Смекни!
smekni.com

Хронический колит (стр. 2 из 3)

При копрологическом исследовании определяется большое количество воспалительных элементов, слизи и лейкоцитов, нередко выявляется большое количество йодофильной флоры, перевариваемой клетчатки и внутриклеточного крахмала, а также эритроцитов (при эрозивных и язвенных формах).

При рентгенологическом исследовании толстой кишки (ирригоскопия) при хроническом колите особых изменений не выявляется или обнаруживаются функциональные нарушения (ускорение или замедление перистальтики кишки, усиленная гаустрация, спастические сокращения или, наоборот, атония кишечной стенки). При тяжелых формах колитов выявляются изменения рельефа слизистой оболочки кишки за счет воспалительного отека и инфильтрации, в ряде случаев — участки рубцово-воспалительного сужения просвета кишки.

Ректороманоскопия, а в последнее время также сигмоидоскопия и коло-носкопия, проводимые с помощью гибких эндоскопов, позволяют осмотреть слизистую оболочку толстой кишки и определить характер и степень морфологических изменений, выявить эрозии и язвы, которые при ирригоскопии обычно установить не удается. Эндоскопическое исследование позволяет провести биопсию слизистой оболочки с целью получения материала (слизь, гной) для бактериологического исследования, что очень ценно для точной диагностики колита и установления его этиологии.

Другие лабораторные и инструментальные исследования имеют меньшую ценность для диагностики заболевания и выявляют лишь неспецифические изменения. Исследование крови в ряде случаев позволяет установить наличие гипохромной анемии, при обострениях процесса — умеренный нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ. Обострение аллергического колита (при приеме пищевых продуктов, к которым у больного имеется непереносимость), помимо болевого приступа, часто сопровождается лихорадкой, эозинофилией, появлением кристаллов Шарко—Лейдена в испражнениях.

Сегментарные колиты. Хронические тифлиты протекают с упорными болями в правой подвздошной области, иррадиирующими в пах, поясницу, вздутием и урчанием в правой половине живота, в большинстве случаев с выделением обильного полужидкого стула 3—5 раз в сутки (“коровий кал”). При пальпации основные болезненные ощущения сосредоточены в области слепой кишки и восходящего отдела ободочной кишки; иногда они спастически сокращены, иногда расслаблены, сильно урчат при ощупывании. При перитифлите в период обострения воспалительного процесса может определяться нерезко выраженный симптом Щеткина — Блюмберга, который в сочетании с иногда наблюдающимся в этих случаях субфебрилитетом, повышением СОЭ может симулировать обострение хронического аппендицита.

Изолированный трансверзит возникает сравнительно редко и во многих случаях сочетается с колоптозом. Проявляется тупыми болями в эпигастраль-ной области и левом подреберье, нередко усливающимися после еды, метеоризмом, ощущением распирания живота, которое облегчается после дефекации, нарушениями стула. При пальпации обращает внимание болезненная, нередко опущенная и неравномерно спазмированная поперечная ободочная кишка. При выраженных явлениях перипроцесса в области селезеночного изгиба могут возникнуть симптомы частичной, а в редких случаях и полной непроходимости кишечника.

Проктит и проктосигмоидит — самые частые формы хронического колита. Проявляются болями в левой подвздошной области и в области заднего прохода, болезненными тенезмами, стул необильный, иногда типа “овечьего кала”, содержит много видимой слизи, а нередко и кровь (при язвенном колите) и гной. При пальпации отмечаются болезненность сигмовидной кишки, ее спастическое сокращение или урчание (при поносах). При рентгенологическом исследовании (ирригоскопия) в ряде случаев выявляется дополнительная петля сигмовидной кишки — долихосигма (врожденная аномалия развития) — значительное удлинение кишки, способствующее задержке продвижения каловых масс и возникновению воспалительного процесса. Очень ценны осмотр и пальцевое исследование прямой кишки, позволяющие оценить состояние ее сфинктера, выявить нередко встречающуюся сопутствующую патологию, развивающуюся на фоне хронического проктита (геморрой, трещина заднего прохода, парапроктит, выпадение прямой кишки и др.) или способствующую его возникновению (раздражение каловыми массами прямой кишки при сознательном подавлении рефлекса к дефекации из-за боязни болей).

В диагностике хронического проктосигмоидита большое значение имеет также ректороманоскопия.

Течение хронических колитов в одних случаях длительное, малосим-птомное, в других — постепенно прогрессирующее, с чередованием периодов обострений и ремиссий, постепенным развитием атрофических изменений в стенке кишки. Осложнениями (весьма редкими) являются перфорация язв при тяжелом язвенном колите, возникновение кишечных кровотечений, в отдельных случаях — сужений просвета кишки (при рубцевании язв) и спаеч-ного процесса — перивисцерита (при распространении воспалительного процесса на серозный покров кишки).

Диагноз и дифференциальная диагностика. Основное значение для диагностики колита имеют жалобы больных на расстройства стула (преобладают поносы), боли в животе, болезненность всей толстой кишки и некоторых ее отделов при пальпации, а также урчание, признаки воспаления слизистой оболочки толстой кишки при ректоромано- или колоноскопии, наличие слизи, а при более тяжелом воспалительном процессе — и крови в каловых массах.

Возникновение хронического колита после острого проктосигмоидита, проявляющегося тенезмами, выделением с каловыми массами слизи и крови, лихорадочным состоянием, заставляет предположить самый частый вид инфекционного колита — дизентерийный. Нахождение шигелл при бактериологическом исследовании каловых масс, кишечной слизи или соскоба со стенки прямой кишки, полученного при ректороманоскопии, позволяет подтвердить этот диагноз. Для хронических колитов, возникающих в результате паразитарных инвазий, основное значение имеет обнаружение соответствующих возбудителей, цист, члеников или яичек гельминтов в испражнениях. Однако положительные результаты нередко можно получить только при повторных исследованиях нативных препаратов из свежих, только что выделенных испражнений; для определения яиц гельминтов пользуются специальными методами их концентрации.

Своеобразную форму хронического колита представляют так называемые постдизентерийные колиты, которые выявляются у части больных, перенесших в прошлом дизентерию. В отличие от затяжных и хронических форм бактериальной дизентерии при повторных бактериологических исследованиях не обнаруживается возбудителя дизентерии (шигелл) в испражнениях больного. В настоящее время считается, что симптомы колита у больных, перенесшие дизентерию, обусловлены остаточными, преимущественно функциональными нарушениями толстой кишки и повышенной раздражимостью рецепторов кишечной стенки в ответ на обычные факторы.

Хронические колиты необходимо отличать от дискинезий толстой кишки различного происхождения, хотя длительные функциональные расстройства кишки могут привести к развитию хронического колита. Следует отметить, что в зарубежных работах нередко употребляется термин “синдром раздраженной толстой кишки”, под которым подразумевается отсутствие воспалительного процесса при этом заболевании. При колитах, протекающих с запорами, с целью дифференциальной диагностики следует исключить неврогенные (рефлекторные, связанные с условиями работы и т. д.), токсические (хроническая интоксикация свинцом, морфином, при длительном приеме холинолити-ков и т. д.), алиментарные (при недостаточном поступлении с пищевыми продуктами клетчатки) и механические (вследствие стенозов толстой кишки) причины хронической задержки стула.

Следует проводить дифференциальный диагноз хронических колитов и хронических энтеритов, панкреатитов, анацидного гастрита, так как эти заболевания обычно протекают с поносами и разнообразной кишечной симптоматикой, напоминающей в ряде случаев клиническую картину колита. Однако, помимо характерных клинических симптомов, обнаружение желудочной ахилии, недостаточности внешнесекреторной функции поджелудочной железы, выявление признаков нарушения полостного и пристеночного пищеварения в тонкой кишке и процессов всасывания с помощью специальных методов исследования, приведенных в соответствующих разделах, позволяют поставить правильный диагноз. Следует еще раз отметить, что очень часто встречается и сочетание этих заболеваний с хроническим колитом.

Наконец, опухоли толстой кишки могут протекать под маской хронического колита, поэтому в подозрительных случаях всегда нужно проводить ир-ригоскопию, а при недостаточно ясной картине — и эндоскопическое исследование толстой кишки,

Специфические воспалительные поражения толстой кишки при туберкулезе возникают крайне редко и обычно на фоне генерализованного процесса, что облегчает диагностику.

Лечение. При обострении процесса больным показаны частое дробное питание (4—6 раз в сутки), диета (механически щадящая) с достаточным количеством белка (100—120 г), легкоусвояемых жиров (100—120 г) и углеводов (около 400—500 г). Только в период наибольшей остроты процесса временно несколько ограничивают поступление в организм углеводистых продуктов (до 350 и даже 250 г).

Основной диетой для больных хроническим колитом в период обострения. является щадящая диета № 2, №4 по Певзнеру и № 4а (при преобладании бродильных процессов). По мере стихания воспалительного процесса больных переводят на диету № 46 (добавляется вчерашний белый хлеб, немного свежей сметаны, неострый сыр, непровернутое отварное мясо или несильно обжаренная котлета, зелень, овощи и фрукты в вареном и протертом виде) и более расширенная, приближающаяся к нормальной диете № 4 в (пища назначается в непротертом виде).