Смекни!
smekni.com

Анестезия в сердечнососудистой хирургии (стр. 2 из 2)

На 1 мг гепарина, введенного до ИК и добавленного в течение его, вводят 2 мг протамина сульфата. Инфузия этого антидота гепарина следует производить медленно. Указанную дозу целесообразно вводить капельно в течение 25—30 мин в сочетании с кальция хлоридом. Только при медленном введении протамина сульфата в соотношении с гепарином 1:2 можно достичь надежной нейтрализации гепарина. Кроме того, при введении протамина сульфата требуется осторожность. Он оказывает кардиодепрессивный и вазоплегический эффект, довольно часто может вызывать анафилактическую реакцию. Образующиеся в большом количестве комплексы гепарин — протамина сульфат способны обусловить вазоконстрикцию малого круга с повышением давления в легочной артерии. С целью нормализации свертывающих свойств крови в периоде гемостаза применяют ингибиторы протеаз (трасилол, гордокс, контрикал), этамзилат, глюкокортикоиды (метилпреднизон), эпсилон-аминокапроновую кислоту, тромбоцитную массу, свежую донорскую кровь, аутокровь, взятую до перфузии и, если необходимо, фибриноген.

В этом периоде очень важно поддерживать достаточный диурез и быстро достичь нормализации гематокрита (не выше 40%). Адекватный ОЦК восстанавливают, ориентируясь на показатели центрального венозного и артериального давления, частоты пульса и давления в левом предсердии.

Непосредственный послеоперационный период

После окончания операции больного переводят в отделение интенсивной терапии, где продолжают мониторный контроль за гемодинамикой, ИВЛ, контроль за показателями свертываемости крови и кровопотерей по дренажам из грудной полости. При стабилизации гемодинамики, восстановлении температуры и адекватного самостоятельного дыхания в среднем через 6—10 ч ИВЛ прекращают и больного переводят на спонтанное дыхание с подачей увлажненного кислорода через маску или носовые катетеры. По показаниям ИВЛ продолжают. Если используют пластмассовую эндотрахеальную трубку с надувной манжеткой, а применяемая во время операции и особенно в послеоперационном периоде при ИВЛ газовая смесь содержит закись азота, то каждые 1,5—2 ч следует контролировать степень раздувания манжетки. Это связано с тем, что закись азота хорошо диффундирует в полость манжетки и вызывает перераздувание ее, способствуя повреждению (пролежень) стенки трахеи в области расположения манжетки. Отсутствие должного контроля за манжеткой может обусловить развитие в дальнейшем явлении стеноза трахеи или деструктивного трахеита.

Методика и тактика анестезии при операциях на сердце, помимо общих схем, имеют и вполне отчетливую специфику. Тактика анестезиолога во многом определяется характером патологии, особенностями хирургического вмешательства и закономерностями адаптации сердечно-сосудистой системы при той или иной патологии сердца.

Таким образом, основной задачей анестезиологического обеспечения у данной категории больных является защита миокарда. Это связано с тем, что патофизиологическая сущность ИБС состоит в крайне неустойчивом балансе между доставкой и уровнем потребления кислорода уже поврежденным ишемией миокардом. Для достижения этой цели анестезиолог должен иметь достаточно четкое представление о детерминантах, определяющих как снабжение миокарда кислородом, так и потребление его миокардом. Выбор фармакологических средств, применяемых во время операции, должен быть подчинен доктрине поддержания стабильности этого баланса в течение всего периода воздействия факторов операционного стресса.


Список литературы

Бичер Ч., Стинсон Э., Шамвей Н. Иммунология пересадки сердца // Клиническая иммунология сердца: Пер. с англ.— М., 1984.—С. 134—171.

Браунвальд Е., Росс Дж., Зонненблик Е.X. Механизм сокращения сердца в норме и при недостаточности: Пер. с англ.— М.: Медицина, 1974.

Бураковский В.И., Иваницкий А.В. Врожденные пороки сердца и магистральных сосудов // Руководство по кардиологии / Под ред. Е. И. Чазова.—М., 1982.—Т. 3.—С. 319—392.

Бураковский В.И., Бокерия Л.А. Трансплантация сердца // Сердечно-сосудистая хирургия / Под ред. В.И. Бураковского и Л. А. Бокерия.—М., 1989.—С. 589—598.

Дарбинян Т.М., Григолия Г.Н., Затевахина М.В. Проблема артериальной гипертензии в постперфузионном и раннем послеоперационном периоде//Анест. и реаниматол— 1986 — № б — С. 63-70.

Демихов В.П. Пересадка жизненно важных органов в эксперименте.—М.: Медгиз, 1960.

Козлов И.А., Пиляева И.Е., Груздев Ю.К. и др. Клинический опыт анестезиологического обеспечения трансплантации сердца // Анест. и реаниматол.— 1990.— № з.— С. 3—9.

Константинов Б.А., Сандриков В.Л., Яковлев В.Ф. Оценка производительности и анализ поцикловой работы сердца.— Л.: Наука, 1986.

Михельсон В.А. Детская анестезиология и реаниматология.— М.: Медицина, 1985.— С. 167—171.

Осипов В.П. Искусственная гипотония // Руководство по анестезиологии / Под ред. Т.М Дарбинян.—М., 1973.—С. 347—362.

Покровский А.В. Заболевания аорты и ее ветвей.— М.: Медицина, 1979.

Шумаков В.И., Казаков Э.Н., Семеновский М.Л. и др. Первый клинический опыт трансплантации сердца//Грудная и серд.-сосуд. хир.—1990.—№ 5.—С. 8—12.