Смекни!
smekni.com

Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных) (стр. 9 из 10)

Рис. 5

Шкалы:

общая тревожность

эмоциональный дискомфорт (ЭД)

астенический компонент (АСТ)

фобический компонент (ФОБ)

тревожная оценка перспективы (ОП)

социальные реакции защиты (СЗ)

Затем анализируя данные методики ИТТ, среднее значение уровня личностной тревожности по выборке составляет- 3,5 балла, средние значения уровня ситуативной тревоги- 7 баллов.

В структуре личностной тревожности наибольшие средние значения получены по вспомогательным шкалам АСТ – 5,8 баллов , ОП- 5,9 баллов. По вспомогательным шкалам ЭД, ФОБ и СЗ получены примерно средние значения оценок - 3,9; 3,5 и 3,3 балла соответственно.

В структуре ситуативной тревоги наибольшие средние значения были получены по вспомогательным шкалам ОП-07,5 балла и ФОБ- 7,1 балла - высокий уровень тревожности. Так же в высокий уровень тревожности попадают шкалы ЭД-6,7 балла и АСТ- 6,8 балла. Вспомогательная шкала СЗ соответствует умеренному уровню тревожности- 4,5 балла.

По результатам ИТТ мы получили высокую ситуативную тревожность значительно превышающую личностную тревогу. По шкалам ФОБ и ОП можно увидеть, что больные испытывают ощущения непонятной угрозы, неуверенность в себе, а так же, прослеживается проекция страхов в будущее.

Ярко выражена шкала «эмоциональный дискомфорт», отражающая наличие эмоциональных расстройств, эмоциональную напряженность, а так же шкала «астенический компонент», отражающая наличие усталости, расстройств сна.

Полученные данные свидетельствуют о том, что общий высокий уровень ситуативной тревоги высокий, что может быть связано с реакцией больных на свою болезнь, на диагноз «рак».

Исходя из результатов методик ИТТ и ЛД можно обнаружить влияние эмоциональных расстройств на отношение к своей болезни.

С помощью метода корреляции Пирсона были обнаружены достоверные корреляционные связи между уровнем исходной личностной тревоги и уровнем ситуативной тревоги. (р эмп > р 0,01 при rэмп= 0,50364 и р 0,01=0,4).

Результаты исследования по методу цветовых выборов

Методика предназначена для выявления состояния индивида как исходного уровня социально-психологического стресса. При исследовании эмоционального состояния онкологических больных с помощью метода цветовых выборов (МЦВ), были получены следующие результаты (таблица 1, приложение 7).

Частота выбора цветов на первую и последнюю позицию

Таблица 1

Цвет 1(синий) 2(зелен.) 3(красн.) 4(желт.) 5(фиол.) 6(корич.) 7(черн.) 0(серый)
Первая позиция (частота выбора) 4 0 4 11 7 11 1 2
Последняя позиция (частота выбора ) 2 4 5 6 2 1 10 11

Анализируя данные метода цветовых выборов средние значения уровня тревоги по группе составляет 5,2 баллов.

- При выборе цветов чаще всего на первой позиции оказывается 4 и 6 цвет (желтый и коричневый). При этом наблюдается одинаковая структура предпочтений – 11 испытуемых называют 4 и 6 цвет наиболее приятным, что составляет 27,5 % от общего объема выборки (таблица 1).

Выбор 4-го цвета на первую позицию свидетельствует о следующих тенденциях: потребность в перспективе, в общении, эмоциональную неустойчивость, зависимость от средовых воздействий, тенденция к избеганию ответственности. Выбор 6-го цвета на первой позиции свидетельствует о напряжении, страхе, желании уйти из неблагоприятной ситуации.

- На последней позиции наиболее часто оказывается 7 и 0 (черный и серый) - 10 и 11 испытуемых (25%и 27,5%). Это означает подавление какой-либо потребности, мотива, настроения, отражаемые данным цветом. Также на последней позиции оказались и основные цвета: 4 цвет – 6 человек (15%), 3 цвет – 5 человек (12,5%), 2цвет - 4 человек (10%), 1 цвет - 2 человека (5%), что означает наличие у испытуемых какого-либо конфликта, тревожности, стресса. Таким образом, анализ результатов, полученных по методу цветовых выборов, позволяет сделать вывод, что исходный уровень тревоги определяется

как высокий, наблюдается преобладание отрицательных эмоций.

Следует отметить, что результаты полученные с помощью опросника ИТТ и проективной методики МЦВ, не противоречат друг другу. Данные о повышенном общем уровне тревоги, полученные с помощью методики ИТТ, подтверждаются данными с помощью МЦВ.

Выводы

1.Исследование исходного уровня социально-психологического стресса онкологических больных по методике ИТТ и МЦВ, показало высокий уровень стрессовой нагрузки в обследованной группе. По методике ИТТ определяется умеренный уровень личностной тревожности с преобладанием таких структурных компонентов, как астенический и тревожная оценка перспективы, при этом наименее выраженным является компонент социальных реакций защиты.

Также выявлен высокий уровень ситуативной тревоги у обследованных больных. В ее структуре преобладает тревожная оценка перспективы, фобический компонент и общая тревожность, а наименее выраженным является компонент социальной защищенности.

Исследование исходного уровня социально-психологического стресса онкологических больных по методике МЦВ показало высокий уровень тревожности, наличие страха, напряжения. Кроме того, получены данные о наличии блокированной потребности в самореализации, ощущение нависшей угрозы, чувства собственного бессилия и переутомления.

2. Изучение особенности эмоционального реагирования на болезнь у онкологических больных методом клинического интервью показало наличие тревожности у 37 больных (92,5%), расстройство сна у 22 человек (55%), пассивность у 22 человек (55%), раздражительность - 13 человек (32,5%), агрессивность – 5 человек (12,5%), депрессия - 5 человек (12,5%).

3. Исследование особенностей чувственного содержания внутренней картины болезни у онкологических больных по методике «Личностный Дифференциал» показало снижение самооценки испытуемого во время болезни. Высокие оценки получило понятие «Здоровье» и низкие понятие «Болезнь». Сдвиги значений между показателями «Я» и «Болезнь» не большие, а между показателями «Я» и «Здоровье» велики, что означает, что испытуемые чувствуют себя больше больными, а здоровье недосягаемым на данный момент.

Данные об особенностях эмоционального реагирования на болезнь и чувственного содержания внутренней картины болезни у онкологических больных, полученные методом клиническим интервью и методикой ЛД не противоречат друг другу, а свидетельствуют о взаимодополняющих и взаимновлияющих тенденциях.

4. Исследование эмоциональных нарушений испытуемых в связи с состоянием онкозаболевания по методике ИТТ показало ярко выраженные эмоциональные расстройства, а также эмоциональную напряженность (шкала «Эмоциональный Дискомфорт»), высокие показатели фобического компонента, что отражает ощущение непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности. Также по высоким показателям «Тревожная оценка перспективы» прослеживается проекция страхов в перспективу, в будущее, общая озабоченность будущим. Прослеживается повышение астенического компонента.

5. Делая анализ по данным клинического интервью, методики ЛД, методики ИТТ, метода цветовых выборов, полученным в ходе эмпирического исследования, можно сделать вывод, что выдвинутое предположение, о влиянии эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни онкологических больных подтвердилось. Действительно эмоциональные нарушения в виде: повышенной тревожности, страха, напряжения и наличия чувства нависшей угрозы влияют на активность больного, снижают самооценку. Под этим воздействием человек видит свою болезнь, как нечто не преодолимое.

Заключение

Одной из важных психологических проблем в онкологической клинике является проблемы реакции личности на болезнь. От того, как больной относится к своему заболеванию зависит общий успех лечения.

Анализ современного состояния проблемы на основании более чем 30 литературных источников позволил предположить, что особенности личностного реагирования больного на ситуацию онкологического заболевания наиболее ярко представлены в эмоциональной сфере и что отношение к своей болезни зависит от эмоционального состояния больного.

Онкологические, как и все другие тяжелые заболевания у многих больных вызывают мощный психологический стресс. Сопутствующие психологическому стрессу отрицательные эмоции, отрешенность могут усугубить течение болезни.

Купирование на первых этапах терапии неблагоприятных эмоциональных воздействий, представляется не менее важной задачей, чем непосредственное лечение соматического заболевания.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутое предположение о влиянии эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни.

Эмоциональной реакцией на заболевание пациентов с диагнозом «рак» является ощущение внутренней напряженности, страха, повышение общего уровня тревоги, неуверенности в себе, появление страха за будущее.

На фоне всех реакций и дополнительно неполной и неправильной информации (со слов знакомых) о таком заболевании, у больного занижается самооценка, он как бы «пассует» перед болезнью. В этом случае требуется квалифицированная психологическая помощь.

Изложенные выше закономерности представляются значимыми и с практической точки зрения. Учет этих закономерностей позволяет разрабатывать реабилитационные программы с учетом особенностей таких пациентов, что обеспечит в конечном итоге высокую эффективность лечения онкологического заболевания.

Учитывая неблагоприятное воздействие эмоциональных нарушений на внутреннюю картину болезни онкологических больных, а так же опираясь на анализ полученных результатов можно предложить ряд психотерапевтических методов коррекции таких как: техника активного слушанья; психотерапевтическое убеждение; методы аутогенной релаксации.