Смекни!
smekni.com

Международная аукционная торговля (стр. 3 из 5)

С именем Питера Уилсона, занявшего в 1936 г. пост директора компании, связана самая яркая эпоха в ее истории. Именно фантастической энергии и коммерческому дарованию Уилсона Сотбис обязана выходом на международный уровень. Опередив своих могущественных конкурентов (в том числе СHRISTIE'S) новый глава раньше других оценил перспективу возможностей зарубежного арт-рынка. Другим его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые ему удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты.

Именно тогда, во второй половине 1940-х, наметился значительный рост прибыли фирмы, определившийся стабильностью послевоенной экономики. С 1946 г. до конца 50-х годов объем продаж увеличился с 1,5 миллиона фунтов стерлингов до 6 миллионов. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и интригующими неожиданностями. Ошеломляющие новости аукционов превратились в достояние первых страниц газет всего мира.

Выходом фирмы на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения Сотбис в Нью-Йорке. Тем самым американским коллекционерам предоставлялись непосредственные услуги престижной фирмы.

Огромным успехом, заметной исторической вехой стал аукцион 1957 г., организованный Питером Уилсоном. Впервые в Лондоне продавались работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, присланные из Америки. Результат превзошел самые смелые ожидания: интерес публики к новому искусству был разбужен. С этого момента Сотбис утвердилась как ведущий международный аукционный центр, а Уилсон вскоре стал его президентом.

Кипучая деятельность Питера Уилсона способствовала быстрому международному развитию Сотбис. Им была создана большая сеть отделений по всему миру, расширяющаяся по сей день. Филиалы в те годы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции. В самом Нью-Йорке Сотбис приобрела в 1964 г. самую большую американскую антикварную фирму Парк-Бернет. После успешного слияния компаний здесь удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю антикварного бизнеса и определивших новый уровень цен на живопись. Так, в 1980 г. аукционная цена известной картины английского художника Тернера превзошла все предшествующие и ушла за 6,4 миллиона долларов. В 1985 г. взлетела цена на работу художника нового времени. За "Пейзаж с восходящим солнцем" Ван Гога было получено 9,9 миллиона долларов.

Не забывала Сотбис и свои первоначальные пристрастия, оставаясь законодателем цен и на букинистическом рынке.

В Цюрихе в 1969 г. прошел первый европейский ювелирный аукцион швейцарского филиала Стбис, подтвердивший перспективность этого направления. В 1976 г. впервые за отдельный драгоценный камень -знаменитый Розовый бриллиант - было получено 1 090 000 долларов. Открывшееся вскоре в 1978 г. еще одно отделение - в Женеве - быстро превратилось в лидирующий мировой центр ювелирных торгов.

Одним из последних ювелирных "хитов" в Женеве стали изделия русской фирмы Фаберже. В 1996 г. были выставлены пасхальные яйца, статуэтки из резного камня, ювелирные украшения. Изумительное яйцо "Яблоневый цвет" на торгах Сотбис ушло за 1 433 500 швейцарских франков.

В 80-е годы товарооборот фирмы продолжал расти, а торги регулярно демонстрировали динамику цен.

Поворотным моментом в бизнесе Сотбис стал 1987 год. В этот момент рост прибыли составил 85% от прошлого года, и впервые объем продаж аукционной фирмы превысил один миллиард долларов. В 1985-1986 гг. свыше 80 произведений искусства было продано по цене более одного миллиона долларов. Подобных результатов не имела ни одна аналогичная фирма в мире.

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг 2,434 миллиарда долларов. Среди "гвоздей" сезона стали коллекция Греты Гарбо - 20 900 000 долларов, пейзаж Констебля "Плотина" - 10 780 000 фунтов, рукописный Бестиарий герцога Нортумберлендского (энциклопедия животного мира XIII века) - 2 970 000 фунтов. Однако на этом планка рекордов, как стало очевидно позднее, остановилась.

Сильный экономический кризис, последствия войны в Персидском заливе заметно повлияли на общую ситуацию мирового бизнеса. В том числе и на аукционный. С конца 1991 г. началось снижение годового оборота Сотбис. Особенно поколебался уровень цен на современное искусство и работы импрессионистов. Тем не менее, с 1993 г. наступила стабилизация рынка.

Яркой вехой в истории аукционного дома стало создание Русского отделения. В сопоставлении с другими английскими фирмами, занимающимися русским искусством (CHRISTIE'S и PHILIPS), Сотбис занимает ведущую позицию на мировом рынке. Это значит - регулярные, два раза в год (июнь, декабрь, в этом году декабрьские торги перенесены на октябрь) аукционы в Лондоне и периодические в других филиалах, а также значительно опережающее конкурирующие фирмы число лотов. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но еще относительно молодым и не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке активизировался к середине 70-х годов. В итоге, в 1974 г. Сотби решилась на первый аукцион искусства России круга Дягилева в Нью-Йорке. Но регулярные торги начались с 1984 г., признав тем самым не только высокохудожественную, но и коммерческую ценность работ русских художников. С целью расширения рынка Сотбис провела в 1988 г. свой первый аукцион в Москве, считающийся до сего дня сенсационным. Он показал не только рекордные цены на искусство авангарда начала века, но и впервые на современное искусство. Однако пиком коммерческого интереса к русскому искусству все же стал 1989 год. Его результаты оказались ошеломляющими. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Пример тому - полмиллиона фунтов стерлингов - за работы Л. Поповой или 800 000 долларов - за пейзаж А. Экстер. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев "Мира искусства". Таким образом стоимость картин русских художников стала приближаться к ценам на работы известных европейских мастеров. Усилия Сотбис в немалой степени способствовали моде на старое искусство России и повальному интересу к авангарду.

Время расцвета этих торгов связано с именами блестящих знатоков русского искусства и экспертов Сотбис - Джона Стюарта и Ивана Самарина, а также специалиста по восточно-европейскому рынку Питера Баткина. Именно они определяли до 1996 г. уровень и качество русских аукционов.

Спрос последних лет определяется значительным количеством покупателей из России. Их число достигает 50%. В игру вступили частные лица, коммерческие галереи, банки, покупающие в основном живопись XIX века. Среди громких продаж последнего периода (1995 г.) можно назвать "Портрет Авроры Демидовой" кисти К. Брюллова, за которой пыталась бороться и Третьяковская галерея. Эффектный спектакль закончился в пользу Галины Вишневской. При стартовой цене 60 000 фунтов стерлингов шедевр достался известной обладательнице коллекции русского искусства за 189 500 долларов.

4. Признание публичных торгов несостоявшимися

Согласно статье 58 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» публичные торги могут быть признаны несостоявшимися если:

- на них присутствует меньше двух претендентов на покупку;

- на продажную начальную цену заложенного имущества не сделана надбавка;

- не внесена в срок покупная цена, лицом выигравшем торги.

Залогодержатель или кредитор имеет право в течении десяти дней выкупить имущество, находящееся под залогом, если торги не состоялись. Для этого с залогодателем или собственником имущества заключается соглашение о покупке по начальной цене, определенной судом. В иных случаях будут назначены повторные торги. При этом цена снижается от первоначальной на пятнадцать процентов, других изменений в правилах проведения публичных торгов нет.

При повторном признании торгов несостоявшимися, кредитор может купить имущество, стоимость которого будет снижена, но не больше чем на двадцать пять процентов от начальной цены. Исключением являются участки земли.

3.1 Некоторые правовые проблемы, возникающие при реализации имущества должника на публичных торгах

Стоит заметить, что многие проблемы возникают из-за недостатка правового регулирования. Основным нормативным документов, содержащим положения о торгах является ГК РФ, в которой данному институту посвящены всего три статьи 447-449. Согласно п. 6 ст. 447 правила, предусмотренные статьями 448 и 449 ГК, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством. Несколько статей ГПК, АПК и Закона об исполнительном производстве так же не дают ответа на возникающие на практике вопросы. Не наблюдается единого мнения и среди правоприменителей и теоретиков права, ведущих непрекращающуюся полемику на страницах журналов. На первом этапе осуществляется публикация извещения о проведении торгов. И уже здесь возникают серьезные споры среди правоприменителей и теоретиков о правовой природе такого извещения. Дело в том, что в литературе встречаются различные мнения, которые трактуют такое извещение как оферту, приглашением к ней или одностороннюю сделку. Рассмотрим данные точки зрения по порядку.