Смекни!
smekni.com

Исследование психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей (стр. 2 из 19)

При чтении настоящей работы следует учитывать, что весь включенный в нее материал, несмотря на некоторую кажущуюся пестроту и разносторонность, отбирался в соответствии со строго определенными требованиями, исходящими из цели курсовой работы. Эта цель заключается в следующем:

Дать общее описание теоретических основ и технических приемов психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей, включенное в картину связанного с ними круга проблем.

Данная цель осуществляется путем решения следующих 3-х задач:

1. Освящения особенностей невротических расстройств у детей: их причин, развития, проявления и последствий.

2. Изложения возможной работы по излечению и предотвращению невротических расстройств у детей.

3. Поиска взаимосвязей между психологическими методами лечения и социокультурной средой, в которой они осуществляются.


1 Невротические расстройства у детей

Невротические расстройства у детей обладают рядом особенностей как в причинных факторах своего развития, так и в проявлении заболеваний, личностном отношении к ним ребенка, влиянии на последующую жизнь. Знание этих особенностей необходимо для их успешной психотерапии и психопрофилактики.

1.1 Причинные факторы развития невротических расстройств у детей

Как утверждал К.Г. Юнг, детские неврозы – это, по сути своей, симптомы духовного состояния родителей, нежели собственное заболевание ребенка. Психика детей лишь отчасти принадлежит им самим – по большей части она все еще зависит от психики родителей [27, С.82], ребенок беспомощен, он отдан на произвол их душевному воздействию [27, С.87]. Современные исследователи подтверждают это утверждение.

Так, в результате одного из проведенных в нашей стране обследований [4, С.33-47] на примере 280 полных семей, больных неврозами детей в сравнении с 265 семьями детей, нервно-психически здоровых выявлены статистически значимые различия в личностных особенностях родителей, социально-психологической структуре семьи, особенностях воспитания. Ниже приводится краткое содержание результатов этого обследования.

Изменения личности родителей, в случае заболевания детей неврозами, выражены не резко и не ведут к серьезным нарушениям в социальной адаптации и поведении.

Общие изменения личности матери и отца группируются в следующие типы:

1) «Слабость личности» - повышенная ранимость, затруднения в принятии решений, мнительность, застреваемость на переживаниях.

2) «Ригидность личности» - болезненно заостренное чувство ответственности, долга, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность принятия и играния ролей.

3) «Закрытость личности» - недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выявлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.

4) «Конфликтность личности» - постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм.

Для матерей характерны эмоционально-нестабильные и внутренние напряженные типы. Выделяются как матери с твердыми и доминантными чертами характера, так и с мягкими чертами, тревожные и неуверенные в себе. Отцы психомоторно-нестабильные, с мягкими чертами характера или наоборот, твердые по характеру, «сверхстабильные», обстоятельные, склонные к детализации и долго хранящие память на пережитое в прошлом.

Анализ семейной структуры, в сравнении с семьями здоровых в нервно-психическом отношении детей, выявляет иерархизированный или аморфный тип семьи и наличие в ней эмоционально обособленных диад, большое количество неразрешенных проблем в виде явных или скрытых конфликтов, непродуктивное функционирование семьи в целом. Супруги, чаще, чем в контрольных семьях, имеют разные характеры – отношения построены по компенсаторно-дополняющему типу, что говорит о стремлении компенсировать чувство своей неполноценности. Наблюдается несовпадение их представлений друг о друге и низкое взаимопонимание. Стремление к доминированию как у отцов, так и у матерей не получает успешной реализации из-за низкого взаимопонимания и конфликта между родителями. В целом преобладает доминирование матерей, нередко образующих с ребенком эмоционально обособленные диады. В большинстве семей имеют место хронические трудноразрешимые конфликты между родителями из-за воспитания, которое также существенно отличается от воспитания в контрольных семьях.

Отдельные его стороны группируются по степени патогенной значимости следующим образом:

1) Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, их естественному психофизиологическому развитию, конституциональным и половым особенностям, что проявляется в большом числе требований, обязательств, предписаний и условностей, которые трудновыполнимы и превышают возможности детей.

2) Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей, выражающееся раздраженно-нетерпеливым отношением, отсутствием необходимой нежности и ласки.

3) Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны одного или обоих родителей. Так, некоторый недостаток материнской заботы в первые годы жизни сменяется последующей гиперопекой.

4) Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи, выражающийся сочетанием строгих ограничений и запретов у одного из родителей и потакающе-разрешающим отношением у другого.

5) Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость у каждого из родителей в отдельности.

6) Неустойчивость и эмоциональная неровность в отношениях с детьми, проявляющаяся в крике, повышенном тоне и тому подобном.

7) Тревожность в воспитании – постоянное беспокойство о ребенке, излишние опасения и предохранения.

Данные отклонения в воспитании могут быть следствием различных личностных нарушений родителей, их внутрисемейных и внесемейных конфликтов, неудовлетворенности своей жизнью, в том числе и сексуальной, нарушением отношений в их родительской семье, чрезмерными ожиданиями от своих супругов и проекцией на детей своих нереализованных стремлений.

В ходе другого обследования [4, С.20-32] была установлена связь между развитием невроза у ребенка и психотравмирующим влиянием семьи. Из 450 клинических историй болезни детей, прошедших полный курс психотерапии было отобрано 100 историй болезни детей с длительными и выраженными невротическими расстройствами, многие из которых прежде уже подвергались психотерапии. Работа с ними позволила установить, что невротическое состояние развивалось преимущественно постепенно в результате нарастающего влияния психотравмирующих ситуаций семейного происхождения. Даже в тех случаях, когда очерченный невроз возникал после шоковых психотравмирующих воздействий, лежащих вне семьи, все же удавалось обнаружить предшествующую невротизацию ребенка в семье. В ходе обследования выявлены такие факторы патогенного семейного влияния как отсутствие прочного стабилизирующего влияния отца на детей, чрезмерные опека, ограничительность, непоследовательность, противоречивость в отношении к детям.

Определенное понимание патогенетического влияния семьи на развитие невротических расстройств у детей дает концепция патологических ролей [26, С.238-248]. Так ребенок в семье может приобретать роль «козла отпущения», на котором родители сбрасывают свое психическое напряжение [4, С.42]. Но роли «ребенок-вундеркинд» и «ребенок-надежда семьи» также носят психотравмирующий характер [26, С.243]. Патологическая роль – следствие неудовлетворенности определенных потребностей члена семьи, заинтересованного в ее принятии. Он может принять такую роль на себя или вынудить это сделать других представителей семьи. Патологическая роль свидетельствует о том, что нарушение индивида является нарушением семьи, порой всей семьи в целом [26, С.240].

Патологизирующее семейное влияние обладает способностью передаваться от поколения к поколению. В качестве связующей психологической проблемы, на протяжении трех поколений в семьях больных неврозами, выявлено преобладание эмоционального отвержения со стороны значимых лиц к членам семьи, находящимся в зависимом положении. Неосознанные личностные установки формировали у прародителей и родителей эмоциональное отвержение детей и близких, проявляющееся в неразвитости родительских чувств, проекции на близких собственных нежелательных качеств, неприятии детей по полу и тому подобном поведении. В результате у больных неврозами закладывались эгоцентризм, когнитивная и эмоциональная незрелость, нарушение полоролевой идентичности и акцентуации личности [26, С.252-253]. В ходе исследования патологизирующего семейного влияния обнаружено снижение адаптивных способностей от прародителей к внукам, возрастание от поколения к поколению искажений мотивации и снижения самооценки [26, С.276]. Читая эти данные, на ум приходит пословица о шиле, которое, как известно в мешке не утаишь.

В качестве психотравмирующего фактора, способного привести к развитию невроза, выделяют неадекватное, раннее усиление функционирования одного из полушарий головного мозга, при недостаточном развитии возможностей другого [4, С.183-189]. Даже в тех случаях, когда стимулируется ведущее полушарие возможно развитие невротических нарушений. Наиболее же тяжелые последствия возникают при односторонней левополушарной стимуляции правополушарно ориентированных детей. В этом случае, наряду с нарастающими психологическими трудностями и большой вероятностью появления психомоторных нарушений, наблюдается нарастание физической ослабленности и частые, продолжительные соматические заболевания. Данное нарушение воспитания характерно, в основном, для родителей из группы ИТР, с односторонним левополушарным типом развития и воспитания.