендов колледжа, выводы, положенные в основу собственного проекта;

- эксперимент способствовал вариативности композиционного, цветового решения элементов стендового оформления;

- метод сравнения помог выбрать оптимальный вариант.

А также использовались частные методы дизайнерского проектирования:

- «мозговой штурм», который направлен на выработку большого количества случайных идей;

- метод ассоциаций, позволивший сформировать проектную идею на основе взаимосвязи характеристик различных объектов;

- вербализация информации (перевод на художественно-графический язык) привела к определению состава элементов стендового оформления, заданию цветового решения, выбору семейства шрифтов, наиболее точно описывающих тематическую направленность стендового оформления;

- метод установления логических взаимосвязей;

- выделение визуальных несоответствий - метод определения путей совершенствования дизайнерского решения за счет поиска и устранения визуальных противоречий между элементами стендового оформления и принципами их компоновки.

В первой главе дается теоретическое обоснование стендового оформления, которое раскрыто в вопросах: оформительское искусство как область синтеза изобразительных, прикладных искусств и архитектуры; истоки оформительского искусства; применение стендов и их виды. Во второй главе представлены этапы работы над стендовым оформлением кабинета «Основы военной службы». Рассмотрены основные концепции стендового оформления кабинета, приемы композиционных и цветовых решений, правила и технологии изготовления стендов, произведен расчет себестоимости выполненного проекта. В приложении размещены эскизы стенда.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТЕНДОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ

1.1. Оформительское искусство как область синтеза изобразительных, прикладных искусств и архитектуры

Оформительское искусство, пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики и светотехники, позволяет создать образцы массового синтеза искусств, отличающиеся ярким эмоциональным воздействием на человека. Обычно оно заключает в себе программное, конкретное, наглядно-агитационное содержание.

Оформительское искусство родственно театрально-декорационному; но если в традиционном театре декорации и другие элементы спектакля воспринимаются извне, с одной точки (из зрительного зала), то в оформительском искусстве зритель обычно находится внутри многопланового пространства (например, выставки) или же сам становится участником художественно решенного действия (демонстрация). Если монументальное искусство отражает дух эпохи в наиболее обобщённых, в известной мере непреходящих образах и создаётся из «вечных» материалов (камень, металл, смальта и т. д.), то оформительское искусство - это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний день, в которой лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов, мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений[1] . Произведения оформительского искусства, как правило, не создаются с расчётом на типовое воспроизведение.


1.2. Истоки оформительского искусства

Оформительское искусство имеет свою историю и традиции, уходящие в истоки народного творчества. За многовековой путь развития это искусство накопило большой практический опыт.

Истоки оформительского искусства лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т. п., древнегреческих процессиях, древнеримских триумфах. Оформление средневековых массовых действ — карнавалов и религиозных процессий — часто становилось ярким проявлением народной художественной культуры.

Если в средние века эстетическое единство произведений оформительского искусства складывалось более или менее стихийно, то с эпохи Возрождения усиливается организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчиняющего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в этой области работали такие мастера, как Леонардо да Винчи, И. Джонс, П. П. Рубенс). В 15—18 вв. оформительское искусство, развивавшееся в рамках исторических стилей (ренессанс, маньеризм, барокко), было важнейшей составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (в России появившихся при Петре I). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода нередко стремились с помощью аллегорий и эмблем создать жизнеутверждающие, проникнутые светским духом образы. В церемониях Великой французской революции (Ж. Л. Давид и др.) и празднествах Парижской Коммуны 1871 оформительское искусство выступало как средство наглядной политической агитации, обращенной к народным массам.

Роль техники максимально возрастает в оформительском искусстве 20 века, когда всё чаще применяются аудио-визуальные методы воздействия. Особое внимание уделяется совершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции: мастера оформительского искусства активизируют зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные в образном отношении черты экспоната.

Российское оформительское искусство возникло в первые дни Великой Октябрьской социалистической революции, что свидетельствовало о поисках форм, которые утверждали бы пафос героического подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-исторический смысл происходящих событий. Для оформительского искусства этой эпохи (оформление отдельных городских кварталов и шествий в дни праздников, оформление производственных площадей заводов, клубов, убранство агитационных поездов, трамваев, пароходов), были характерны объёмные декоративные построения, проникнутые динамикой обнажённых ритмов и конструкций (Н. И. Альтман, Л. В. Руднев), более спокойные архитектурно-пространственные и декоративные решения площадей, магистралей, отдельных зданий (братья Веснины, М. В. Добужинский), а также живописные тематические панно (С. В. Герасимов, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин)[2] .

В настоящее время работы художников-оформителей окружают нас повсюду. Они участвуют в художественном оформлении клубов, библиотек, образовательных учреждений, территорий предприятий, магазинов, офисов и т.д.

1.3 Применение стендов

Многообразие видов и форм стендов позволяет использовать их практически повсеместно, а уж насколько она будет плодотворной и эффективной, зависит только от изысканности и оригинальности дизайнерского решения, а так же мастерства изготовителя.

В зависимости от целей и задач, которые ставит заказчик, а также конструктивных особенностей самого стенда, его можно размещать как под открытым небом, так и в помещениях.

Существует огромное количество моделей стендов и при грамотном подходе к разработке дизайна стенда, это должна быть не безликая картинка, а ярко выраженная сущность объекта, что незамедлительно принесет свои «плоды».

1.4 Виды стендов

Стенды по своему содержанию и исполнению можно разделить на несколько видов:

По наполнению – информационные стенды, презентационные, рекламные (Приложение 1) . По наполнению стенды могут быть с неизменной информацией и стенды с периодически изменяемой информацией. Такие стенды, как правило, несут в себе большой объем информации, как текстовой, так и в виде графического изображения. Информация на таких стендах постоянная и подлежит обновлению достаточно редко.

По способу размещения информации – стенды с пластиковыми карманами, с плоскими карманами и объемными карманами, нестандартные. Стандартные блок-стенды могут быть с 4, 6 или 8 карманами для различных форматов листов (Приложение 2). Материалом для карманов служит оргстекло различной толщины.

По основанию стенда – пробковые, пластиковые, оргалитовые, металлические и т.д.

По сфере применения – уличные и офисные. Стенды, используемые внутри помещения наиболее долговечны, имеют неограниченный срок эксплуатации, поскольку на них не воздействует внешняя среда. Стенды уличного исполнения подвергаются активному воздействию атмосферы, дождя, пыли и грязи. Срок службы таких стендов снижается. Современные материалы прочны и долговечны при агрессивных условиях эксплуатации, но внешний вид со временем стенд теряет. Следует отметить, что применение новых технологий значительно увеличивает срок службы стендов. Современные цифровые технологии и большой выбор специального оборудования позволяют выполнять любые виды печатных работ на различных материалах необходимого размера (Приложение 3). Изготовление широкоформатной печати – это одна из самых удобных и доступных технологий. Она позволяет воспроизводить изображения любой сложности с фотографической точностью. А использование оригинальных материалов и красителей (производство 3М, США) обеспечивает гарантированную стойкость изображения к отслаиванию и выцветанию на долгие годы.

Вывод: Оформительское искусство, которое за многовековой путь развития накопило большой практический опыт, позволяет создать образцы массового синтеза искусств, отличающиеся ярким эмоциональным воздействием на человека.

Информация, которая в последствии будет помещена в карманах, должна выделяться на стенде.

В связи с отсутствием естественного освещения в кабинете ОВС, цвета для оформления стенда должны быть достаточно яркими, но не агрессивными.

Название стенда должно привлекать взгляд и отчетливо читаться, но вместе с тем не отвлекать внимания от информации, размещенной на стенде.

На стенде должна быть изображена символика, которая наиболее выразительно отразит тематику стенда.


2.2 Основные приемы композиционных и цветовых решений

при разработке стендового оформления

После определения концепции стендового оформления и перед выполнением данной работы были изучены следующие вопросы: основные требования, предъявляемые к оформлению стендов, применение шрифтов и цветовое оформление, композиционное решение стендов.

К оформлению информационного стенда предъявляются следующие требования:

- тематическая целенаправленность материалов и выделение ведущей темы;

- выразительность композиции материала;- гармоничность цветового решения;

- возможность быстрой замены устаревшей информации[3] .

В оформлении стенда значительное место занимают шрифты.

Они не только сообщают информацию, но и являются активным художественным элементом. Однако во всех случаях надпись или текст по своей форме, цвету и расположению должны подчиняться общему композиционному решению.

Текстовые надписи должны быть предельно краткими, выразительными, с логичной разбивкой фраз.

Шрифт должен быть четким, ясным, простым и удобочитаемым.

Наиболее четкими являются шрифты из прямых линий и острых углов.

Различаемость букв и цифр зависит от занимаемой ими площади и высоты, толщины образующих линий, освещенности. Буквы высотой 5 см различимы с 30 м. Четко видны издалека знаки блочного типа с соответствием высоты и ширины 1:1.

Текстовые надписи, выполненные только заглавными буквами, читаются на 12% медленнее, чем строчные. Важным условием восприятия надписей и цифр с большого расстояния являются цвет знака и его контрастные соотношения с цветом фона. Наиболее заметны знаки в том случае, когда они контрастны с фоном не только по цвету, но и по светлоте.

Например, черные буквы на светло-желтом фоне, темно-красные на светло-сером или белом фоне и обратное соотношение дают очень хороший эффект. Синий цвет в сочетании с белым или серым применяется для знаков и надписей чисто информационного характера.

Поскольку цветовые символы информируют о явлении в общем виде, их обычно дополняют условными знаками, подписями, графическими схемами, конкретизирующими информацию.

Принципы использования знаков визуальной информации в производственной среде:

- графические символы на знаках и информационных указателях должны давать понятное изображение тех предметов и явлений, которые они отождествляют;
- знаки должны быть лаконичны и заметны с большого расстояния;
- знаки должны различаться по форме и цвету.

При грамотном подходе к разработке дизайна стенда, это должна быть не безликая картинка, а ярко выраженная сущность объекта.

В ряду образных структурных элементов композиции одно из важных мест по праву занимает шрифт. Графическое изображение звука - буква - само по себе не несет какого-либо смысла. Однако и буква в силу ассоциативных закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональным, образным строем. Спаянный воедино с содержанием текста, шрифт активно выступает как художественно-образное средство. Спокойствие и напряженность, динамика и статика, суровая строгость и легкая, «фамильярная» декоративность — далеко не полный перечень чувств и ощущений, передаваемых различным написанием шрифта. Диапазон его можно назвать безграничным. Поэтому проблемы шрифтовой композиции в оформительской деятельности требуют тщательного изучения.

Шрифт является неотъемлемой, основной частью лозунгов, призывов, транспарантов, плакатов, стендов.

В данном случае важен учет физиологических моментов восприятия его зрителем. Восприятие информации (текста, цифр), расположенной у краев листа, требует значительно большего усилия, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому края по всему его периметру должны являться чистой, нетронутой зоной.

Практически все разновидности шрифтовых композиций сводятся к двум схемам: симметричной и асимметричной.

В первом случае части текста, зеркально расположенные справа и слева от вертикальной оси симметрии, равны друг другу, имеют одинаковую зрительную тяжесть, и поэтому вся шрифтовая композиция производит впечатление уравновешенности, устойчивости, неподвижности.

Во втором случае равновесие построено за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Асимметричная композиция оставляет более живое, подвижное впечатление.

В работе над оформлением стенда не следует использовать множество различных шрифтовых гарнитур. Погоня за разнообразными начертаниями каждого слова, режущая глаз пестрота, отсутствие стилевого единства в построении надписи затрудняют ее восприятие. В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю.

Цветовое решение шрифтовой композиции также должно быть продуманным, строгим — не более двух-трех цветов. В качестве критерия удачного решения композиции можно назвать следующие факторы:

— цвет шрифта и цвет фона обеспечивают четкое и удобное восприятие текста;— общее цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию темы экспозиции;

— цветовое решение сгармонировано с экспозицией.

Отдельные рекомендации по цветовому решению шрифтовой композиции таковы:

Наилучшее для восприятия решение - тонально-контрастное: светлое на темном, темное на светлом.

В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым. Одного цвета из пары контрастных должно быть больше.

Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными.

В выборе цветовой гаммы шрифтовой композиции немалую роль играет и характер его освещенности. Дневное и искусственное освещение имеют различный спектральный состав и по-разному воздействуют на отдельные цвета, усиливая или ослабляя их звучание. Учет этого оптического явления необходим.

Текст следует располагать так, чтобы сразу несколько зрителей могли прочесть его, не мешая друг другу.

Шрифт, используемый со вспомогательной целью, желательно унифицировать. Кроме этого, в практике широко применяются трафареты, дающие чистый, четкий графический рисунок, используются переводные шрифты (летросет). Буквы, наклеенные на прозрачную пленку, переводятся на рабочую поверхность легким прижиманием пленки. Имеется опыт использования множительной техники: ротапринт, фотопечать и т. д.[4]

Работа будет тем эффективнее, чем основательнее будут учтены особенности восприятия людей и эмоциональное воздействие образов на их чувства.

При цветовом оформлении стенда следует помнить, что цвет оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие. Он может утомлять, возбуждать, влиять на работоспособность, изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Поэтому, художественно оформляя стенд, важно правильно использовать цвет с учетом его психофизиологического эффекта.

Цветовое решение стенда зависит от характера его содержания и должно гармонировать с цветовой гаммой интерьера, в котором он расположен.

Для создания выразительного образа рекомендуется применять ограниченное количество цветов (не более двух-трех). Большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации.

В первую очередь цвет - важнейшее средство ассоциативно-образного воплощения темы. Какие же факторы необходимо учитывать художнику-оформителю при использовании цвета?

Прежде всего, особенности физиологического и психологического воздействия. В физиологическом плане цвет может воздействовать весьма разнообразно. Например, известно, что красный цвет возбуждает; зеленый цвет понижает внутриглазное давление. Серые тона могут угнетать, вызывать усталость, оранжевые — ощущения легкости, бодрости.

Психологическое воздействие цвета является результатом различного рода ассоциаций. Зрительные ощущения вызывают связанные с ними, наиболее часто сопровождающие их ощущения осязания, слуха, обоняния, вкуса. Вот почему оранжево-красные цвета, напоминающие огонь, мы ощущаем теплыми, а цвета синие, напоминающие толщу льда, воды, мы воспринимаем как холодные. Тишина, свойственная летней природе, зеленая гамма деревьев, трав побуждают нас зеленый цвет воспринимать как тихий.

Ассоциативный характер восприятия цвета придает ему определенную эмоциональность, делает его предметом эстетического восприятия, или, как говорят в быту, делает его красивым или некрасивым. Конечно, эстетическая оценка цвета гораздо сложнее, она не сводится к физиологии и психологии восприятия цвета. Однако цвет, вызывающий, например, ощущение уныния, усталости, не может быть оценен в эстетическом плане положительно.

Есть и еще один немаловажный фактор. Это цветовые предпочтения. Экспериментально выявлены возрастные цветовые предпочтения. Так, дети предпочитают яркие тона, взрослые - более сдержанные.

Цвет используется и как средство выделения самого главного, основного в композиции. Достигается это путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. В этом круге цвета расположены в таком же порядке, как в цветовом спектре: вишнево-красный, красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зелено-голубой, голубой, сине-голубой, синий, сине-фиолетовый. Если брать два цвета, расположенные в круге друг напротив друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов.

Все цвета находятся в определенной взаимозависимости. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному.

Цвет, наконец, используется в качестве универсального средства создания цельной, художественно-сгармонированной среды.

Колористическое объединение осуществляется за счет введения одного активного цветового фона. Гармонизации среды служит балансировка цвета: яркие цвета уравновешиваются приглушенными, холодные - теплыми, темные - светлыми.

Цвет, таким образом, по праву считается одним из активнейших универсальных изобразительных средств, структурных элементов художественного оформления.

Важнейшим выразительным средством формирования образного строя экспозиции является свет. Свет не как рабочее освещение, а как продуманная, организованная система воздействия на психологию и эмоции зрителя. Свет мягкий и спокойный, резкий и порывистый, сильный и приглушенный, свет белый, цветной - сами эти определения говорят о необычайно широких изобразительных возможностях света.

Композиционное решение стенда с наглядным материалом может быть симметричное или асимметричное.

Симметричная композиция, где левая часть стенда повторяет правую, статична и сейчас редко применяется. Чаще всего используется асимметричная композиция. Она смотрится с большим интересом, естественно и непринужденно.

Но при асимметричной композиции всегда должно быть соблюдено зрительное равновесие.

Основные варианты асимметричных композиций:

- свободное расположение материала на плоскости. Фотографии, иллюстрации и текстовой материал сгруппированы в любом месте стенда;

- расположение материала в шахматном порядке - чередование цветовых и печатных плоскостей;

- расположение наглядного материала горизонтальными или вертикальными рядами, их чередование с рядами цветных полос.

Перегружать стенд большим количеством материала не следует. Чрезмерная насыщенность мешает восприятию смысла информации.

2.3. Описание последовательности выполнения работ

Используя полученную информацию, была разработана методика, которая обеспечит правильное и качественное изготовление стенда.

Перед началом работы над стендовым оформлением были рассмотрены уже имеющиеся, в литературе и на сайтах, образцы стендов различного вида (Приложение 1), варианты стендов для размещения плакатов патриотического содержания (Приложение 4). Сделан анализ оформления стендов, размещенных в Хабаровском педагогическом колледже (Приложение 5) . Для независимого анализа был проведен опрос 10 респондентов из числа студентов колледжа, которые оценили оформление стендов по нескольким критериям и выставили свои оценки по 5-ти бальной шкале. Критериями оценки оформления стендов были: выразительность композиции материала, гармоничность цветового решения, единство с интерьером (Приложение 6).

Самую высокую оценку по всем критериям получил стенд №3. Элегантное композиционное решение ярко выражает информационную направленность стенда. Фотографии и текстовый материал сгруппированы вертикальными рядами. Использована символика, выражающая сущность стенда – карта и герб Хабаровского края. Правильно выбрано цветовое решение. Основные цвета – белый, зеленый и синий. Это цвета флага Хабаровского края. Цветовое решение стенда гармонирует с цветовой гаммой интерьера и создает сбалансированную художественную среду. Для изготовления стенда использованы современные материалы и новые технологии. Предусмотрено дополнительное освещение, т.к. он размещен в коридоре, где практически отсутствует естественный свет.

Стенды №1 и №2 значительно уступают стенду №3 по всем критериям. Но стенд №2 получил самую низкую оценку, т.к. он очень простой в исполнении, сливается с интерьером и не привлекает внимания. Хотя по информативности содержания «Что? Где? Когда?» должен, в первую очередь, обращать на себя внимание студентов. Стенд №1 получил 4 балла, но он не отражает тематику стенда «Спортивная жизнь колледжа». Наименования информационных карманов выполнены маленьким шрифтом и теряются на основном фоне. Но поскольку стенд выполнен в желто-фиолетовой гамме, он является ярким пятном в интерьере и привлекает к себе внимание.

Полученная в процессе изучения литературы, информация, а также проведенные исследования, позволили сделать анализ основных ошибок стендового оформления, выделить основные критерии, которые наиболее ярко характеризуют выразительность стенда и приступить к разработке эскизов стенда для кабинета ОВС.

Было разработано несколько вариантов оформления стендов, различных по форме и цветовому решению. Рассмотрены варианты как разделения стендов по направленности, так и объединение двух информационных направлений в одном стенде.

Эскизы выполнялись как от руки, так и при помощи компьютера в программе CoralDRAW.

Сделан следующий выбор:

Композиционное решение стенда:

- поскольку чрезмерная насыщенность мешает восприятию смысла информации, чтобы не перегружать стенд большим количеством материала, максимальное количество карманов формата А2 - 8. Для удобства замены информации на карманах необходимо предусмотреть выемки.

- для соблюдения зрительного равновесия наглядный материал будет расположен горизонтальными рядами. Листы с наглядным материалом будут разделены цветовыми полосами основного цветового фона стенда, что позволит акцентировать внимание читателя на конкретной информации.

Цветовое оформление стенда:

- цветовое решение стенда зависит не только от характера его содержания, но и от цветовой гаммы интерьера, в котором он расположен.

Кабинет основ военной службы размещен на 2 этаже, но окна отсутствуют. Имеется только искусственное освещение лампами дневного света. Интерьер кабинета выполнен в строгой цветовой гамме (Приложение 7), единственное яркое цветовое пятно – стенд «На службе Отечеству» (Приложение 8). Поэтому цвета должны быть достаточно яркими, но не агрессивными. Они должны привлекать внимание, но не влиять на работоспособность аудитории, утомляя или возбуждая ее.

Для основного фона стенда предварительно были выбраны цвета – синий, зеленый и светло-серый. Синий и зеленый цвета оказались слишком темными для аудитории, в которой нет естественного освещения. Поэтому был выбран светло-серый цвет, как наиболее спокойный и солидный, который не будет отвлекать читателя от информации. Важным условием восприятия надписей с большого расстояния являются цвет шрифта и его контрастные соотношения с цветом фона. Наиболее заметны знаки в том случае, когда они контрастны с фоном не только по цвету, но и по светлоте. Поэтому оранжевые буквы на светло-сером фоне дадут очень хороший эффект.

Символика и дополнительные декоративные элементы стенда:

- эмблема Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям – Белая Звезда Надежды и Спасения (Приложение 9), будет размещена в центре верхней части стенда. Она поможет наиболее ярко выразить тематическую направленность стенда и, одновременно, будет служить дополнительным элементом разделения двух информационных направлений.

- дополнительные декоративные элементы – лента МЧС по периметру стенда, которая выполнена в чередовании цветов синий – оранжевый – синий. Лента гармонирует с заголовком стенда и эмблемой МЧС.

Шрифтовое решение:

– Для заголовка стенда было использовано несколько вариантов шрифтов, один из них – шрифт с засечками, который был впоследствии отклонен, т.к. шрифтовое решение должно подчиняться общему композиционному решению, а этот шрифт задерживает на себе внимание и замедляет восприятие информации. Поэтому был выбран четкий, ясный и простой шрифт, который можно сравнить с быстрым реагированием МЧС. Данный шрифт обеспечит четкое и удобное восприятие текста. Цвет шрифта – оранжевый.

Технологическое решение:

- Современные цифровые технологии и большой выбор специального оборудования (плоттеры производителей NUR, Scitex, Vutek, Mimaki, Roland) позволяют выполнять любые виды печатных. Изготовление широкоформатной печати – это одна из самых удобных и доступных технологий. Технология полноцветной печати высокого разрешения (720-1440 dpi) на самоклеящейся пленке позволит воспроизвести изображение любой сложности с фотографической точностью. А использование оригинальных материалов и красителей обеспечит гарантированную стойкость изображения к отслаиванию и выцветанию на долгие годы. Поэтому для изготовления стенда выбираем полноцветную широкоформатную цифровую печать на виниловой самоклеющейся пленке Oracal, выполненную методом сольвентной печати.

2.4. Технология изготовления стенда

1. За основу стенда берем пластик ПВХ белого цвета, толщиной 3мм.

2. На компьютере в программе CoralDRAW выполняем макет стенда в выбранной цветовой гамме и в соответствующем масштабе.

3. На плоттере распечатываем стенд на самоклеющейся пленке Oracal.

5. Карманы изготавливаем из оргстекла с учетом размещения в них обучающей информации формата А2. Выемку для удобства замены информации выполняем в верхнем углу.

6. Карманы делаем объемными на подложке, закрепляем на стенде с помощью двустороннего скотча.

8. С обратной стороны стенда крепим дистанционные держатели для возможности размещения его на стене.

Для качественной выполнения работ по изготовлению стендов необходимо знать особенности применения материалов, из которых они изготовлены и основные рекомендации по применению.

Основными материалами, используемыми при изготовлении стенда, являются самоклеющаяся пленка, а также оргстекло, из которого выполняются карманы для размещения информации.

Самоклеющаяся пленка - это материал, который обладает практически неограниченными возможностями: широкая сфера применения, реализация дизайнерских фантазий, безопасность для здоровья, а также долговечность. Однотонные самоклеющиеся пленки насыщенных цветов, матовые и глянцевые, с орнаментами, узорами и структурами, с безыскусным изяществом или с модным металлическим блеском, самоклеющиеся пленки для чисто декоративной отделки или для более практических целей, для подчеркивания отдельных деталей оформления или для полного обновления обстановки - самоклеющиеся пленки очень широко используются везде.

Общие рекомендации по работе с самоклеющейся пленкой:

Основа, которую необходимо оклеить самоклеющейся пленкой, должна быть чистой, гладкой, без жира и пыли. Идеальной основой являются доски с лаковым покрытием, очищенные от пыли.

Наклейка. На оборотной стороне самоклеющейся пленки, на бумаге, в картинках изображено руководство по работе с самоклеющейся пленкой. Следует отделить бумагу от самоклеющейся пленки приблизительно на 5 см, затем приложить самоклеющуюся пленку к поверхности и приклеить отделенный край. После этого следует медленно равномерно оттягивать одной рукой бумагу с оставшейся части самоклеющейся пленки.

Другой рукой следует разглаживать самоклеющуюся пленку мягким полотенцем. Приглаживать необходимо от центра к краям - этим можно избежать образования воздушных пузырей.

Органическое стекло - является одним из самых популярных пластиков и находит применение во многих областях нашей жизни – строительстве и дизайне, в автомобильной, авиационной, сантехнической, автомобильной промышленности и просто в быту. Очень широко применяется оргстекло в производстве различных рекламных изделий и конструкций - от ценникодержателей, сувениров и табличек до городских вывесок, огромных объемных букв и полнообъемных термоформованных макетов рекламируемой продукции с внутренней подсветкой.

Оргстекло представляет собой прозрачные листы с идеально глянцевой поверхностью с обеих сторон толщиной от 1,0 до 24 мм.

Органическое стекло ударопрочно, имеет стабильную толщину.


РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННОГО ПРОЕКТА

Наименование Количество, шт. Стоимость, руб.
Пластик ПВХ 1200х2400 1 2448
Карманы из оргстекла формата А2 с учетом подложки и пленки

8

4480

Виниловая пленка Oracal и широкоформатная печать 1600х2500

1

1900

ИТОГО 8828

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного дипломного проекта было создание стенда для учебного кабинета «Основы военной службы» (ОВС) Хабаровского педагогического колледжа.

При выполнения дипломного проекта были решены следующие задачи: ознакомление с основами стендового оформления, художественно-изобразительными средствами, применяемыми в оформительской деятельности; освоение методики разработки стендового оформления; исследование существующих вариантов стендового оформления; разработка эскизов стендового оформления и изготовление стенд. Основная задача – наиболее полно выразить художественно-оформительскими средствами тематику информационного стенда.

Поставленные цели и задачи в данном дипломном проекте полностью решены. В стенде выражена тематическая целенаправленность материалов и выделена ведущая тема, определенная заказчиком проекта; в полном объеме использована выразительность композиции материала и гармоничность цветового решения; обеспечена возможность быстрой замены обучающей информации.

Работа над дипломным проектом позволила:

- значительно повысить уровень знаний в использовании программы CoralDRAW,

- освоить навыки работы с современными материалами и технологиями.

Данный опыт будет полезен в дальнейшей работе по специальности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов В.П. Как оформить выставку в городе. М., 1981

2. Быков В.В. Агитационно-оформительское искусство, материалы и техники. М., 1978.

3. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез. М., 2001.

4. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера. М., 1998.

5. Дараган М.В. Основы декоративно-оформительского искусства. М., 1983.

6. ЕШКО (профессиональный курс европейской школы корреспондентского обучения) – Дизайн и оформление интерьера.

7. Каменева Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1975.

8. Корецкий В. Б. Товарищ плакат. М.:Плакат, 1981, с. 60

9. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. М., 1996.

10. Лебедева Е.В. Искусство художника-оформителя. М., 1981.

11. Немиро О., В город пришёл праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств. Л., 1973.

12. Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. М., 1989.

13. Опыт экспериментального исследования восприятия несмысловых

композиций. — Техническая эстетика, 1970, №8.

14. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М.: Плакат, 1981

15. Соловьев С.А. Декоративное оформление. М., 1987.

16. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М.: Стройиздат, 1973.

17. Хорст Фишер. Рациональное использование внутреннего пространства. М.: Внешсигма, 1997.

18. Художник-оформитель. Сб. ст., Л., 1962.

19. Шорохов Е.В. Композиция. М., 1986.


[1] С.А.Соловьев «Декоративное оформление»

[2] Е.В.Лебедева «Искусство художника-оформителя»

[3] В.В.Быков «Агитационно-оформительское искусство, материалы и техники»

[4] С.И.Смирнов «Шрифт и шрифтовой плакат»

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ