Смекни!
smekni.com

Основные показатели брачности и разводимости в России (стр. 9 из 11)

- Увеличениечисланеполныхсемей

39


Заключение


Анализсостоянияитенденциидемографическихпроцессовиихпричин свидетельствуетоневозможностистабилизациидемографическойобстановкивстране безпреодолениясоциально-экономическогоиполитическогокризиса, последующего подъемаэкономикииповышенияуровняжизнинаселения. Преодоление демографическойкатастрофыещевозможно, нопотребуетгигантскихусилийвсего общества.

Однакоеслиэтонепроизойдёт, томалодетностьибездетностьстанутнормой, и сокращениенаселенияРоссии, и, болеетого, еговырождениестанутпостоянной тенденцией. ОфициальныепрогнозыГоскомстатадажена 1996 г. былинеутешительны:

Взятытривариантапрогноза: некийсредний, (ориентированныйнамедленный выходизкризиса, некой "эволюции"), пессимистический (прогнозсовременных тенденций) инекийоптимистический, есливдругвсечудеснымобразомустроится. Не будетникакогоприростанаселениявРоссиик 2010 годудажепооптимистическому варианту, напротив, к 2000-2005 годамоновсеравноуменьшится (правда, всеголишьна миллион).

По "среднему" варианту, населениесократитьсяпосравнениюс 1996г. со 147976 тысячдо 140317 тысяч. Тоестьпотеряетвмирноевремяпочти 8 миллионовк 2010 году.

Попессимистическому, т.е. тому, чтополностьюсоответствуетдействительности, насостанетсяктомужесамомугоду 133602 тысячи. Тоестьпотеряем 14 миллионов! К 2040г. населениеРоссиисоставитпоразнымвариантам 80-90 миллионов, ак 2050 г. -сократитсявдвое.

Рассчитыватьнато, чтосемьяводиночкусправитсясобрушившимисянанее трудностями, неприходится. Потомуоченьважноопределить, рольсемьикакинститута воспитаниямолодогопоколения, анетолькокакячейкиобщества. Вусловиях обостренияэкономическойситуациинеобойтисьбезсоциальнойзащитысемьи, предусматривающейоказаниеейупреждающейпомощи, разработкуориентированнойна семьюполитикидоходов-налогов-кредитов. Необходимотакжепризнатьродительство какпрофессию, соответствующимобразомоплачиваемуюивгосударственных, ив коммерческихструктурах. Однако, опятьже, переднами«палкаодвухконцах». Семью необходимоподдерживать, однаковсевыплатыосуществляютсяизбюджета, аденьгив бюджетпоступаютотналогоплательщиков. Врезультатевусловияхестественнойубили


40

населениявозникаеттажесамаяситуация, окоторойужеговорилосьвыше: «Дом

престарелыхбезобслуживающегоперсонала».

Вспомнимтакже, чтоматериальныепроблемы, приводящиекразводам, явление хотьинередкое, ноэтовсёженеосновнаяпричина. Она, понашемумнению, лежит гораздоглубжеизатрагиваетпрактическивсеслоижизни. Инапервомместе -ухудшение, можносказать, падениенравственности, какличной, такиобщественной.

Еслимыхотимвыжитькакнация, еслимыдействительностремимсяулучшитькак демографическоеположениевстране, такиэкономическуюситуацию, нужнопринимать экстренныеивсеобъемлющиемеры. Благополучиеобществаскладываетсяиз благополучияегочленов, поэтомукаждый, впервуюочередь, долженсделатьвсё, чтобы сегосемьёйбыловсёвпорядке, чтобыстрашноеслово«развод»никогдане постучалосьвдвери, чтобыдетиросливлюбвиизаботе, апожилыелюдинебоялисьза своюстарость. Тогдамысможемнадеяться, чтоунашейстраныестьбудущее.

В России распространенность нерегистрируемых браков близка к ситуации в Европе начала 1980-х годов. Но структурные различия очень существенны. Для Европы характерна очень высокая доля сожительства в возрастах до 25-30 лет - в этих возрастах регистрируемая брачность низка. Зато, в пожилых возрастах, когда люди заботятся о регулировании вопросов наследования и страхования старости, доля сожительств низка, по сравнению с Россией.

Существенным препятствием для снижения регистрируемой брачности в нашей стране является "вынужденная", т.е. стимулированная зачатием ребенка брачность. Вероятность добрачных зачатий, ведущих к рождению ребенка в зарегистрированном браке, постоянно росла в России. Если для лиц, вступивших в брак в начале 1950-х годов, интервал времени между вступлением в брак и рождением первого ребенка составлял 1,6 года, то для 1993 г. он составил рекордный срок - менее 5 месяцев. Доля рождений в результате добрачного зачатия составляет 30-40% от общего числа первых рождений в зарегистрированном браке. Для Москвы эта цифра составляет 34%. Наибольшее число таких браков заключается в самых молодых возрастах - 15-19 лет, для которых она более чем в пять раз выше, чем у женщин, вступивших в брак в возрасте 27 лет и старше (Рисунок). Большое число стимулированных браков объясняется несовершенством методов планирования семьи, характерным для России. Аборт как основное средство регулирования рождаемости.

Из приведенных данных видно, что сегодня российская модель брачности переживает глубокую трансформацию. На фоне сближения многих российских показателей с европейскими, наблюдаются существенные структурные различия, связанные с унаследованными традициями и образом жизни людей. Сценарии будущего развития предполагают либо переход к западноевропейской модели брачности, предполагающей рост числа консенсуальных браков и повышение среднего возраста вступления в брак до 25-26 лет (к такому сценарию развития нас подталкивает начавшийся второй демографический переход и изменение экономических условий жизни), либо сохранение восточноевропейской модели, при которой средний возраст вступления в брак останется на уровне 22 лет, а снижение брачности будет происходить невысокими темпами.

Разводы и повторные браки.

Изменения в процессах формирования семьи сопровождаются не менее важными сдвигами в устойчивости брака.

Разводимость - это процесс распадения супружеских пар вследствие расторжения брака (развода).

Количественная характеристика разводимости аналогична характеристики брачности. Наиболее часто используют общий коэффициент разводимости и специальных коэффициент разводимости, рассчитывают вероятность развода в зависимости от продолжительности брака, строятся таблицы разводимости, в зависимости от возраста супругов или длительности брака.

Для процесса разводимости характерны следующие общие закономерности.

1. Интенсивность разводов выше у городского населения, чем у сельского. А в крупных городах выше, чем в малых или средних. Среди городского населения разводы повторяются чаще.

2. Наличие поло-возрастных диспропорций в населении способствует росту числа разводов.

3. Браки, в которых супруги различаются по социо-культурным характеристикам, расторгаются чаще. Большая разница в возрасте супругов также повышает вероятность развода: как правило браки, где муж младше жены, являются менее прочными.

4. Длительное знакомство, предшествовавшее браку, снижает вероятность развода.

5. Частота разводов зависит от возраста супругов. Она достигает максимума в возрасте 20-30 лет и затем снижается до незначительного уровня в возрасте старше 50 лет. Максимум разводов для женщин приходится на более молодые возраста, чем у мужчин.

6. Частота разводов зависит от длительности брака и имеет максимум, приходящийся на первые 7-10 лет брака.

7. Бездетные супружеские пары распадаются чаще, чем семьи с детьми. Если доля бездетных браков составляет 5-10% среди всех браков, то среди общего числа разводов их доля вырастает до 40-50%. Семьи, где имеется только один ребенок, распадаются чаще, чем семьи с двумя и более детей. Иногда рождение ребенка рассматривается как возможность укрепления семьи. Браки, стимулированные рождением ребенка, распадаются чаще.

8. Частота разводов наименьшая для возрастных групп, в которых вероятность заключения брака наибольшая. При одном и том же возрасте вступления в брак чаще расторгаются повторные браки вдовых и разведенных.

Разводы, происходящие после непродолжительной совместной жизни, называют поспешными. Разводы делят на происходящие с целью вступления в новый брак и вызванные неудовлетворенностью данным браком без намерения вступить в следующий. Средняя продолжительность повторных браков ниже, чем первых.

В России рост числа разводов начался после революции, но бракоразводное законодательство было достаточно жестким, что препятствовало официальному оформлению разводов. Поэтому количество фактических разводов превышало число юридически оформленных. Однако, даже в таких условиях, число разводов росло. Так оно выросло с 4 на 100 браков в 1944 г. до 21 в 1965 г. В конце 1965 года процедура разводов была сильно упрощена, и уже в 1966 г. на 100 браков приходилось 36 разводов. В 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, который еще больше облегчил процедуру развода, но он уже не вызвал такого всплеска разводимости.

С этого времени соотношение браков и разводов неуклонно повышалось и достигло в 1979 г. 44 развода на 100 браков. Затем наступил десятилетний период стабилизации и новый всплеск в 1990-х годах. В 1994 г. уровень разводимости превысил половину от общего числа браков (51 развод на 100 браков), а в 1996 г. достиг рекордной величины - 65 разводов на 100 браков.

Что это, кризис семейной жизни в России? Следует помнить, что рост числа разводов происходит на фоне падения числа регистрируемых браков, поэтому динамика данного коэффициента отражает скорее снижение брачности, чем реальный рост разводимости. Другая причина актуального всплеска в числе разводов - это рост брачности в молодых возрастах, отмеченный в 1987-1991 годах, особенно среди женщин. Естественно ожидать, что после всплеска брачности последует такой же всплеск разводимости, даже при сохранении неизменной вероятности расторжения брака.

Основная масса разводов в России приходится на браки длительностью от 5 до 20 лет, при этом наблюдается постепенный сдвиг риска развода в сторону более длительных браков.

Наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Число разводов среди супружеских пар с детьми выросло на 28%, а число детей, затронутых разводом родителей на 32%.