Смекни!
smekni.com

Возбудители бактериальных инфекций человека (стр. 2 из 2)

Среди патогенных для человека преобладают микроорганизмы с окислительным или окислительным и бродильным типом метаболизма (аэробы и факультативные анаэробы соответственно). Большинство клинически значимых видов относят к мезофилам– для них температурный оптимум роста находится в пределах 25–40oС (в отличие от психрофилов и термофилов, имеющих соответственно более низкие или более высокие значения оптимума).

По способности расти на простых (универсальных) питательных средах (по типу мясопептонного бульона или агара Хоттингера) различают бактерии неприхотливые (Staphylococcus spp., энтеробактерии и др.) и прихотливые (Streptococcus spp., Haemophilus spp., Neisseria spp. и др.).

Прихотливые бактерии могут расти только в присутствии обогащающих среду добавок (крови, ее сыворотки, дрожжевого экстракта и др.), содержащих факторы роста– гемин, витамины, аминокислоты, нуклеотиды, липиды. Бактерии, зависящие от тех или иных факторов роста и неспособные синтезировать какие-либо соединения из глюкозы и солей аммония как единственных источников углерода и азота, называют ауксотрофами. Ауксотрофность характерна для многих патогенных бактерий.

Антигенная структура. По локализации, химической природе и физико-химическим свойствам у бактерий различают антигены нескольких типов: –термостабильный О-антиген (соматический) представлен боковыми полисахаридными цепями липополисахарида клеточной стенки грамотрицательных бактерий; –К-антиген (капсульный, или оболочечный)– термостабильными полисахаридами капсулы или термолабильными белками наружной мембраны грамотрицательных бактерий, а также клеточной стенки и капсулы грамположительных бактерий; –Н-антиген (жгутиковый)– термолабильным белком, флагеллином жгутиков.

Различия в строении указанных антигенов определяют принадлежность к тому или иному антигенному (серологическому) варианту микробного вида. Так, внутри вида E.coli насчитывают десятки серогрупп и сероваров, которые имеют специальные обозначения, например E.coli О157:Н7 (возбудитель геморрагического колита с гемолитико-уремическим синдромом).

Патогенность и вирулентность. Как и у других микроорганизмов, бактериальные виды подразделяют на безусловно-патогенные (возбудители классических инфекций), условно-патогенные или потенциально патогенные (возбудители оппортунистических инфекций) и непатогенные для человека (не имеют медицинского значения).

Если первые не встречаются в составе микрофлоры здорового человека и при попадании в его организм, как правило, вызывают развитие инфекции, то вторые часто обнаруживаются у здоровых людей и вызывают инфекционный процесс лишь при особых условиях (дефект или общее снижение антиинфекционной резистентности организма, массивность заражения и др.).

По степени опасности для человека и общества в нашей стране бактерии относят к 4 группам (в порядке убывания опасности): –I– возбудитель чумы; –II– возбудители холеры, сибирской язвы, бруцеллеза и других "особо опасных инфекций"; –III– возбудители туберкулеза, дифтерии, брюшного тифа и других классических инфекций; –IV– стафилококки, клостридии, протеи и другие возбудители оппортунистических инфекций [ 6].

По мере накопления соответствующей информации принадлежность видов к той или иной группе может пересматриваться.

В зависимости от фенотипической выраженности патогенного потенциала конкретный представитель (штамм, клон, вариант) патогенного или условно-патогенного бактериального вида может быть высоко-, умеренно- или маловирулентным.

Вирулентность складывается из патогенных свойств штамма: адгезивности, инвазивности, персистентных характеристик, цитотоксичности, токсигенности и других свойств. Изменение вирулентности штамма может быть следствием приобретения или утраты факторов патогенности: капсулы, белков адгезинов и инвазинов, токсинов и других структур и веществ микроба, обеспечивающих возникновение и развитие инфекции. На практике при решении вопроса об этиологической или эпидемиологической значимости того или иного штамма нередко приходится учитывать выраженность его патогенных свойств, наличие конкретных факторов патогенности и/или соответствующих генетических детерминант (например, токсигенные и нетоксигенные дифтерийные палочки, высоко- и низкоинвазивные иерсинии).

Систематизация бактерий в Определителе Берджи

Принципы идентификации, изложенные в Определителе бактерий Берджи, 9-е издание которого вышло в 1994г. [ 7], нашли наибольшее распространение в практической бактериологии. В соответствии с ними (на основе строения клеточной стенки и отношения к окраске по Граму) бактерии разделены на 35 групп, входящих в 4 категории: I – грамотрицательные эубактерии; II – грамположительные эубактерии; III – эубактерии, лишенные клеточной стенки – микоплазмы (Mollicutes); IV – археобактерии (Archaea).

Патогенные для человека виды относятся к эубактериям (I–III). В табл.1 приведены названия 14 групп, к которым относят бактерии, имеющие медицинское значение [ 2, 7, 8, 9]. Далеко не все представители перечисленных родов имеют медицинское значение. Поэтому на практике необходимо учитывать не только родовую и видовую принадлежность выделенного микроорганизма, но в ряде случаев и патогенный потенциал штамма (например, принадлежность E.coli к определенному патогенному варианту), локализацию его в организме и степень обсеменности им клинического материала.

В связи с этим приводим данные о частоте обнаружения бактериальных видов в различных биотопах организма человека и их этиологической значимости при соответствующих локальных инфекциях ( табл.2) [ 9]. Конечно, эти сведения будут уточняться по мере накопления клинических данных и результатов таксономических исследований.

Таблица 1. Основные патогенные и условно-патогенные для человека бактерии [ 2, 6, 9, 10, 11, 12].

Примечание. Подчеркнуты роды, содержащие один или несколько безусловно-патогенных видов (вариантов).

* Отмечены роды, в состав которых входит один или несколько возбудителей особо опасных инфекций.

Таблица 2. Частота обнаружения различных бактериальных видов в материале из различных биотопов тела человека и их этиологическое значение [ 9, сдополнениями].

Примечание. РТ– респираторный тракт, ЖКТ– желудочно-кишечный тракт, МПТ– мочеполовой тракт, КР– кожа и раневое отделяемое, Г– глаза, У– уши; A– часто присутствуют в клиническом материале, B– изредка присутствуют в клиническом материале, C– редко присутствуют в клиническом материале; 1– редко (если когда-либо) имеют этиологическое значение, 2– иногда бывают причиной заболевания, 3– обычно бывают причиной заболевания.

В отношении системных инфекций следует отметить, что у здоровых лиц кровь, ликвор и внутренние органы, не сообщающиеся с внешней средой, обычно стерильны, и обнаружение тех или иных бактерий в соответствующем клиническом материале обычно считается клинически значимым. Несмотря на отсутствие общей закономерности в присутствии тех или иных бактериальных видов, есть наблюдения, свидетельствующие о преобладании в указанных материалах определенных микроорганизмов при различных клинических ситуациях.

Так, из крови при лихорадке неясного происхождения нередко высевают сальмонеллы, пневмококки, бруцеллы, менингококки, пастереллы, листерии, при бактериальных эндокардитах – зеленящие стрептококки, энтерококки, стафилококки, коринебактерии, в случае бактериемии на 1-й неделе жизни– Streptococcus agalactiae, E.coli и S.aureus, после травм или операций на брюшной полости – грамотрицательные палочки (энтеробактерии, облигатные анаэробы кишечника, псевдомонады).

При менингите в ликворе помимо менингококков могут быть обнаружены пневмококки, Haemophilus influenzae, листерии, сальмонеллы, возбудители туберкулеза, у новорожденных при септицемии и менингите– S.agalactiae, грамотрицательные палочки и листерии. При внутричерепных абсцессах преобладают анаэробы (пептострептококки, бактероиды и близкородственные бактерии, актиномицеты), а из аэробов чаще обнаруживаются стрептококки [ 9].

Заключение

Вопросы классификации и номенклатуры бактерий важны не только для специалистов в области таксономии, основной задачей которых является уточнение систематического положения и филогенетической близости видов. Они определяют практические подходы к выделению и идентификации микроорганизмов, имеющих медицинское значение, проведению адекватной антимикробной терапии и профилактики, обеспечивают унификацию терминов и понятий. Без этого невозможно эффективное взаимодействие врачей разных специальностей, имеющих дело с проявлениями инфекционного процесса.

Список литературы

LengelerJ.W., DrewsG., SchlegelH.G., editors. Biology of the Procaryotes. 1st ed. New York: Thieme; 1999.

HoltJ.G., editor. Bergey`s manual of systematic bacteriology. 1st ed. Baltimor: Williams&Wilkins; 1986.

Медицинская микробиология. Гл. ред. В.И.Покровский, О.К.Поздеев. М.: ГЭОТАР Медицина; 1998.

MadiganM.T., MartinkoJ.M., ParkerJ., editors. Biology of microorganisms. 8thed. New Jersey: Simon&Schuster; 1997.

GilbertD.N., MoelleringR.C., SandeM.A., editors. The Sanford guide to antimicrobial therapy. 29thed. Hyde Park: Antimicrobial Therapy, Inc.; 1999.

Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I–IV групп патогенности. 1.2.Эпидемиология. Санитарные правила СП 1.2.036–95. М.: Госкомсанэпиднадзор России; 1996.

HoltJ.G., editor. Bergey`s manual of determinative bacteriology. 9thed. Baltimor: Williams&Wilkins; 1994.

Определитель бактерий Берджи. Под ред. Дж.Хоулта, Н.Крига, П.Снита, Дж.Стейли, С.Уильямса. 9-е изд. В 2 т. Пер. с англ. под ред. Г.А.Заварзина. М.: Мир; 1997.

MurrayP.R., BaronE.J., PfallerM.A., TenoverF.C., YolkenR.H., editors. Manual of clinical microbiology. 6thed. Washington, D.C.: ASM Press; 1995.

BrucknerD.A., ColonnaP., BearsonB.L. Nomenclature for aerobic and facultative bacteria. Clin Infect Dis 1999; 29:713-23.

ЭйдельштейнИ.А. Фундаментальные изменения в классификации хламидий и родственных им микроорганизмов порядка Chlamydiales. Клин микробиол и антимикроб химиотер 1999; 1:5-11.

BalowsA., TruperH.G., DworkinM., HarderW., SchleiferK.H., editors. The Prokaryotes. 2nded. New York: Springer-Verlag; 1992.