Смекни!
smekni.com

Биохимия и патофизиология в психиатрии (стр. 2 из 2)

Из числа таких факторов наиболее существенны следующие: отсутствие учета состояния больного в данный отрезок времени и в момент взятия крови; авторы нередко оперируют небольшими цифрами и не подвергают получаемые данные статистической обработке; не учитывается состав пищи, получаемой больным, и ее количество; нередко не принимаются в расчет длительность заболевания (если она может быть точно установлена), возраст больных и другие их особенности, а равно и влияние обстановки психиатрического стационара [Клайн, 1957 и др.].

Со времени зарождения систематических исследований у психически больных обмена веществ появилось стремление не только констатировать те или иные изменения в обмене, но и установить первопричину этих нарушений. Психиатры уже давно наблюдали у больных ряд симптомов, которые можно связать с нарушением деятельности желез внутренней секреции.

Об эндокринных нарушениях как причине психических заболеваний писал А. И. Ющенко. Большое внимание психиатров в России и за рубежом привлекли его эксперименты с удалением щитовидной железы у собаки (1909); у животного наблюдался ряд симптомов, которые автор характеризовал как кататоноподобные. Толчком для изучения роли эндокринных расстройств в происхождении психозов явилось открытие в 1910 г. Абдереалъденомреакции, которая впоследствии была названа его именем. Однако после 30-х годов 20 в. эта реакция не применяется из-за ее недостаточной точности.

Вопрос о значении патологии желе» внутренней секреции у психически больных до наст, времени продолжает привлекать внимание психиатров почти во всех странах мира, в результате чего к настоящее времени определилось одно из направлений современной психиатрии— эндокринологическая психиатрия. Наиболее интенсивная и содержательная работа в этом направлении проводится в трех школах: бристольской (Англия) под руководством Хемфилла и Рейсса, ворчестерской (США), руководимой Хоглендом и Пинкусом, и школой в Швейцарии, возглавляемой в Цюрихе Блейлером.

Работы первых двух школ характеризуются разносторонним применением лабораторных, в частности биохимических, методов исследования больных, в то время как представители третьей предпочитают клинические методы изучения больных и сравнительно не столь широко используют лабораторную методику. Бристольская школа ведет интенсивную работу в области психоэндокринологии более 20 лет. Сотрудники бристольской школы предложили ряд новых методов лабораторной диагностики функций эндокринных желез. Ими произведена биопсия мужских половых желез более чем у 100 больных схизофренией и другими психозами. Функции щитовидной железы изучаются посредством введения радиоактивного йода. Состояние коры надпочечников исследуется е помощью функциональной пробы при введении адренокортикотропного гормонас определением содержания в моче и З-кетостероидов и фракций 17-кетостерои-дов путем хроматографического разделения на 7—8 фракций.

Бристольской школой дана подробная эндокринологическая характеристика многих психических заболеваний, выявлена преобладающая при них патология желез внутренней секреции. Установлено, что нарушения со стороны надпочечников более выражены у больных схизофренией с острым течением, чем у больных с хроническим течением. Вообще же роль системы гипофиз — надпочечник в этиопатогенезе психических заболеваний до сих пор не ясна. Обнаружено, что у больных схизофренией имеются нарушения и со стороны щитовидной железы, но каких-либо закономерностей здесь установить не удается. Половые железы также участвуют в общем круге нарушений у больных схизофренией. Теоретические положения бристольской школы в значительной мере страдают схематичностью и односторонностью. Эффективность методов активной терапии психозов она объясняет, в первую очередь, вызываемыми гормональными сдвигами. В происхождении психических заболеваний ведущая роль отводится гормональным нарушениям, хотя в ряде работ Рейсе подчеркивает тесную взаимосвязь между эндокринной и нервной системами и указывает на то, что нервная система определяет реакцию желез внутренней секреции на изменения окружающей среды. Рейсе трактует «эндокринный фактор как основу теории психиатрии». Огромный фактический материал, разработка методов эндокринологического исследования и некоторые теоретические обобщения придают работам бристольской школы большую ценность.

В 1954 г. вышла в свет монография М. Блейлера при участии Гесса (В. Неве) «Эндокринологическая психиатрия», содержащая сводку всего накопленного в литературе более чем за 50 лет материала по эндокринологическим исследованиям в психиатрии, включая и фундаментальные исследования самих авторов; использовано 2717 литературных источников и с исчерпывающей полнотой изложены современные данные о психических изменениях при эндокринных заболеваниях, а также о нарушениях деятельности желез внутренней секреции у психически больных. М. Блейлером описан так наз. эндокринный психосиндром, который возникает при медленном развитии эндокринного заболевания и встречается при любом заболевании желез внутренней секреции. Он не специфичен ни для одного заболевания, но имеет особенности в зависимости от преимущественного поражения той или иной железы. Психопатологические нарушения при данном синдроме выражаются преимущественно в расстройствах инстинктов, влечений и настроения, не достигающих степени настоящего психоза. Подводя итог обзору эндокринных расстройств у психически больных, Блейлер указывает, что почти нет психического заболевания, которое было бы вызвано одними только эндокринными нарушениями. Так, в частности, нет достаточных оснований утверждать, что в патогенезе схизофрении играют существенную роль нарушения со стороны половых желез, щитовидной железы, надпочечников. О значении эндокринных нарушений в этиопатогенезе маниакально-депрессивного психоза тоже нельзя сказать ничего определенного.

В Советском Союзе работы по эндокринологической психиатрии опубликованы М. Я. Серейским, Е. А. Поповым, Е. К. Краснушкиным, М. М. Перельмутером, А. К. Добржанской, А. Л. Андреевым, Д. Д. Орловской, С. П. Зелинским и др.

За последние годы интерес к вопросам эндокринологии резко возрос в связи с работами канадского эндокринолога Селъе. В его учении о так называемый стрессе (напряжении) и синдроме адаптации был поднят ряд принципиальных вопросов патологии, актуальных и для психиатрии. Проблемы патогенеза и терапии психических заболеваний стали рассматриваться и решаться с позиции учения Селье, особенно за рубежом. Действительно, если считать, как утверждает Селье, что каждый фактор внешней среды — стрессор, естественно полагать, что и в происхождении психических заболеваний механизм адаптации играет несомненную роль. В основе механизма «стресс» как основной идеи современной патологии лежит представление о доминирующей роли в развитии патологических механизмов системы передняя доля гипофиза — кора надпочечников. Следует отметить, что если нервной системе Селье в теории «стресс» вначале отводил небольшую роль, то в последнее время он пересмотрел свои взгляды и в 1959 г. писал: «... нервная система играет чрезвычайно важную роль в процессах адаптации. Классические исследования Павлова о защитном влиянии приобретенных условных рефлексов делают все это совершенно ясным».

В связи со значительным распространением взглядов Селье, работы которого характеризуются обилием фактов, замечательным мастерством экспериментальных исследований и глубиной обобщений, у психиатров возрос интерес к проблемам эндокринологии, причем больше всего их привлекает кора надпочечников, изучаемая главным образом у больных схизофренией. Взгляды Селье нашли полное отражение в работах названных выше школ психоэндокринологов.

Зародившееся в недрах учения о самоотравлении биохимическое направление в П. пошло своими путями, постепенно все усложняющимися и специализирующимися. За последние 30—40 лет опубликовано весьма значительное число работ по биохимии психозов, большинство этих исследований посвящено обмену у больных схизофренией. В последнее время уделяется много внимания исследованиям этиопатогенеза схизофрении биохимическими методами. Воздействие мочи, крови и спинномозговой жидкости больных схизофренией на лабораторных животных, на культуры тканей, вирусов и грибков исследовалось неоднократно. В результате этих исследований установлены токсически» свойства упомянутых биологических жидкостей.